Каждый из нас желает своему ребенку счастья, и каждый думает о том, что в какой-то момент ребенок должен будет сам отвечать за свой успех и за свое счастье — без нашей помощи. Но как его этому научить, когда мир вокруг становится пугающе сложным? «Если в моей юности мир развивался со скоростью, условно, один, сейчас он развивается со скоростью тридцать. Такой уровень ускорения не может не влиять. Перед нашими детьми постоянно проходит огромный объем информации — и в этом потоке непросто ориентироваться», — рассказывает Юлия Серых — мама, предприниматель, основатель и член попечительского совета благотворительного фонда, венчурный инвестор, выпускница МБА «Сколково». Юлия — основатель образовательного проекта Antara Academy — международной образовательной онлайн-платформы, предоставляющей обучающие курсы международного проекта Sapsan, адаптированные для русскоязычных и франкоязычных детей. Она знает все о том, как научить ребенка учиться, фокусировать внимание на важном и не бояться взрослого мира, в котором главное знание — это способность адаптироваться.
Юлия много путешествует, живет на две страны и на личном опыте знает все об особенностях российского и французского школьного образования. В России умеют все, кроме soft skills, зато во Франции редко уделяют внимание альтернативным методам развития интеллекта детей — найти какие-то дополнительные занятия для развития интеллекта и логики практически невозможно. Проект Antara Academy — идеальная золотая середина, решение для тех, кто хочет взять от этого мира только самое лучшее: где бы вы ни жили и в какую бы школу ни ходил ваш ребенок, любые «пробелы» в его образовании можно закрыть, если грамотно организовать «учебу после учебы».
Posta-Magazine: Юлия, я знаю, что вы учились в бизнес-школе «Сколково» — за какими знаниями вы туда шли и как заинтересовались проектами в сфере образования?
Юлия Серых: Я в своей жизни занималась разными направлениями бизнеса — связанные и с недвижимостью, и с энергетикой, и даже с производством шоколада. Накопив определенное количество знаний в разных областях бизнеса, я захотела их каким-то образом структурировать — в «Сколково» я шла именно за этим. А бизнес, связанный с образованием, попал в поле моего интереса, когда у меня родился ребенок: я стала гораздо больше уделять внимания мыслям о его будущем образовании, когда начала внимательнее наблюдать за тем, как организованы образовательные процессы у детей в семьях моих друзей. На мой взгляд, дошкольный возраст — важнейший период жизни ребенка, именно в это время можно и нужно привить ребенку любовь к учебе. Поэтому у меня и возникла идея создать пространство для дополнительного детского образования, где ребята смогут приобрести важные навыки.
— Насколько я понимаю, вы живете на две страны, плюс вы мама, и у вас была возможность лично изучить и сравнить две системы образования. Какие основные различия вы бы выделили между российскими и французскими школами?
— Мне повезло: я много путешествовала и жила на две страны, имея возможность сравнить российское и зарубежное образование. Могу с уверенностью сказать, что российское образование — более фундаментальное. У нас очень хорошо подготовлены учителя, они глубоко погружены в предмет. А вот система французского образования настроена на то, чтобы ни в коем случае детей не перегрузить: здесь не стараются дать детям больше, чем нужно по государственной программе, здесь практически нет никаких дополнительных занятий, секций, кружков. Никаких тебе курсов ментальной математики, скорочтения или иностранных языков. Родители в этом тоже не заинтересованы. Кроме того во французских школах дети учатся четыре дня в неделю: в среду у них выходной!
— Да, в России преимущества раннего образования как будто никто не оспаривает, а в Европе это спорный вопрос: его противники говорят, что мы отбираем у ребенка детство. Кому верить?
— Я убеждена, что наш мозг развивается самым активным образом в период от рождения до трех лет, потому что в этот момент мы приобретаем максимальное количество различных навыков, мы учимся координировать свои движения, говорить, познавать мир и так далее. И дальше — с трех до шести, с шести до десяти — это золотой период развития мозга, когда мы действительно можем задействовать все те области, которые в дальнейшем уже не развиваются. Так заложено генетически: определенные области мозга развиваются в определенный возраст — позже развитие останавливается, и мы уже пользуемся тем, чему мы научились. Например, если ребенок в детстве был оторван от социума и его не научили говорить, то в 14 лет он уже не сможет научиться говорить, окно когнитивных функций, связанных с речью, у него уже закрыто. Поэтому важно понимать, что детям в разные периоды роста нужно давать разные задания и учить разным навыкам, способствующим развитию определенных областей мозга.