Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби.
Если вы присматриваетесь к компактным кроссоверам, трудно обойти вниманием модель Mazda CX-5. Отчасти из-за того, что она отлично выглядит, но в первую очередь благодаря тому, что она обладает некоторыми довольно исключительными для своей ценовой категории качествами. К тому же она крайне непритязательна и практична, что лично мне очень даже по вкусу.
Недавно я делал рецензию на CX-9, старшего брата CX-5, и общее впечатление от обеих машин во многих отношениях было похожим. Но если у вас нет нужды в громадных объемах и просторах крупнейшего SUV под брендом Mazda, то размеры CX-5, на мой взгляд, идеальны. Когда рассматриваешь машину снаружи, пропорции очень радуют глаз, она кажется динамичной, да и в целом выглядит хорошо. Для большинства людей это, пожалуй, даже более важно, чем технические детали, до которых мы дойдем через минуту.
Mazda как автомобильный бренд всегда удивляли меня тем, что им удается оставаться относительно малозаметными, учитывая качество их продукта. Они, похоже, не возражают против того, чтобы тихонько заниматься своим делом, выпускать хорошие машины, не испытывая потребности ввязываться в борьбу за звание самой шумной птички в гнезде. Это вовсе не означает, что компания за долгое время своего существования ни разу не наделала шороху. Их RX-7 на ротативном двигателе остается легендой — как и прототип 787B, победитель гонки Ле-Мана. Последний, кстати, на самом деле получился очень и очень громким, его вполне можно отнести к числу машин с самым лучшим звуком в истории. Однако философию вождения бренда Mazda наиболее полно выражает, пожалуй, MX-5: простое удовольствие, для которого не нужна огромная мощность. Нужно просто держать вес машины пониже и следить, чтобы она давала водителю необходимую обратную связь. А улыбки на лицах клиентов появятся сами собой.
Не то чтобы все это имело особое значение для SUV-кроссовера, каким, несомненно, является CX-5, но, на мой взгляд, важно понимать характерные черты бренда, ведь часть ДНК всегда общая для всех братьев и сестер. Mazda CX-5 не скрывает свою сущность и не притворяется чем-то другим: это практичный семейный автомобиль. Но, как говорится, сколько волка ни корми: Mazda и тут не смогли удержаться от небольшой дозы своей фирменной игривости. Едет машина относительно жестко, с минимальным креном кузова, но по-прежнему комфортно, а главное, она вызывает ощущение органичности.
В наше время многие автомобили всеми силами стараются целиком избежать крена — либо за счет очень жестких стабилизаторов подвески, либо с помощью очень умных электрических систем. Но от этого обычно возникает чувство какой-то неестественности, когда вгоняешь машину в поворот. CX-5 находит очень приятный баланс и ведет себя совершенно непринужденно. Как и полагается ответственному семейному автомобилю, эта модель вовсе не призывает вас бросаться в безумные виражи, но, если вдруг вам все-таки захочется, осуждать тоже не станет. Не обращайте внимания: папе просто иногда нужно поддерживать контакт со своим внутренним подростком.
Единственная часть автомобиля, которая производит впечатление слегка заурядной, — это четырехцилиндровый двигатель на 2,5 литра. C другой стороны, я полагаю, что все четырехцилиндровые двигатели заурядны по своей сути. Однако у этого мотора примечательная звукоизоляция: вплоть до того, что я вообще не слышал его во время остановок. При этом 194 лошадки — весьма приятный уровень мощности, особенно когда утопишь педаль в пол. Шестискоростная автоматическая коробка передач работает очень ровно и не высовывается, выполняя свою задачу. С полным приводом вопросов по поводу тяги не возникает в любую погоду, в любое время года. Если уж на то пошло, чем хуже погода, тем больше впечатляет управляемость CX-5. С точки зрения техники и динамики все части автомобиля работают в единой связке, невозможно выделить в слаженной команде кого-то одного, а результаты — великолепны.
Изменения внутри автомобиля — пожалуй, самый большой шаг вперед по сравнению с предыдущим поколением. Вид салона — безапелляционно премиальный, куда ни глянь, что ни тронь — всюду материалы высочайшего качества. Мягкие кожаные сиденья удобны даже для самых дальних поездок, что в автомобильной индустрии слишком часто воспринимают как данность. На борту установлена масса продвинутых технологий, причем большая часть относится к стандартной комплектации, в зависимости от вашего выбора между базовым вариантом active и более люксовой версией supreme. Приятно иногда увидеть в конфигураторе столь короткий список опций, как в случае с CX-5. Да и работает все замечательно, хотя это «всего лишь» стандартный набор или опции по умеренной цене. Особенно впечатляет отображение параметров приборной панели на лобовом стекле: проекция яркая и четкая, даже в сравнении с намного более дорогими немецкими автомобилями. Меня удивило, что датчик дождя хорошо справлялся со своей задачей, поскольку мне редко удается найти с ними общий язык на любой машине: они всегда умудряются чистить стекло либо слишком часто, либо недостаточно часто.
Еще один примечательный аспект CX-5 — системы безопасности. Автономная система аварийного торможения сделает все возможное, чтобы предотвратить столкновение с машиной перед вами на скоростях вплоть до восьмидесяти километров в час. Также она способна распознавать пешеходов и тормозить, если определит риск наезда на человека. Похожая опциональная система убережет вас от удара о незамеченные объекты при движении задним ходом на низких скоростях. Системы контроля движения по полосе и мониторинга слепых зон еще больше снижают риск попадания в ДТП. Такое, конечно, маловероятно, но, если авария все-таки случится, на каждой CX-5 установлено шесть подушек безопасности, чтобы вы не стукнулись головой о слишком твердые поверхности.
В целом в CX-5 очень трудно придраться хоть к чему-нибудь. У нее очень привлекательная цена, поскольку базовая комплектация доступна за сумму ниже двух миллионов рублей с приличным запасом. Лишь чуть дороже этой отметки обойдется максимальная спецификация, включающая большое количество дополнительных опций. Нельзя отрицать, что по внешнему виду и по ощущениям такой автомобиль должен стоить больше, но он и рад оставаться в тени. Учитывая опыт и репутацию Mazda, от модели также следует ожидать исключительной надежности. Все это — в сочетании с внушительным внутренним объемом и динамичной управляемостью на дороге — неоспоримо делает CX-5 одним из фаворитов в своем сегменте.