Стиль жизни

PostaНаука: что такое «ядерное искусство» и как атомная энергия стала частью поп-культуры

PostaНаука: что такое «ядерное искусство» и как атомная энергия стала частью поп-культуры

Технологии будущего и умение с ними обращаться, популяризация науки, фильтрация информации и умение ориентироваться в бесконечном инфопотоке — важные темы для современной молодежи. Как человеку знаний бороться с мракобесием в интернете? Постоянно учиться — и помнить о том, что знания — это не скучно и не страшно, знания — это хайп, движение, любовь. Об этом — новый просветительский онлайн-проект «Росатома» Homo Science (homo-science.ru), созданный, чтобы донести академические знания до молодой аудитории. А чтобы слова «академические знания» не казались такими серьезными, Posta-Magazine совместно с госкорпорацией «Росатом» открывает серию материалов о том, как атомная энергетика меняет нашу будничную жизнь к лучшему — и почему знать о ней нужно и интересно и художникам, и работникам музеев, и даже fashion-дизайнерам. Впрочем, сначала как следует отдохнем. Сегодня поговорим о том, что такое «ядерное искусство» — посмотрим кино, почитаем книги и окунемся в мир живописи.

PostaНаука: что такое «ядерное искусство» и как атомная энергия стала частью поп-культуры

Для настроения советуем составить правильную музыку: например, ироничную и нарочито веселую песню We Will All Go Together When We Go американского композитора, сатирика (и математика!) Тома Лерера…


Что такое «ядерное искусство»?


Феномен «Ядерное искусство» (или atomic culture) — направление искусства, сформировавшееся в 1950-х годах прошлого века как реакция креативного класса на использование ядерного оружия и атомной энергии. Одни впадали в пугающую эйфорию от открывшихся перед человечеством возможностей, другие воспевали мирный атом, но большинство предостерегало и напоминало о хрупкости нашего мира. В год 75-летия атомной промышленности в России вспоминаем самые яркие арт-высказывания на тему — в том числе и в исполнении наших современников.


Кино


«Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу», режиссер Стэнли Кубрик, 1964 год

Картина Кубрика, снятая по мотивам триллера Питера Джорджа «Красная тревога» и вышедшая в разгар Холодной войны, — гениальная антимилитаристская сатира на гонку вооружений. Кубрик предпочел не бояться апокалипсиса, а снять черную комедию на нервную тему — и этот фильм, занимающий 39 место в списке лучших американских фильмов по версии Американского института киноискусства, сегодня многие считают вершиной творчества режиссера. По сюжету американский генерал, впавший в антикоммунистическую паранойю, начинает ядерную атаку на СССР. Интересно, что актер Питер Селлерс сыграл в фильме сразу три главные роли: эксцентричного ученого Доктора Стрейнджлава (образ которого перекликается с героем фильма Фрица Ланга «Метрополис» Ротвангом), полковника Лайонела Мандрейка и президента Меркина Маффли. В финале — на фоне взрывов — звучит оптимистичная песня We’ll Meet Again («Мы встретимся снова»), которая была включена в список композиций, которые планировалось ставить в бомбоубежищах в случае ядерной атаки.

Кадры из фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу»
Кадры из фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу»

«День, когда остановилась Земля», режиссер Роберт Уайз, 1951 год

Американский научно-фантастический триллер, снятый Робертом Уайзом по мотивам новеллы Гарри Бейтса «Прощание с повелителем», стал одной из важнейших работ в истории кинофантастики. По сюжету на Землю прибывает космический корабль с человеком-пришельцем и роботом, которые сообщают, что союз космических цивилизаций озабочен угрозой со стороны землян, создавших ядерное оружие и нацеленных на покорение космоса — и готов пойти на крайние меры, если люди не осознают пагубность гонки вооружений. С подачи ученого пришелец демонстрирует свои способности — и весь мир остается без электричества. Как поступят люди дальше?

Кадры из фильма «День, когда остановилась Земля»
Кадры из фильма «День, когда остановилась Земля»

«На берегу», режиссер Стэнли Крамер, 1959 год

Экранизация одноименного постапокалиптического романа Невила Шюта — это история о том, как ядерная война стирает с лица земли население северного полушария, а одна американская субмарина находит временную зону безопасности в Австралии. Фильм произвел настолько ошеломительное впечатление на мировую общественность, что в ООН даже решили показать его в День Мира во всех странах одновременно. А Борис Стругацкий так описывал картину и свои впечатления: «Фильм нас буквально потряс. Картина последних дней человечества, умирающего, почти уже умершего, медленно и навсегда заволакиваемого радиоактивным туманом под звуки пронзительно-печальной мелодии Waltzing Matilda».

Кадры из фильма «На берегу»
Кадры из фильма «На берегу»

«Письма мертвого человека», режиссер Константин Лопушанский, 1986 год

Еще один мощный фильм, отражающий популярную в годы «холодной войны» теорию ядерной зимы и завоевавший мировое признание — по иронии судьбы его премьера практически совпала с Чернобыльской аварией. В центре внимания — остров, ставший «полигоном» для оценки последствий ядерной войны. Ученый в исполнении Ролана Быкова, а также немногочисленные выжившие живут в подземелье исторического музея и пытаются осознать случившееся. Заканчивается картина словами антивоенного воззвания-манифеста Рассела — Эйнштейна: «Перед нами лежит путь непрерывного прогресса, счастья, знания и мудрости. Изберем ли мы вместо этого смерть только потому, что не можем забыть наших ссор? Мы обращаемся как люди к людям: помните о том, что вы принадлежите к роду человеческому, и забудьте обо всем остальном».

Кадры из фильма «Письма мертвого человека»
Кадры из фильма «Письма мертвого человека»

Литература


«Марсианские хроники», Рэй Брэдбери

Научно-фантастический роман Рэя Брэдбери — это фактически сборник коротких новелл, отражающих главные мировые проблемы 1950-х годов — в том числе угрозу ядерной войны — и рассуждающих о последствиях Третьей мировой войны — гипотетического конфликта планетарного масштаба, способного уничтожить нашу планету.

Обложка первого издания «Марсианских хроник» Рэя Брэдбери
Обложка первого издания «Марсианских хроник» Рэя Брэдбери

«Страсти по Лейбовицу», Уолтер Миллер-младший

Знаменитый научно-фантастический постапокалиптический роман, действие которого разворачивается в католическом монастыре (автор в реальности служил в экипаже бомбардировщика, уничтожившего древний римско-католический монастырь) в американской пустыне после разрушительной ядерной войны. После катастрофы прошло более тысячи лет, цивилизация встает на ноги, а монахи из вымышленного ордена взяли на себя миссию по сохранению уцелевших остатков научного знания человека, которое он вновь может использовать себе во вред… «Вероятно, люди должны какое-то время посмотреть на ошибку, повертеть ее в руках, прежде чем научатся отличать ее от истины».

Обложка книги «Страсти по Лейбовицу» Уолтера Миллер-младшего
Обложка книги «Страсти по Лейбовицу» Уолтера Миллер-младшего

Серия комиксов «Хранители», DC Comics

Комиксы «Хранители» создали писатель Алан Мур, художник Дэйв Гиббонс и колорист Джон Хиггинс: по сюжету в альтернативной Америке 1980-х всесильный Доктор Манхэттен и «мстители в масках» расследуют странные убийства, а затем пытаются спасти Землю от ядерной войны — довольно кровавым способом. Жутковатая деталь: начиная с первой страницы в комиксе постоянно появляется окровавленный смайлик, который художник предлагает считать символом всей серии и сравнивать с Часами Судного дня — проектом журнала Чикагского университета, начатым в 1947 году создателями первой американской атомной бомбы.

Фрагмент комикса «Хранители», выпуск №5, сцена покушения на Адриана Вейдта
Фрагмент комикса «Хранители», выпуск № 5, сцена покушения на Адриана Вейдта

Искусство


Художники тоже с энтузиазмом размышляют о ядерной теме: среди первопроходцев можно назвать миланцев Энрико Бая и Серхио Данжело, которые в 1950 году организовали выставку «Ядерная живопись», итальянское движение Eaisti во главе с Вольтолино Фонтани и художественные эксперименты Сальвадора Дали. Кстати, Дали с темой обращался более фривольно и не обязательно впадал в апокалиптическую истерику. Например, слова «атомная» в картине «Атомная Леда» объясняются тем, что художник, увлекшись структурой атома и узнав, что в нем частицы никогда не соприкасаются, изобразил все предметы висящими в пустоте.

Сальвадор Дали «Ураново-атомная меланхолическая идиллия»
Сальвадор Дали «Ураново-атомная меланхолическая идиллия»
Сальвадор Дали «Атомная Леда»
Сальвадор Дали «Атомная Леда»

Выставки


Окунувшись в богатое прошлое, вернемся в настоящее, где «ядерное искусство» гораздо чаще говорит со зрителем в позитивном ключе. Пример — техно-арт-хронометр «Опережая время», который показали в Нижнем Новгороде в рамках выставки «Инжиниринг как искусство»: центральным элементом арт-объекта стала паровая турбина низкого давления с атомной электростанции. Красиво, ярко — и совсем не страшно.

PostaНаука: что такое «ядерное искусство» и как атомная энергия стала частью поп-культуры

Детали:
homo-science.ru
Homo Science в Instagram
Homo Science в Vkontakte
Homo Science в Facebook
Homo Science на Youtube

26 октября 2021
Posta-Magazine для раздела Стиль жизни