Мексика обвиняет модные бренды мирового масштаба в том, что они буквально наживаются на неправомерном присвоении культурных кодов, зарабатывая миллионы, в то время как национальные сообщества не получают ничего, а ведь мотивы тиражируемого дизайна принадлежат именно им — простым ремесленникам, создающим традиционную мексиканскую одежду. Обвинения в неправомерном присвоении культурного наследия поступили не только в адрес Zara, но и Anthropologie, и Patowl. Министр культуры Мексики Алехандра Фраусто Герреро требует от брендов «публичного объяснения, на каком основании они могут приватизировать коллективную собственность», в данном случае речь идет об использовании узоров, характерных для костюмов коренного населения страны.
Герреро подчеркивает: дизайн Zara отражает наследственные символы, связанные с окружающей средой, историей и мировоззрением сообщества — эстетику традиционной женской одежды микстеков в Сан-Хуан-Колорадо и требует от брендов «вернуть блага» национальным творческим сообществам. Обвинения не голословные. Национальные мотивы украшают и вышитые шорты Anthropologie, и платье миди Zara, и рубашки Patowl — речь о трудоемкой технике ручной вышивки hazmi si bidis с флористическими мотивами, которой славится сапотекское сообщество Сан-Антонио-Кастильо-Веласко.