Вместе с госкорпорацией «Росатом», запустившей просветительский онлайн-проект Homo Science (homo-science.ru), чтобы донести академические знания до молодой аудитории, мы продолжаем серию материалов о том, как атомная энергетика меняет нашу будничную жизнь к лучшему — и почему знать о ней нужно и интересно и художникам, и работникам музеев, и даже fashion-дизайнерам. Сегодня поговорим о том, как «мирный атом» используется в текстильной промышленности и индустрии моды.
Работали, работали — и переработали
Fashion-мир — это не только роскошные платья и удобные свитшоты, это еще и огромная нагрузка на планетарные ресурсы: модные бренды ответственны более чем за 10% всех выбросов парниковых газов, кроме того, fashion-индустрия потребляет больше электроэнергии, чем международные авиация и судоходство вместе взятые. К счастью, лучшие представители индустрии понимают свою ответственность перед планетой и человечеством и готовы менять производственные процессы так, чтобы минимизировать — или восполнить — нанесенный ущерб. Так, еще в 2019-м в рамках саммита «Большой семерки», где одной из важных тем стало изменение климата и загрязнение атмосферы, 32 модные компании подписали «Экологический пакт», договорившись объединить усилия в борьбе за спасение нашей планеты.
Согласно Fashion Pact G7, всемирно известные модные бренды поставили цель аккумулировать усилия в борьбе с изменениями климата и загрязнением Мирового океана, достигнуть экологической нейтральности к 2050 году, обеспечить переход на возобновляемые источники энергии и превратить моду из агрессора в благодетеля. И за такими заявлениями всегда стоят «серые кардиналы» прогресса — не маркетологи и пиарщики, а ученые. Хотите пример?
Из переработанного бутылочного пластика, собранного в океане, можно создать и броскую «зеленую» красную дорожку для «Берлинале» (именно на такой в 2019-м кинофестиваль встречал звезд мировой величины), и, например, модные, стильные и функциональные куртки для детей.
Как такой plastic-fantastic возможен? Ядерные технологии позволяют перерабатывать пластик с использованием радиационных технологий (а именно — ионизирующего излучения), которые превращают пластиковые отходы в пригодные для повторного использования материалы. Ученые «разрывают» полимерные цепи, получают вещества с меньшей молекулярной массой и используют их в качестве сырья для производства новых полимеров — или воздействуют на пластик так, чтобы объединить его с другими материалами для получения более долговечных изделий… Поверьте, у дизайнеров-экоактивистов Стеллы Маккартни или Виктории Газинской не было бы возможности сокращать количество вредного пластика и отходов от упаковок и создания одежды, если бы не научные достижения, которые технологи и разработчики коллекций берут на вооружение.