Мэтр Стивен Спилберг экранизировал библию современных гиков — роман Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться».
Картина получилась эффектной, увлекательной и очень личной.
Тинейджер Уэйд Уоттс (Тай Шеридан) обитает в Огайо недалекого будущего. В 2045 году мир, разумеется, напоминает антиутопию: бедность, перенаселение и т. д. Впрочем, Спилберг не стремится в данном случае к большой детализации и конкретике: подробностями того, как человечество докатилось до жизни такой, он не слишком балует. Точно мы знаем одно: Уэйд живет с тетей в трейлерном парке и большую часть времени проводит в виртуальной реальности, которая в тысячи раз интереснее и ярче повсеместной серости. Так же поступают и все люди вокруг, даже если денег у них совсем мало. Многие, покупая разнообразные примочки, попадают в долговое рабство к корпорации IOI, отвечающей за оборудование для виртуальной реальности. Владелец этой компании Сорренто (Бен Мендельсон) делает все, чтобы завладеть правами на виртуальную вселенную OASIS, чей создатель Джеймс Холлидей (Марк Райленс) умер некоторое время назад. Придуманный им виртуальный мир и все состояние Холлидея достанутся тому, кто найдет во вселенной игры «пасхальное яйцо». Для этого участники состязания должны сначала отыскать три ключа. Уэйд (он же — Парсифаль), три его друга и новая знакомая по кличке Артемида (Оливия Кук) борются за победу. Вскоре главный герой поймет, что в случае триумфа IOI пострадают как обычные люди, так, вероятно, и сам OASIS, который окончательно коммерциализируют. Теперь поиск «пасхалки» для него превращается из амбициозного развлечения в значимую для всего света задачу.
«Первому игроку приготовиться» — настоящее счастье для всех поклонников поп-культуры — прежде всего, 80-х, но отнюдь не только. Кинг-Конг и Ти-Рекс из «Парка юрского периода», Супермен и Стальной гигант, Чужой и Фредди Крюгер, «Клуб „Завтрак“» и «Сияние», «Назад в будущее» и «Звездные войны» — все это и многое-многое другое можно найти внутри вселенной OASIS. Автор романа-первоисточника Эрнест Клайн — стопроцентный гик, насытивший постмодернистскими отсылками все повествование. Во время финальной битвы всех со всеми в фильме вспоминается недавняя московская выставка японца Такаси Мураками. А именно впечатляющая огромная инсталляция с сотнями, если не тысячами игрушек — персонажами японской поп-культуры: чудовищами кайдзю, покемонами, фигуристыми девушками из манги и аниме. Густонаселенная картина «Первому игроку приготовиться» — своеобразная интернациональная (преимущественно американо-японская с точки зрения состава задействованных персонажей) киноверсия витрины Мураками. Главные герои знают этот дорогой для Клайна и Спилберга мир как свои пять пальцев, и именно настоящая любовь ко всему гиковскому и фантазийному возвышает их над представителями IOI, которыми руководят не чувства, а жажда прибыли.
Конечно, отследить и оценить все цитаты из фильмов, сериалов, комиксов, аниме, компьютерных, настольных и видеоигр смогут только самые отъявленные фанаты массовой культуры, но даже если вы не слишком осведомлены в этих вопросах, просмотр все равно доставляет огромное удовольствие. Спилберг в свои семьдесят один мастерски, изобретательно режиссирует экшен-сцены, а главное — создает по-настоящему яркий, эффектный и притягательный мир, где, как сообщают в начале картины, можно стать тем, кем захочешь. Показывая, по сути, лишь часть возможностей «Оазиса», режиссер, оператор (знаменитый Януш Камински) и художник-постановщик (Адам Штокхаузен) оставляют зрителям пространство для сотворчества. Кем бы вы стали в OASIS? Чем бы занимались? Взобрались бы на Эверест с Бэтменом или придумали бы что-то еще более экстраординарное?
«Первому игроку приготовиться», несмотря на всю детскость и игрушечность, с самого начала воспринимаешь как что-то личное и актуальное. Утопия «Оазиса» кажется единственно возможным спасением от мрака и отсутствия перспектив не в какой-то абстрактной Америке будущего, а во вполне конкретной России сегодняшнего дня. Эскапизм как способ выжить и не сойти с ума. По мере развития конфликта в фильме (и после получения трагических новостей последней недели), конечно, понимаешь, что спрятаться от драматического развития событий все равно не получится. Утопия оборачивается антиутопией, и зарывать голову в песок никак нельзя — иначе всему конец.
Но в первую очередь эта картина личная, конечно, для Спилберга — именно это делает ее такой полнокровной. Своими ранними работами режиссер заработал репутацию автора уникального развлекательного кино: пускай порой и страшного, как «Челюсти», но все-таки оторванного от реальности. Первой его по-настоящему «взрослой» работой считают «Цветы лиловые полей», которая не получила ни одного из одиннадцати возможных «Оскаров». Впоследствии в фильмографии Спилберга серьезные социально-политические картины стали чередоваться с его фирменными сказочно-фантастическими творениями. Пиком стал 1993 год, когда на экраны вышли и получивший все главные «Оскары» «Список Шиндлера», и собравший огромную кассу «Парк юрского периода». Вот и в 2018-м в российском прокате почти столкнулись основанная на реальных событиях драма о важности демократии «Секретное досье» и подростковая вроде бы история «Первому игроку приготовиться». Если задуматься о творческом пути Спилберга, последняя кажется абсолютно личной потому, что в ней режиссер сочетает оба своих подхода к кинематографу. Как в экранизации Клайна, так и в жизни, он пытается найти баланс, гармонию между реальностью и фантазией, гражданским подвигом и эскапизмом, суровой действительностью и мечтой, антиутопией и утопией. В одном из давних интервью Спилберг сказал, что хочет быть ответственным, но не хочет терять ребенка в себе. Этот ребенок в нем явно жив и до сих пор, поэтому «Первому игроку приготовиться» на голову выше, моложе и душевнее десятка картин подобного жанра. «Оазис» режиссеру все-таки милее обыденного мира, где все же не стоит проводить больше двух дней в неделю.