На прошлой неделе, 8 ноября, в возрасте 41 года ушел из жизни основатель бренда Off-White и креативный директор мужского направления Louis Vuitton Вирджил Абло, несколько лет боровшийся с редким видом рака. Для многих — для влюбленных в мир fashion — эта новость стала неожиданностью: Абло не зацикливался на своей болезни (еще в этом сентябре он позировал на Met Gala в белоснежном костюме с надписью Modernism и шапке-ушанке!), до последнего работал и творил. 4 ноября он открыл в Дохе (в рамках Fashion Trust Arabia Prize 2021) свою выставку Figures of Speech, которая впервые была показана в Музее современного искусства в Чикаго. После открытия дизайнер диджеил на вечеринке в Nobu, устроив праздник, которого этот ресторан еще не видел — и выглядел так, будто готов воплотить в жизнь еще кучу проектов. И теперь эта экспозиция — лучший способ попрощаться с гением и воздать дань его творчеству.
Выставка Figures of Speech проходит в музее Fire Station в Дохе — это современный арт-хаб, объединяющий несколько выставочных пространств, галерей и резиденций для художников. Как понятно из названия, музей расположен в здании старой пожарной части, и катарский архитектор Ибрагим Аль Джайда, перестраивая ее под музей, сохранил оригинальную айдентику здания и водонапорную башню.
Figures of Speech — это ретроспектива творчества, которую в пресс-релизах называли mid-career, то есть итогами «середины пути» по карьерной лестнице. К сожалению, дальше этой «середины» Абло уже не поднимется, но сама выставка говорит о том, что как раз «середнячком» дизайнер никогда не был. Неудивительно, что журнал Time включил Абло в список ста самых влиятельных людей в мире еще в 2018-м.
Попав в fashion из архитектурного сообщества, Абло навсегда остался поклонником космополитичного и кросс-дисциплинарного подхода к творчеству, он пробовал себя в дизайне мебели, сотрудничал с художниками и музыкантами, боролся с расизмом и умел быть самим собой.
Выставка состоит из нескольких блоков. Ранние работы — это рассказ о том, как начинал Абло, а начинал он с дизайна футболок. В начале 2000-х его работы привлекли внимание творческой команды Канье Уэста, и Абло мгновенно стал частью этой тусовки. Он активно участвовал в создании концертных образов, а в 2012-м, пройдя стажировку в итальянском доме моды Fendi, отправился в самостоятельное плавание, создав несколько коллекций с брендом уличной одежды Hood by Air, а затем и для собственной марки Pyrex Vision. Метод Абло — превращать базовые, даже скучные вещи в нечто более значительное, придавать смысл тому, в чем давно никто смысла не ищет.