Красотa

Как фильтры в соцсетях меняют понятие красоты и наше восприятие себя

Как фильтры в соцсетях меняют понятие красоты и наше восприятие себя

Фильтры красоты в соцсетях давно стали мощным оружием. Технологии дополненной реальности меняют наше представление о том, кто красивый, а кто — не очень, стимулируя улучшать внешность с помощью косметологии и пластики. Понятие «дисфория Snapchat» стало реальностью, а хирурги жалуются, что люди часто просят сделать им лицо как в Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации), чтобы походить на того или иного блогера или селебрити, нещадно оттюнинговавшего селфи с помощью фильтров. Люди перестали видеть свою естественную красоту, хотят соответствовать бьюти-стандартам из соцсетей, которые не только задают тренды, но и порой имеют расистскую подоплеку.

Как фильтры в соцсетях меняют понятие красоты и наше восприятие себя

Вспомним хотя бы историю с мейкапом «лисий глаз» в конце 2019 года, когда Белла Хадид и Кендалл Дженнер с помощью косметики визуально вытягивали брови и уменьшали разрез глаз, делая их миндалевидными, раскосыми. Эффект достигался за счет макияжа, но специалисты уверяют, что тут не обошлось без помощи блефаропластики и других приемов эстетической медицины. Как бы там ни было, но многие пользователи соцсетей возмущались. Дескать, «лисий глаз» — не что иное, как пропаганда ненатуральности и расизма, что этот тренд оскорбляет чувства азиатов.

Как фильтры в соцсетях меняют понятие красоты и наше восприятие себя

В наше время чтобы считаться красивыми по меркам общества, надо соответствовать лучшим образцам из рекламы, но — в первую очередь! — из соцсетей, переполненных beautiful people. Ваша кожа должна быть идеально гладкой и чистой, ровного оттенка, сияющей, скулы должны быть высокими, глаза миндалевидными, ресницы длинными и пушистыми, при этом нос должен быть маленьким, а губы пухлыми. Преобразиться, а заодно и стереть ваши этнические черты, помогут, конечно, фильтры. И в самом деле — разве можно быть такой страшилой и нарушать своим орлиным носом мировую гармонию? Это был сарказм, никаких оскорблений!

Будем объективны: из каждого утюга нам напоминают про бодипозитив, но стоит пролистать полную красивых людей ленту Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации), мы моментально забываем о принятии себя и начинаем рихтовать свои селфи, осваивать сложные приемы контуринга в макияже, а кто-то идет дальше и записывается на консультацию к пластическому хирургу, а потом — на операцию.

@blogilates
@blogilates

Красота все так же требует жертв, правда, теперь они стали менее кровавыми.


А что касается носа, то на пике моды — кукольный Barbie nose, за которым девушки все чаще обращаются к пластическим хирургам. Неестественно узкий и вздернутый — вот это красиво. В самом деле? Больше референсов можно найти по соответствующему хештегу или внимательно изучив фото Майкла Джексона и Ланы Дель Рей. О вкусах не спорят, но порой вкус бывает спорным.

Как фильтры в соцсетях меняют понятие красоты и наше восприятие себя

Если говорить про губы, то ярким примером преображения не в пользу здравого смысла можно назвать ставшую мемом пластику верхней губы булхорн. Вид хейлопластики, позволяющий сократить расстояние между каймой верхней губы и основанием носа, а заодно скорректировать контур верхней губы и убрать морщины вокруг, еще недавно пользовался большим спросом у селебрити (вспомните Машу Малиновскую), но многие явно перегибали палку. Принцип золотого сечения и собственное чувство прекрасного удерживали от подобных операций некоторых хирургов-пластиков, другие же соглашались на операцию.

Как фильтры в соцсетях меняют понятие красоты и наше восприятие себя

И в самом деле: если человек с новыми губами будет чувствовать себя красивым и удовлетворенным, будет нравиться себе, то почему бы и нет. Почему?


Но мы говорим не о том, кому какие губы нравятся, а о том, что побуждает нас одно считать красивым, а другое — нет. По мнению экспертов, все дело в компьютерных технологиях, которые продвигают расизм, в том числе и в области красоты. Например, актриса из Лос-Анджелеса Джулия Конг, бирманская китаянка, которая живет в Лос-Анджелесе, говорит, что бьюти-фильтры в соцсетях — настоящая заноза для нее, ведь сравнение реальных и отретушированных селфи становится ежедневным напоминанием о том, какой лук «правильный», какой — нет. Джулия с некоторым стеснением признается: хотя она и достигла нового уровня самоприятия, вступив во взрослую жизнь, фильтры напоминают ей о лучшей версии себя и отретушированные селфи ей нравятся больше и повышают ее эго. Осветляют кожу, сужают переносицу, глаза делают больше, быстро стирая расовую принадлежность и подгоняя лицо под красивые стандарты Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации).

@juliaakong
@juliaakong

В свою очередь Аюми Паттерсон, темнокожая модель из Нью-Йорка, говорит, что бьюти-фильтры «колонизируют» этнические черты. «С возрастом я обнаружила, что мои черты (форма глаз и губ, цвет кожи) теперь „превращены в товар“ и стали нормальными для той самой аудитории, которая заставляла меня чувствовать себя чужой в годы моего становления. И это при том, что такие фильтры не предназначены исключительно для маргинализированных групп, которые уже обладают такими чертами внешности», — говорит Аюми. Происходящее девушка называет «эффектом Кардашьян», вспоминает про мейк «лисий глаз» и подчеркивает, что общественность обращает внимание на расовые признаки внешности, только когда они соответствует европоцентрической повестке дня.

@ayumipat
@ayumipat

Как бы там ни было, но очевидно, что Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации), изначально задуманный как хроника реальности, превратился в ярмарку тщеславия, витрину идеальной жизни, о которой все мечтают, при этом более 40% фото подвергаются нещадной ретуши, что вводит нас в заблуждение. Еще бы, ведь большинство из нас не такие красивые и идеальные, как герои ярких постов в Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации). Погоня за лайками стимулирует приукрашать действительность. И неспроста для рекламы своей продукции крупнейшие бьюти-бренды делают ставку именно на инфлюенсеров с прокачанными аккаунтами.

Как фильтры в соцсетях меняют понятие красоты и наше восприятие себя

Джулия Конг не верит, что фильтры красоты в ближайшее время исчезнут, при этом подчеркивает, что мы вполне можем контролировать себя каждый раз, когда собираемся применить тот или иной метод виртуальной бьютификации. Реалистичные фото, подвигающие нас на самоулучшение путем повышения самооценки, спорта и правильного питания, а не фейковых селфи, можно посмотреть по тегам #nofilter и #filterdrop.

19 января 2021
Ольга Ращупкина для раздела Красотa