Культура

Арт-уикенд в Москве: атомный дождь Такаси Мураками в «Гараже»

В Музее современного искусства «Гараж» открылась первая в России выставка японского художника Такаси Мураками — одной из самых значительных фигур в современном искусстве.

Многочастная выставка «Будет ласковый дождь», на подготовку которой ушло два года, занимает почти все пространство музея, превращая его в тотальную инсталляцию.

Будучи укорененным в традиционной японской культуре, искусство Такаси Мураками в то же время универсально и интуитивно понятно и человеку, не знакомому с историческими и эстетическими отсылками, наполняющими его работы. Это одна из причин, по которой он оказался столь успешным и востребованным на Западе. Мураками живет между Токио и Нью-Йорком, а его персональные выставки регулярно проходят в крупнейших мировых институциях, в числе которых Музей Гуггенхайма в Бильбао, Версальский дворец и Палаццо Реале в Милане.

Такаси Мураками. Воспоминания о бурной жизни. 2015

Такаси Мураками. Воспоминания о бурной жизни. 2015

Первая глава выставки как раз исследует творчество Мураками в контексте традиционного искусства Японии с присущей ему цитатностью и принципом коллажирования старых образцов в новом произведении. В соседстве с графикой мастеров XIX века — Хокусая, Куниёси и Кёсая — в картинах Мураками легко заметить те же композиционные принципы и элементы, которые, впрочем, исполнены в его уникальной манере. Порой он почти «дословно» цитирует сюжеты и иконографию старого искусства, что, например, очевидно в его «Даруме» — изображении индийского монаха и божества, чей образ был частью традиционной практики дзен-буддийских монастырей Китая и Японии и многажды воспроизводился копированием с работ известных дзенских мастеров.

Такаси Мураками. Зонтик тролля. 2002

Такаси Мураками. Зонтик тролля. 2002

Вторая, центральная часть экспозиции «„Малыш“ и „Толстяк“» посвящена поворотному моменту в истории Японии — бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки в 1945 году. Эта катастрофа стала самым сильным потрясением за всю историю, застыв болью в теле и душе, которая навсегда осталась в генетической и культурной памяти японцев. К этим событиям отсылает и вынесенный в название выставки рассказ Рэя Брэдбери, повествующий о постъядерной эпохе, когда человечество само себя уничтожило в атомной войне.

Здесь зритель оказывается в окружении зубастых голов, огромных грибов-мутантов, каких-то инопланетных существ. Черепа, которые встречаются на картинах в самых разнообразных сочетаниях, нередко заполняя все пространство, с первого взгляда не кажутся страшными или отталкивающими — собственно, в калейдоскопе ярких красок, напоминающих тканевый принт, глаз не сразу различает символы смерти. Тем сильнее впечатление от контраста формы и содержания. Мураками позаимствовал этот образ из анимационного сериала 1970-х годов «Тайм Бокан», где череп служил финальной заставкой каждой серии, обещая продолжение приключений любимых героев. Таким образом, Мураками, оставаясь верным все тому же коллажному принципу, заимствует уже не из классического искусства, а из массовой культуры. Парадокс в том, что в традиционной культуре копировались «высокие» образцы, а он делает объектом искусства «низкое».

Такаси Мураками. Лунный свет. Непостоянство всех вещей. 2016; Тайм Бокан (красный). 2001

Такаси Мураками.

Лунный свет. Непостоянство всех вещей. 2016

Тайм Бокан (красный). 2001

Такаси Мураками. Гифа постепенно покроет мир. «Нам нужно поскорее получить руки или ту дверь в чужой мир. Ждите, пока мы не добьемся своего!». 2007

Такаси Мураками. Гифа постепенно покроет мир. «Нам нужно поскорее получить руки или ту дверь в чужой мир. Ждите, пока мы не добьемся своего!». 2007

Такаси Мураками. Лев всматривается в бездну смерти. 2015

Такаси Мураками. Лев всматривается в бездну смерти. 2015

Такаси Мураками. Кайкай и Кики. 2000–2005

Такаси Мураками. Кайкай и Кики. 2000–2005

Собственно, в этом весь Мураками: он стирает границы между «элитарным» и «массовым», «высоким» и «низким», искусством и ремеслом. Среди прочего он играет с эстетикой каваий — специфичным японским культурным феноменом, который проявляется в любви ко всему «милому» и «прелестному», как и переводится это слово. «Каваийность» пронизывает все сферы японской жизни. Солидные компании непременно обладают «хорошенькими» маскотами-талисманами; изображениями покемонов разрисованы самолеты All Nippon Airways, многочисленные токийские магазины в изобилии предлагают все необходимое для превращения собственной жизни в захватывающий сюжет аниме или манги. Так, на выставке есть инсталляция из зеркальных полок, заставленных тысячами плюшевых и пластиковых фигурок персонажей аниме и манг, — своего рода модель «Накано Бродвея», в Токио, где в бесконечных торговых галереях находят счастье отаку всех мастей (так в Японии называют увлекающихся чем-либо людей).

Помимо собственно выставки на первом этаже музея разместился филиал студии Мураками, где развернется полноценная работа над новыми произведениями, которую смогут наблюдать зрители. При входе выставлены десятки пар тапочек, в которые посетителей вежливо просят переобуться, чтобы проникнуть в творческую лабораторию художника — такая возможность, согласитесь, не часто выпадает даже профессионалам. Так что не упустите.

Такаси Мураками. Эка данпи («Ампутация руки Эки»): Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку. 2015

Такаси Мураками. Эка данпи («Ампутация руки Эки»): Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку. 2015

Детали
Музей современного искусства «Гараж»
Ул. Крымский Вал, 9, стр. 32
До 4 февраля

 

 

 

29 сентября 2017
Инна Логунова для раздела Культура