Стиль жизни

PostaKidsClub.
«Каждый ребенок — звезда»: основатель Antara Academy Юлия Серых — о том, как научить детей ориентироваться в потоке информации и привить любовь к знаниям

«Каждый ребенок — звезда»: основатель Antara Academy Юлия Серых — о том, как научить детей ориентироваться в потоке информации и привить любовь к знаниям

Юлия много путешествует, живет на две страны и на личном опыте знает все об особенностях российского и французского школьного образования. В России умеют все, кроме soft skills, зато во Франции редко уделяют внимание альтернативным методам развития интеллекта детей — найти какие-то дополнительные занятия для развития интеллекта и логики практически невозможно. Проект Antara Academy — идеальная золотая середина, решение для тех, кто хочет взять от этого мира только самое лучшее: где бы вы ни жили и в какую бы школу ни ходил ваш ребенок, любые «пробелы» в его образовании можно закрыть, если грамотно организовать «учебу после учебы».

«Каждый ребенок — звезда»: основатель Antara Academy Юлия Серых — о том, как научить детей ориентироваться в потоке информации и привить любовь к знаниям

Posta-Magazine: Юлия, я знаю, что вы учились в бизнес-школе «Сколково» — за какими знаниями вы туда шли и как заинтересовались проектами в сфере образования?

Юлия Серых: Я в своей жизни занималась разными направлениями бизнеса — связанные и с недвижимостью, и с энергетикой, и даже с производством шоколада. Накопив определенное количество знаний в разных областях бизнеса, я захотела их каким-то образом структурировать — в «Сколково» я шла именно за этим. А бизнес, связанный с образованием, попал в поле моего интереса, когда у меня родился ребенок: я стала гораздо больше уделять внимания мыслям о его будущем образовании, когда начала внимательнее наблюдать за тем, как организованы образовательные процессы у детей в семьях моих друзей. На мой взгляд, дошкольный возраст — важнейший период жизни ребенка, именно в это время можно и нужно привить ребенку любовь к учебе. Поэтому у меня и возникла идея создать пространство для дополнительного детского образования, где ребята смогут приобрести важные навыки.

Antara Academy

— Насколько я понимаю, вы живете на две страны, плюс вы мама, и у вас была возможность лично изучить и сравнить две системы образования. Какие основные различия вы бы выделили между российскими и французскими школами?

— Мне повезло: я много путешествовала и жила на две страны, имея возможность сравнить российское и зарубежное образование. Могу с уверенностью сказать, что российское образование — более фундаментальное. У нас очень хорошо подготовлены учителя, они глубоко погружены в предмет. А вот система французского образования настроена на то, чтобы ни в коем случае детей не перегрузить: здесь не стараются дать детям больше, чем нужно по государственной программе, здесь практически нет никаких дополнительных занятий, секций, кружков. Никаких тебе курсов ментальной математики, скорочтения или иностранных языков. Родители в этом тоже не заинтересованы. Кроме того во французских школах дети учатся четыре дня в неделю: в среду у них выходной!

— Да, в России преимущества раннего образования как будто никто не оспаривает, а в Европе это спорный вопрос: его противники говорят, что мы отбираем у ребенка детство. Кому верить?

— Я убеждена, что наш мозг развивается самым активным образом в период от рождения до трех лет, потому что в этот момент мы приобретаем максимальное количество различных навыков, мы учимся координировать свои движения, говорить, познавать мир и так далее. И дальше — с трех до шести, с шести до десяти — это золотой период развития мозга, когда мы действительно можем задействовать все те области, которые в дальнейшем уже не развиваются. Так заложено генетически: определенные области мозга развиваются в определенный возраст — позже развитие останавливается, и мы уже пользуемся тем, чему мы научились. Например, если ребенок в детстве был оторван от социума и его не научили говорить, то в 14 лет он уже не сможет научиться говорить, окно когнитивных функций, связанных с речью, у него уже закрыто. Поэтому важно понимать, что детям в разные периоды роста нужно давать разные задания и учить разным навыкам, способствующим развитию определенных областей мозга.

Antara Academy

— А кажутся ли вам справедливыми жалобы на то, что сейчас дети стали ленивее? Должны ли дети хотеть учиться? Или это все же задача учебного заведения — их увлечь?

— Дети не должны хотеть учиться. Но ребенка, как у любого существа, есть заложенное в него любопытство. Ему любопытно потрогать что-то горячее/холодное, интересно попробовать на ощупь разные материалы изучая мир. Именно желание познавать мир и надо развивать — давая все новую и новую пищу для изучения. Очень важно, чтобы рядом с детьми были взрослые, которые привьют им интерес к учебе, и к познанию.


«Зачастую скука — это результат того, что ребенок отторгает новую информацию, когда ее слишком много, это его защитная реакция. Поэтому задача учителей и родителей не только своим примером показать, как это классно — познавать мир, но и уметь научить ориентироваться в этом потоке информации. Уметь заинтересовать детей. Я считаю, что в начальной школе должны преподавать самые талантливые и блестящие учителя, настоящие мастера своего дела. Эти люди должны иметь живой ум, уметь преподнести информацию так, чтобы она откликнулась в юных умах».


Antara Academy

— Часто обсуждается такой момент: чрезмерное развитие интеллекта и способностей оставляет в стороне эмоциональную сферу, социализацию и психическое развитие, которое поторопить невозможно. В результате возникает некий дисбаланс. С этой проблемой как работать?

— Абсолютно справедливое замечание. Действительно, сейчас дети сидят в гаджетах, могут даже за одним столом сидеть и друг с другом переписываться в соцсетях, а не общаться лично. Эту проблему особенно «подсветила» пандемия, когда все сидели дома, все перешли в онлайн: социальные контакты были ограничены, дети были отрезаны от привычных социальных групп. Ведь самые большие навыки социализации дети приобретают во время игр. Когда дети играют, они примеряют на себя различные модели поведения — ролевые модели, это очень важно для гармоничного психологического развития. Поэтому, например, в нашей программе мы приняли решение делать не индивидуальные занятия, а именно группы для четырех человек. И важно, что группа всегда стабильная, то есть ребенок привыкает к одному и тому же комьюнити, проявляет соревновательность, чувствует себя членом своей маленькой социальной группы.

— Давайте перейдем к вашему замечательному проекту — образовательной академии. Почему она называется «Антара»?

— Антарес — это звезда в созвездии Скорпиона, и слово «Антара» произошло от этого названия. Мы хотим, чтобы каждый ребенок был звездой, чтобы он раскрыл свой внутренний свет и потенциал, проявил свои способности.

Antara Academy

— Кто целевая аудитория вашего проекта: дети какого возраста и родители каких взглядов на образование?

— Наш проект обращен к родителям, небезучастным к образованию своих детей, которые хотят дать детям больше, чем базовый минимум, которые заинтересованы в их развитии. Наша академия предлагает курсы по развитию когнитивных навыков: мы не учим математике, мы не учим русском языку — мы учим воспринимать информацию, запоминать ее, мы учим решать логические задачи, учим принимать решения. Это важное дополнение к школьной программе. Так что наша целевая аудитория — это родители, которые хотят дать своему ребенку в нужный момент времени максимальное количество возможностей. Не в 15 лет, когда у ребенка переходный возраст или он уже определяется с будущей профессией, а в период от 6 до 12–13 лет, когда они могут посвятить достаточно много времени учебе.

Идея BANI-мира — описание реальности, предложенное футурологом Джамаисом Кашио, — определяется словами brittle, anxious, nonlinear, incomprehensible — хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый. Этот концепт пришел на смену так называемому VUCA-миру, ключевыми компонентами которого являлись volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность.

— Насколько я понимаю, вы сторонница образования в концепте BANI: сегодняшние реалии хрупкого и нелинейного мира должны отражаться и на том, как мы строим образовательные процессы. В чем это выражается?

— Мир очень быстро меняется — и в первую очередь важно уметь адаптироваться к этим изменениям, приобретать навыки, которые нам в этом помогут. Нужно уметь ориентироваться в этом объеме информации, уметь сфокусировать свое внимание и концентрироваться на нужном. Неудивительно, что сегодня в США, Европе и уже в России существует проблема концентрации внимания как у взрослых, так и у детей. Также надо научить ребенка принимать комплексные сложные решения с несколькими вводными, а также с неизвестными параметрами. Как раз на этом моменте мы делаем акцент: наш курс позволяет улучшить эти навыки у детей. На практике он доказал свою эффективность.


С партнерами нашего проекта — создателями Школы развития интеллекта «Сапсан» — я познакомилась на программе МВА в «Сколково». Ребята несколько лет назад начали разрабатывать эту методику — в том числе ради своих детей. Совместными усилиями мы нашли превосходных методистов во Франции, в МГУ, в Лондоне и в Казахстане, которые много лет работали над разработкой этой программы, а мы ее адаптировали. В мою зону ответственности попала адаптация для французского рынка, потому что программа уникальная, ее нельзя просто перевести.


Основатель Antara Academy Юлия Серых

— Есть курс «Техника чтения», который рассчитан на самых маленьких учеников в возрасте от шести до восьми лет. Но название пусть вас не смущает: там достаточно много заданий, направленных на поиск отличий, это логические задания, это принятие решений, направленных на освоение простых математических навыков. Плюс все задания меняются: нет такого, что мы выдаем текст, и ребенок полчаса с ним работает. Задания меняются каждые несколько минут, и тренер замеряет, насколько быстро ребенок справился с тем или иным заданием, насколько эта динамика улучшается от занятия к занятию. Курс для более старших детей — «Скорость мысли»: каждое занятие состоит из блоков заданий, направленных на тренировку таких навыков, как внимательность, логика, речь и других. Постепенно сложность заданий возрастает, и, поверьте, даже взрослым что-то там покажется интересным и совсем не простым…

— А должны ли родители принимать активное участие в обучении детей?

— Я много слышу от своих друзей, как они сидят вместе с детьми и делают уроки. Я думаю, помощь важна, но человек, даже маленький ребенок, должен чувствовать свою ответственность за выполнение этих заданий. Попросить у взрослого помочь, объяснить тему, если он что-то не понял, если что-то не получается, безусловно нужно. Но перекладывать ответственность — нет.

Antara Academy

— Как попасть к вам на занятия?

— Нужно пройти входное тестирование: мы собираем группы до четырех человек, и важно, чтобы дети подходили друг другу по степени подготовки, чтобы они могли хорошо адаптироваться друг с другом, чтобы не было большой разницы, например, в навыках чтения, ведь кто-то в шесть лет читает по слогам, а кто-то предложениями. После входного тестирования нужно выбрать удобное время. Занятия проходят два раза в неделю, потому что программа рассчитана на определенное количество занятий по каждому курсу.

— А вы за соперничество, за оценки? Или каждый должен развиваться в своем темпе и, как модно говорить, соревноваться только сам с собой?

— Соперничество в группах наблюдается, и это абсолютно естественный процесс, некоторые дети более склонны к соперничеству, некоторые меньше. Мы не ставим оценки, но мы обращаем внимание на успехи. Важно хвалить детей, чтобы они понимали, что у них получается, чтобы поддерживать их мотивацию положительными отзывами.


«Важно не ставить оценки, важно сохранять у ребенка интерес к учебе, его мотивацию».


Antara Academy

— Взаимодействие в группе — один из важнейших навыков, это разговор про эмоциональный интеллект. Русских студентов часто хвалят за фундаментальные знания — но у них же отмечают проблемы с умением кооперироваться, обсуждать, искать решение в обсуждении. Почему мы упускаем этот момент?

— Мне кажется, дело в том, что русские в целом более закрытая нация, чем, например, американцы. Может быть, это связано с тем, что мы проживаем в северных широтах. Как шведы или финны, мы изначально люди более холодные, более дистанцированные.
Сейчас во всем мире и в том числе в России, уделят все больше внимания развитию эмоционального интеллекта. Ведь это скорее исключение, когда человек может в одиночку создать что-то великое. Сегодня надо уметь быть частью команды. Создавать прочные связи.
Например, во время наших занятий, когда дети делают с тренером занятия по очереди, есть определенные методики, чтобы каждый ребенок чувствовал себя причастным, чувствовал себя частью этого маленького социума и учился простым навыкам общения, умения подождать, поддержать товарища, слушать других. Таким, на первый взгляд, небольшим психологическим моментам мы тоже уделяем внимание.

Antara Academy

— Запуск проекта пришелся на пандемию — в этот период онлайн-формат стал настоящим спасением. Плюс сегодня жизнь меняется очень быстро, семьи часто переезжают, кто-то полгода живет в Москве, а полгода — в Дубае, и онлайн-формат позволяет удобно заниматься, где бы ты ни находился. Можно уехать с ребенком на месяц в отпуск — и продолжать заниматься в знакомой тебе группе. Но сейчас мы думаем об открытии офлайн-центра в Ницце или Монако, кроме того, уже работают центры в Казахстане и России. Потому что очный формат тоже имеет свои плюсы: атмосфера сразу настраивает на нужный, более эффективный лад. Пространство вообще многое определяет: правильная обстановка может вдохновить ребенка, помочь ему сосредоточиться, переключиться на занятия.

— Какими бы вы хотели видеть наших детей? Чем они должны отличаться от нашего поколения, чтобы быть более успешными, более счастливыми? Чего нам не хватает для счастья, что мы можем дать своим детям?

— Мне бы хотелось, чтобы современное поколение было более осознанным, осознанным в понимании мира и осознанным в своем выборе. Нужно дать детям как можно больше объективной информации о том, каков наш мир, что такое наша планета и вселенная. И мне очень хотелось бы, чтобы современное поколение было не гражданами какой-то страны, чтобы они в первую очередь думали, что они люди, что они жители планеты, что они должны быть милосердными, что они должны быть добрыми и внимательными. И к себе, и к другим.

Antara Academy
27 мая 2022
Posta-Magazine для раздела Стиль жизни