Культура

Дороги, которые ведут: интервью с главой отдела культурных проектов BMW Group Томасом Гирстом

С 14 по 17 июня в швейцарском Базеле состоится одно из самых ожидаемых и престижных арт-событий года — ярмарка современного искусства Art Basel, на которой в этом году будет представлено более 4 тысяч художников со всего мира. Многолетним партнером ярмарки является концерн BMW Group, который на протяжении последних трех лет совместно с Art Basel реализует проект поддержки художников — конкурс BMW Art Journey, победители которого получают возможность совершить творческое путешествие в любую точку мира.

В этом году накануне объявления нового победителя BMW Group пригласила на Art Basel лауреатов прошлых лет — гонконгского художника и музыканта Самсона Янга, британскую художницу Эбигейл Рейнольдс и американского художника и ландшафтного архитектора Макса Купера Шнайдера — рассказать о своем опыте участия в проекте в формате public talk. Меж тем в преддверии ярмарки Posta-Magazine поговорил с главой культурных проектов BMW Group Томасом Гирстом об извилистом пути художника, глобальных арт-трендах, а также о том, что объединяет искусство и технологии.

Проекты — победители BMW Art Journey

«По ком звонит колокол: путешествие в акустическую историю конфликтов»

«По ком звонит колокол: путешествие в акустическую историю конфликтов» — работа первого победителя проекта BMW Art Journey 2015 Самсона Янга. Отправной точкой его исследования стал тот факт, что и пушки, и колокола отливают из одного материала — бронзы. Кроме того, диапазон распространения звука колоколов являет собой некую нематериальную культурную, религиозную и географическую границу. Художник находил и записывал колокола по всему миру, создавая звуковую карту конфликтов, которую он также дополнял акварельными рисунками.

«Руины времени: затерянные библиотеки Великого шелкового пути» — британская художница Эбигейл Рейнольдс отправилась в мотоциклетное путешествие по нескольким странам и континентам с целью изучения древних религиозных и светских текстов Европы и Азии. Результатом стала серия инсталляций, движущихся изображений и фотографий, в которых она документирует и осмысляет увиденное.

«Руины времени: затерянные библиотеки Великого шелкового пути»

«Земная витрина: риф как событие»

«Земная витрина: риф как событие» — в своей работе Макс Хупер Шнайдер исследовал несколько систем коралловых рифов по всему миру, которые подверглись масштабным техногенным катастрофам. Среди них — атолл Бикини на Маршалловых островах, риф, образовавшийся в результате аварии на атомной электростанции «Фукусима-1», а также рифы побережья Мадагаскара. Свои находки и открытия художник представил в витринных аквариумах — объектах, соединяющих в себе природное и искусственное.

Инна Логунова: Как возникла идея создания проекта BMW Art Journey? Что, на ваш взгляд, является главным в проекте?

Томас Гирст: Мы хотели придумать совместный проект, чтобы отметить десятилетнее сотрудничество с ярмаркой искусства Art Basel. Примерно год занял весь процесс совместного обсуждения деталей проекта. Наша идея состояла в том, чтобы просто оказать молодому художнику финансовую поддержку, но прежде всего дать возможность увидеть мир, познакомиться со множеством интересных людей, а также изменить что-то в своем взгляде на искусство, на себя и на мир. И это одна из наиболее важных особенностей проекта — достаточно вспомнить ряд художников, авторитетных директоров музеев, влиятельных кураторов, которые на разных этапах своей карьеры отправлялись в подобные творческие путешествия. Это поистине ни с чем не сравнимый опыт, который к тому же открывает новые двери. Вспомним первого победителя BMW Art Journey 2015 года Самсона Янга — в прошлом году он уже представлял Гонконг на Венецианской биеннале, а также снялся в документальном фильме фестиваля. Этой весной его работы выставлялись в Музее Гуггенхайма и были показаны на арт-ярмарке Frieze в Нью-Йорке. Как видите, путешествие напрямую влияет на творческую траекторию художника.

Лично для меня путешествие в компании талантливых художников стало незабываемым опытом. Проект Самсона Янга заключался в исследовании церковных колоколов по всему миру. Одним из пунктов в его маршруте была небольшая деревушка на юге Франции. Там находится церковь со старым колоколом с надписью на внутренней стороне, найти и прочитать которую Самсону стоило больших усилий. Прекрасно помню, как я держал его за щиколотки, когда он, стоя на шаткой деревянной лестнице, исследовал колокол. Он мог зазвонить в любой момент, сломав ему плечо и оглушив нас обоих. Именно ради таких моментов и нужен проект BMW Art Journey — он превращает путешествие в захватывающее приключение, воспоминания о котором остаются на долгие годы.

Томас Гирст

Томас Гирст

— С какими незапланированными результатами вы сталкивались за время существования проекта?

— Очевидно, что ни одно путешествие не может быть спланировано до малейших деталей. Собственно, мы путешествуем, чтобы встретить нечто непредвиденное. К тому же путешествие всегда сопряжено с определенным риском. Скажем, Эбигейл Рейнольдс во время своей поездки по Турции упала с мотоцикла и была вынуждена на время ее приостановить и внести коррективы — которые в итоге только обогатили ее проект. Важно, что BMW Art Journey продолжается уже после окончания путешествия. Например, Макс Хупер Шнайдер по завершении проекта выставлялся в центре современного искусства Ullens в Пекине по инициативе его директора и одного из членов жюри Филиппа Тинари. Это результат, который изначально не планировался, но стал возможен благодаря BMW Art Journey. Кроме того, многое в проекте зависит от отношений, которые устанавливаются между художником и куратором, что по определению невозможно запланировать, потому что это живой процесс.

— Многие современные художники в своих работах высказываются на социальные и политические темы. Насколько их взгляды важны для вас? Являются ли они критерием участия и победы в конкурсе?

— BMW Group на протяжении более полувека инвестирует в различные культурные проекты. И один из наших основных принципов здесь — предоставление художнику полной свободы творчества вне зависимости от вероисповедания, политических и эстетических взглядов. Мы не вмешиваемся в процесс принятия решений — победителей определяет профессиональное жюри, объединяющее директоров музеев, кураторов и художников. Художники вольны делать все, что хотят и считают необходимым, но, естественно, есть изначально заданные условия конкурса. Они могут поехать в любую точку планеты, посещение которой не запрещено ООН. Мы не хотим подвергать участников опасности, так что не станем отправлять их в космос или на подводную лодку, опускающуюся ниже 1000 метров. Главное условие в том, что участник должен преодолеть не менее 100 км пути, а путешествие должно длиться не менее двух недель — мы хотим избежать ситуации, когда участник может заявить, что совершил путешествие, не покидая своей комнаты и перемещаясь каждый день на пару сантиметров. Это, конечно, концептуально, но у нас немного другие задачи.

BMW Group на протяжении более полувека инвестирует в различные культурные проекты

— Вы курируете проект, направленный на поддержку молодых художников. От чего зависит успех того или иного автора или отдельных его работ в мире современного искусства?

— Мир искусства тесно связан с арт-рынком, в логике которого молодые художники должны заявить о себе до 25 лет. При этом художник должен понимать самоценность искусства и творческого процесса как такового. Хотя многим художникам живется довольно трудно, все же я рекомендую им не тратить массу энергии, пытаясь попасть в галереи, не думать постоянно о том, сколько сегодня стоят их работы, — все это тупиковый путь. Искусство — это прежде всего исследование себя, движение вглубь, абсолютно не совместимое с рекламным ажиотажем и пиаром. Перефразируя Ницше, чтобы стать молнией, нужно долгое время пробыть облаком. Так и есть. Единственно верный путь — планомерная, постоянная работа несмотря ни на что, поверьте мне, она действительно помогает разрешить очень многие проблемы.

— Какие тенденции, на ваш взгляд, наиболее ярко характеризуют современное искусство?

— Я бы отметил искусство постинтернета, которое сегодня приобретает все большую популярность. Также в искусстве наконец зазвучал сильный женский голос, женщин-художников становится все больше. Кроме того, сегодня, благодаря естественной исторической дистанции, пришло понимание ценности искусства зрелых художников — тех, которым сейчас восемьдесят, чья карьера развивалась на протяжении последних шестидесяти лет.

Что касается течений и движений в искусстве, разговоры о том, что мы наблюдаем возрождение абстрактной или фигуративной живописи или еще какого-нибудь направления, сегодня не имеют смысла: мы живем в эпоху художников-индивидуалистов, времена манифестов и объединений остались в прошлом. Также стоит отметить, что сегодня, к сожалению, довольно много откровенно слабого политического искусства. Еще один выраженный тренд — соединение искусства и технологий, что в принципе не ново: еще в досократической философии для обозначения достижений в искусстве и технологии использовалось одно и то же слово — techne. Я вижу в этом параллель с тем, что происходит в искусстве в наши дни, и философией нашей компании.

Томас Гирст

 

 

 

13 июня 2018
Инна Логунова для раздела Культура