Продолжаем нашу «полемику» с бесконечными знатоками из интернета. Мы ратуем за качество жизни во всех его проявлениях, и чтобы решения можно было принимать на основе проверенной информации, а не громких постов от блогеров без образования, говорим с клиническим биохимиком, диетологом, директором Института экологического здоровья, кандидатом биологических наук Ириной Зольниковой — о безопасности диет, о мифах про «три литра воды» и пользе коллагена.
Александр Хайченко: Сегодня в моде огромное количество диет, на которые люди садятся без всяких консультаций с врачами — на свой страх и риск. Насколько это опасно?
Ирина Зольникова: Нам надо помнить, что организм — очень сложный механизм, который работает по своим правилам. Это сложный биохимический процесс, состоящий из распада и синтеза молекул — и вторгаться в этот процесс бездумно я бы не рекомендовала по многим причинам. Диета, по сегодняшним меркам, — это вторжение в обмен веществ, ведь под диетой мы понимаем ограничение в каких-то продуктах питания. Но наш организм должен получать определенный набор питательных веществ: если их не хватает, начинаются нарушения нормального функционирования как отдельного органа, так и всего организма. То есть некоторые диеты заставляют организм работать не по правилам. Но диета диете рознь. Чаще всего вспоминают о диете в связи с желанием снизить вес — и тут важно оценить состояние организма с помощью биохимических исследований и консультации специалиста, который учтет ваш анамнез и предрасположенность к тем или иным заболеваниям.
Чем, например, может быть опасна кетодиета?
Кетодиета действительно довольно опасна для организма. Представьте, человек на протяжении многих веков питался углеводами, особенно южане, организм создал для этого определенные ферменты, создал цикл распада и синтеза этих углеводов — и вдруг вы лишаете организм привычного обмена веществ и подвергаете его углеводному голоданию. Организм будет по-другому работать, более напряженно. Для получения энергии будут затрачиваться другие силы, будут идти другие химические реакции. Нарушается кислотно-щелочной баланс. Организм испытывает стресс, понижается уровень глюкозы, растет уровень кетонов, к которым относится и ацетон. Это состояние выживания, когда включаются механизмы адаптации, и здесь надо учесть воздействие на надпочечники. А это еще до конца не изучено наукой. Есть риск получить гормональный сбой, плюс почки получают нагрузку.
Кетодиета широко рекламируется: да, при ней резко снижается масса тела, как и в любой стрессовой ситуации, и в качестве преимущества даже выделяют замедление роста опухолей. Но здесь я была бы осторожней. Скорее всего, пишущие это руководствуются тем, что раковые клетки любят углеводы. Но, имея опыт работы с опухолями, скажу, что не все опухоли любят сладкое. Есть несколько видов опухолей, которые любят жирные кислоты. И люди, у которых есть предрасположенность к этим видам опухолей, кетодиетой провоцируют их рост. Кстати, также при кетодиете возрастает уровень метионина, серина и других нежелательных в данном случае аминокислот. Но кетодиетой можно пользоваться с умом. Например, вам очень надо похудеть быстро. После определенных исследований вы применяете кетодиету, причем очень продуманную именно для вас, и в течение короткого времени действительно худеете, но потом снижение веса понижается, а воздействие на организм продолжается. И вот в этот самый момент надо сменить план питания, чтобы поддержать этот вес и не навредить организму. То есть кетодиету можно применять в экстренных случаях, используя момент перестройки биохимических процессов для снижения массы тела, взвесив все риски. При таком подходе я видела очень хорошие результаты.