PostaБизнес

Татьяна Шевченко о том, как создать успешный travel-бизнес и не забыть про себя

Моя собеседница — одна из самых роскошных женщин в российском туристическом бизнесе, владелица компании World Adventures с 22-летним (!) стажем, со-владелица PR-агентства La Bibliotheque и мама троих детей.

На Татьяне: часы IWC Portofino Automatic Moon Phase 37, платье Saint Laurent

Фото: Jan Coomans
Стиль: Арина Ломтева
Make-up и волосы: Александра Брунова

Благодарим отель Baltschug Kempinski Moscow
за помощь в организации съемки.

Новая территория в бизнесе —

это всегда страх и интерес одновременно. Мы помним, как в прошлом году часовая мануфактура IWC Schaffhausen, девиз которой «Инженерное искусство для мужчин», рискнула, впервые создав женскую коллекцию. Получился очередной хит. А героини нашего совместного проекта Women in Power — сильные и успешные бизнесвумен — тоже одними из первых взялись за мужской бизнес и… выиграли!

22 года в бизнесе — срок серьезный. Помню нашу первую с Татьяной встречу, года 3 назад. Тогда многие в travel-индустрии говорили мне: «С ней может быть сложно, она постоянно на своей волне и живет как будто в другом мире, это женщина не без пафоса». В результате владелица самого закрытого и самого успешного бутик-агентства индивидуальных путешествий в нашем городе оказалась и такой, как про нее говорили, и совсем другой. С ней безумно интересно, хотя всегда в подсознании не отпускает желание «держать спину». Она умеет быть мягкой и даже ранимой, но в бизнесе по щелчку переключается на создание классных идей, продумывает комбинации и «добивает» ситуацию по-своему, элегантно, но четко. Именно у таких женщин, как мне кажется, нужно учиться «золотой середине»: как быть успешной, руководить десятком людей, но при этом растить детей, потрясающе выглядеть, оставаться интересной как для женщин, так и для мужчин. Как не зациклиться на собственном успехе, но красиво принимать комплименты, когда ты реально сделал что-то достойное?

Women in Power. Специальный проект Posta-Magazine и IWC Schaffhausen. Татьяна Шевченко о том, как создать успешный travel-бизнес и не забыть про себя. На Татьяне: платье Sara Roka

На Татьяне: платье Sara Roka

Татьяна Сабуренкова: Таня, до встречи с тобой у меня было четкое убеждение: туристическая индустрия — мужское дело. Постоянные стрессы, странные и даже не всегда адекватные запросы клиентов, вечные требования: хочу улучшенный сьют, на завтрак не подали правильные Eggs Benedict, в такси поставили бутылку воды с газом! И вот так ты живешь 22 года. А с чего все началось?

Татьяна Шевченко: Ты будешь смеяться, но мой travel-бизнес начался с банальной аллергии. Сразу после института Мориса Тореза (Институт иностранных языков им. Мориса Тореза — прим. ред.) я работала переводчиком в компании очень значимого человека, экономиста Станислава Шаталина, и у Мартина Люциановича Шаккума. Поначалу мне было жутко интересно — такие мужчины, проекты, сила! Но в мае у меня резко случается приступ аллергии. Это выключает меня из рабочего процесса, я не могу переводить на серьезных встречах. Беру тайм-аут. Это сейчас мы все знаем про энергии, посылы из Космоса и т.д., а тогда просто сработала интуиция. В течение месяца «свободы» я вдруг принимаю решение, что не вернусь обратно. Я хочу что-то свое и хочу путешествовать. Конечно, тогда я даже представить себе не могла, с чем столкнусь.

— Ко мне это желание пришло спустя 15 лет работы в крупных издательских домах. Я не могу себе представить, как бы я сразу после учебы на такое замахнулась…

— У меня все началось с малого. В тот момент у меня было мое первое «место силы» — Крым. И были знакомые, связанные с первой и второй госдачами в Нижней Ореанде. Мне нужны были клиенты. Помню, как я пришла тогда в гостиницу «Метрополь», хотя даже боялась тогда туда заходить. На ресепшн я взяла Moscow Business Guide, тогда он был на трех страницах с названиями компаний, номерами их телефонов и факсов. Мне хватило сообразительности накопить на факс, сесть и напечатать: «Господа, есть возможность попасть в Крым. Привлекательные условия. Звоните!». Просто формат листа А4, где я рассказывала, как люблю Крым, как все про него знаю и могу помочь с организацией поездки. И ночами, когда у компаний факсы переключались в автоматический режим приема, я стала рассылать эти объявления.

Women in Power. Специальный проект Posta-Magazine и IWC Schaffhausen. Татьяна Шевченко о том, как создать успешный travel-бизнес и не забыть про себя

— Но где-то же надо было этих клиентов принимать?

— Вот и я об этом подумала. Dream Big! Мне тогда хватило интуиции, а может, в хорошем смысле наглости, я приехала на Спиридоновку и зашла в здание номер 38. Арендовала офис метров, наверное, 200. Огромный. Купила стол, села за него в пустом кабинете.

— Какую первую твою поездку ты помнишь лучше остальных?

— Прежде всего, я решила ехать в Лондон, на важное мероприятие World Travel Market. Интернета и почты тогда не было, все — в брошюрах. Представь себе: мы тогда не знали даже, чем Double Room отличается от Junior Suite и почему бизнес-класс так дорог? Я не заканчивала никаких гостиничных университетов, в трэвел-образование вообще слабо верила, хотя гостиничные школы имеют силу. Мой университет — это была сама моя жизнь, и она воспитала во мне желание познавать и открывать мир. Ты говорила вначале о том, что трэвел — мужской бизнес. Да, это так. Нужен бизнес-план, четкое понимание, умение ставить цели, т.е. строить мост с конца. Хотя, кто знает, как правильно? Но я начинала по-другому. Я была безумно молода и энергична, я любила весь мир! Этой моей энергии и искренности хватало, чтобы без бизнес-плана начать подбор клиентов, появились первые деньги, опыт, успех. Даже сейчас World Adventures, в первую очередь, построен на моей энергии, энергии познания. А ведь это женская энергия. Есть вопрос цифр, планов, мне кажется, что настало время сейчас развивать бизнес дальше по-взрослому, не только ради доходов, но и для ощущения дальнейшей стабильности. Так как через 22 года работы энергии и сил у меня стало поменьше, а еще появилось трое любимых детей, любимый мужчина.

Women in Power. Специальный проект Posta-Magazine и IWC Schaffhausen. Татьяна Шевченко о том, как создать успешный travel-бизнес и не забыть про себя. На Татьяне: часы IWC Portofino Automatic Moon Phase 37, платье Sara Roka

На Татьяне: часы IWC Portofino Automatic Moon Phase 37, платье Sara Roka

— Меня всегда поражало, как все в гостиничном бизнесе, даже в Москве, связано и все готовы в самом крайнем случае друг другу помогать. Представители разных отелей могут ходить друг к другу в гости, например, смотрят новые рестораны, номера. Я вот представила себе, как журналист Vogue приходит в Elle на дружескую встречу, на летучке посидеть. Это просто нонсенс для других бизнесов!

— Не все так у нас прекрасно, конечно. Но как сказал мне недавно один генеральный директор знаменитого в Лондоне отеля: «Таня, все-таки travel-бизнес — это большая семья. И когда у тебя ситуация SOS — люди друг друга выручают, мы общаемся и не делаем вид, что мы открытые соперники друг другу». Да, конкуренция. Но я думаю, что стала успешна в этом мире, потому что выбрала правильный бизнес, под себя. Я за конкуренцию, но и за соблюдение правил совести, чести и морали.

— Не могу не задать тебе один неудобный вопрос. Я прекрасно понимаю, как ты стала успешной в начале 90-х. Booking.com отсутствует, языков многие не знали, всем нужны были такие, как ты: куда поехать и где жить в Париже, где ужинать, как правильно себя вести? Но сейчас другие времена, зачем мне бронировать через агентство, переплачивать? Я села, прогуглила — и вот я уже в аэропорту.

— Безусловно, таких огромных заработков, как раньше, сейчас нет и быть не может. Это как в других сферах: журналы сейчас явно не зарабатывают за развороты рекламы столько, как в 2000-х. Я помню истории, когда мои подчиненные бежали с круглыми глазами, не понимая, что хотят от них наши гости. А те срочно требовали поездку в некий «Бордаукс». Только через 15 минут разговора я, вспоминая французский спеллинг, понимала, что речь идет о Бордо… Столько всего было! Да, сегодня другое время, но я ценю наших клиентов, которые вот уже 20 лет приезжают к нам на Спиридоновку (сейчас это дом 36). Они это делают не ради «лучшей цены за номер». Мы по-прежнему каждый день ищем самую интересную и неизвестную информацию о новых и старых местах. По картинкам в Интернете и по описаниям в TripAdvisor можно хорошо сходить поужинать, а можно и получить жуткий вечер, к которому ты так долго готовился, который был для тебя важен. А Google тебе не скажет, как пахнет в том палаццо дожей, какое солнце тебе нужно. Поверь, оно для каждого свое. Для состоятельных людей сейчас важна не только экономия, хотя мы постоянно боремся за лучшие цены. Важны детали и понимание того, что хотя бы в этом сегменте жизни можно расслабиться и просто получать удовольствие, за тебя подумают профессионалы, они поймут, что именно тебе нужно, что вызовет эмоцию.

Women in Power. Специальный проект Posta-Magazine и IWC Schaffhausen. Татьяна Шевченко о том, как создать успешный travel-бизнес и не забыть про себя. На Татьяне: часы IWC Portofino Automatic Moon Phase 37, костюм Saint Laurent

На Татьяне: часы IWC Portofino Automatic Moon Phase 37, костюм Saint Laurent

— Я согласна, что в нашем скоростном digital-мире мало места для эмоций. Наверное, ты как раз об этом и говоришь.

— Эмоций мало — это факт. У нас, бывает, звонок: «Таня, у меня на неделе важная сделка, мне реально сложно, помоги переключиться». И наша задача, прекрасно зная человека, быстро понять: как ему подобрать то, что его расслабит, восстановит его энергию и позволит «бежать» дальше по жизни и добиться успеха.

— Ты можешь назвать имена известных людей, которые путешествуют с тобой?

— Могу назвать только пару имен, потому что наша безопасность означает и конфиденциальность информации. Но Екатерина Андреева и Марина Кузьмина уже давали интервью вашему изданию, значит, о них говорить можно. Я действительно горжусь тем, что работаю с ними, я восхищаюсь тем, как они подзаряжаются во время каждой поездки, как они не выбирают слащавые и обычные маршруты, как они рискуют в чем-то, учатся. Как говорят в таких случаях французы: «Mes dames, chapeau!»

— Ты очень часто встречаешь в Москве иностранных гостей самого высокого уровня. Допустим, тебе нужно провести деловой завтрак. Сейчас в городе — миллион мест. Куда ты пойдешь?

— Завтрак до 10 утра — это все равно всегда «Пушкин», торжественное поднятие настроения. Он доминирует. Но, вообще, самое важное — что за человек приезжает, какое время года, какая Москва? Бывает, мы с кем-то «великим» садимся возле офиса на Патриарших на скамейке, и просто наслаждаемся солнцем. Чему я научилась в этом бизнесе, так это правильно и вовремя ловить состояние человека, давать то, что ему нужно именно сейчас, а не завтра-послезавтра.

— Вернемся к названию нашей рубрики. Women in Power. Звучит очень торжественно и серьезно, но за всем этим успехом, заработком и статусом хочется увидеть счастливую женщину. Ты понимаешь, о чем я говорю.

— Наверное. Есть женщины-руководители, которым очень сложно дома переключаться. Вот ты руководишь большим коллективом, приехала домой — и на автомате пошла «рулить» дальше. А дома так нельзя. Мне повезло — у меня врожденная способность, а также бизнес, который ее поддерживает, где я моментально переключаюсь. Для наших гостей я бываю и психологом, и пиар-менеджером, и стилистом, и консьержем, и волшебником.

— И все-таки в чем сила для женщины, ее плюсы?

— У меня взрослая дочь Саша, которая, следуя своему желанию, поступила в зарубежный университет. Я прорыдала несколько недель: моя девочка, МОЯ, и вдруг одна в чужом городе, в чужой культуре. Катастрофа. И я задумалась: как сейчас все-таки правильно воспитывать дочерей? Ведь именно я поддерживала идею стать профессионально сильной. А если вспомнить Смольный институт благородных девиц, где главным принципом было воспитание русской женщины в красоте и радости? Предметами обучения были: Закон Божий, французский язык, арифметика, рисование, история, география, словесность; кроме того, изучались танцы, музыка, рукоделие и различные виды домоводства, также преподавались предметы светского обхождения. А я вместо истории искусств, о котором мечтала Саша, сначала настояла на трех годах юриспруденции, а потом уже — искусство.

Сегодня мне понятно, что мужчины порой убеждены, что женщина и power — не рифмуются! Как-то в разговоре со мной прекрасная француженка и икона стиля Инес де ля Фрессанж сказала: «Мне кажется, что женщина — это сила. Априори. Просто сила ее иногда в мягкости, иногда — в какой-то хитрости, а иногда даже в женственности. Это не та power, которая присуща мужчинам, мы другие и надо этим пользоваться». И я согласна. Сила женщины не в том, чтобы просто быть сильной, а в том, чтобы сохранять в себе желание продолжать делать свое дело, сохранить свой мир. Как стол стоит на ножках, так и женщина стоит на каких-то опорах: семья, бизнес, красота, духовный рост, здоровье. У каждого они свои. И сила женщины — в умении сохранить эти опоры: когда одна опора пошатнулась, можно опереться на другие, удержаться и не потерять интерес к жизни.

Складывать все яйца в корзину бизнеса или карьеры — это не power, а зависимость. Woman in Power — это осознание каждого дня и работа над собой. Как сказал Сент-Экзюпери: «Господи, я прошу не о чудесах, я прошу о мудрости и силе каждого дня! Научи меня искусству маленьких шагов».

Women in Power. Специальный проект Posta-Magazine и IWC Schaffhausen. Татьяна Шевченко о том, как создать успешный travel-бизнес и не забыть про себя. На Татьяне:  платье  Saint Laurent, босоножки Hermes

На Татьяне: платье Saint Laurent, босоножки Hermes

— Да, и этими маленькими шажками надо успевать добегать и до налоговой, и до салона красоты, и до магазина…

— Главное, чтобы это было в радость. Я точно поняла, что жизнь — это про состояние. Например, очень важно то ощущение, с которым ты начинаешь свой день. Сила в том, чтобы найти 30 минут в день для себя: прогулка, йога, книга, разговор с зеркалом… все, что тебе приятно. В этом сила женщины — оставаться интересной самой себе. Что ты излучаешь — то ты и получаешь от отношений с другими. Как, например, мы знаем: счастливая мама — счастливая женщина и т.д. и т.п.

— Ты всегда все так правильно и делала?

— Конечно же нет. В какой-то момент в моей жизни было так, что я бежала-бежала, и что-то важное для себя упустила. Меня просто остановили — у меня была серьезная травма ноги. Или не виделась с лучшей подругой 5 лет или… Сейчас я работаю над своими опорами, пытаюсь понять, на что и как я опираюсь, учусь балансировать.

— Есть ли моменты в твоей жизни, когда ты можешь не смотреть на часы? Твое отношение ко времени и к возрасту?

— Я помню, смотрела какой-то сериал, где девушка в 35 как-то тяжело переживала кризис. Со мной было то же самое и именно в 35. Пришло вдруг осознание, что ты уже едешь в «четвертом вагоне». Время? Я слишком много времени тратила, не осознавая его ценность. Сейчас «изучаю» мужской подход, хожу на какие-то лекции и бизнес-завтраки, посвященные правильной организации времени… Я принимаю информацию, но из 100% только 10% пока использую для себя.

Women in Power. Специальный проект Posta-Magazine и IWC Schaffhausen. Татьяна Шевченко о том, как создать успешный travel-бизнес и не забыть про себя. На Татьяне: часы IWC Portofino Automatic Moon Phase 37, платье Saint Laurent

На Татьяне: часы IWC Portofino Automatic Moon Phase 37, платье Saint Laurent

— Чему именно ты стремишься научиться?

— Сейчас у меня период, когда хочется здравого подхода, я стала жестче планировать день и, главное, — выполнять (!) намеренное. Стараюсь встать еще пораньше и использовать «время тишины», поставить себе какие-то задачи дня-недели-месяца. Я пришла к этому не так давно. Я поняла, что когда-то слишком фривольно относилась ко времени, а сейчас мне важно «прописать» для себя, когда встреча с другом, когда доктор по красоте, которому больше нельзя писать «ой, я до вас сегодня не доеду», когда нужно сходить с детьми в театр. Если слушать великих бизнесменов, то вообще правильнее всего жить и работать блоками. С 12:00 по 14:00 в понедельник — время на письма, следующие два часа — почту не открываем, но проводим встречи. Так люди умудряются вести 5-6 бизнесов одновременно и быть успешными, хотя нет исключения из правил. Я не могу изменить себя, я по-прежнему остаюсь верной себе, но с удовольствием знакомлюсь с опытом других.

— Говоря о времени, я, конечно, имела в виду и внешность. Есть ли у тебя сейчас какие-то личные хиты anti-age, от которых четко видишь результат?

— Очень многие светские и бизнес-девушки и женщины используют «умную» маску Зинаиды Николаевны — автора техники массажа серебряными элеронами. Я с удовольствием применяю ее серебряные патчи, ее travel kit в полетах (очки для сна, тапочки, подушка). Как и любая женщина, интересуюсь мировыми новинками, спрашиваю, пробую. Все зависит от состояния. Иногда намешанная домашняя маска из чего-нибудь полезного приносит больший эффект, чем что-то от солидной марки, так как сделала ее сама, приговаривая что-то а-ля: «Водичка, водичка, умой мое личико!»

— Меня лично восхищают девушки, которые на себя время находят всегда. Я таких знаю, ты, конечно же, тоже. И еще мне нравится, когда женщины отмечают свои бизнес-успехи приятными подарками. Ты как в данном случае поступаешь — можешь ли зайти в магазин и купить себе часы, например, или украшение? Или это должен делать мужчина?

— Безусловно, приятно получать подарки от мужчин. Но моя первая серьезная покупка — браслет Tennis — это мой подарок самой себе. И я не могу сказать, что я смущалась, и мне было неловко зайти в бутик в Столешниковом и самой его купить. Я до сих пор его ношу. Если я вижу красивый осенний букет и хочу его здесь и сейчас, какой смысл ждать, пока его тебе подарят? Подарки — это прекрасно, но, как известно, ждать и догонять — самое неприятное дело. Поэтому важные покупки, мелкие или крупные, если это тебе доставляет радость, почему не делать самой (Улыбаясь). Слушайте себя, будьте верны себе, несите, отдавайте и получайте радость.

Women in Power. Специальный проект Posta-Magazine и IWC Schaffhausen. Татьяна Шевченко о том, как создать успешный travel-бизнес и не забыть про себя. На Татьяне: блузка Chanel

На Татьяне: блузка Chanel

Детали от Posta-Magazine
Отель Baltschug Kempinski Moscow: https://www.kempinski.com/en/moscow/hotel-baltschug/
Sara Roka, Saint Laurent: ЦУМ, ул. Петровка, 2, тел.: +7 (495) 933 73 00
Бутик IWC, ул. Петровка, 5, тел.: +7 (495) 660 18 68

13 октября 2016
Татьяна Сабуренкова для раздела PostaБизнес