Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби.
В техническом превосходстве Porsche сомневаться не приходится, но я бы сказал, что еще больше их сила проявляется в умении понять, чего хотят клиенты. Обычному человеку количество различных Porsche 911 (всего их 24) в каталоге может показаться сумасшествием, но, как ни странно, от недостатка спроса ни одна из моделей не страдает. Однако лишь по мере приближения к концу цикла линейки 911 Porsche решили выдать нам Carrera GTS — что-то вроде альбома «лучших хитов». От этой машины автоматически ждешь, что она будет очень крутой.
Кажется, только вчера компания Porsche представила 911 нового поколения — модель 991.2 — и первые в истории турбомодели Carrera. На самом деле прошло уже три года. На мой взгляд, с течением времени выбор двигателя вполне оправдал себя. В первых поездках на 991.2 прирост мощности и динамики за счет турбированной трехлитровой оппозитной «шестерки» был очевиден, но все же ностальгия по атмосферному мотору на 3,8 литра из модели 991.1 давала о себе знать. На данный момент ностальгия если и осталась, то едва заметная. Как я в свое время писал в отзыве на Carrera 4S, турбодвигатель придал модели 911 легкую и непринужденную динамичность, в то время как на старой машине приходилось сперва раскрутить мотор на всю катушку, чтобы выйти на тот диапазон, в котором он начинал выдавать серьезную мощность. Говоря начистоту, турбированная оппозитная «шестерка» по-прежнему звучит весьма неплохо — как и полагается оппозитной «шестерке» Porsche. Чего, к сожалению, не скажешь о Cayman и Boxster, которым пришлось поступиться двумя цилиндрами при переходе с безнаддувного на турбодвигатель. В том, что новый трехлитровый мотор действительно шикарен, фанатов 911 также помогли убедить нетипично отрицательные отзывы в прессе в адрес двигателя линейки 718. А для тех, кто не мыслит своей жизни без культового завывания оппозитной «шестерки» Porsche, вдыхающей свежий воздух без помощи всяких турбин, всегда есть GT3.
К слову о гоночных моделях Porsche 911: мне кажется, ходовые характеристики 991.2 Carrera GTS наиболее наглядным образом демонстрирует время прохождения Нюрбургринга — оно такое же, как и у 991.1 GT3. Если поставить на GTS такие же шины, какие были у той GT3, она будет еще быстрее. Вот такой шустрик. Однако это не означает, что автомобиль сам по себе предназначен для гоночного трека. Хотя его можно, как и любую модель 911, радостно гонять по трассе весь день напролет без малейших жалоб, создан он все-таки для того, чтобы покорять дороги, а не автодромы. По той же причине модель GTS доступна для заказа и с полным приводом, и с кузовом «кабриолет», и даже в конфигурации «тарга».
Здесь мы подходим к истинной сути GTS: она собрала все лучшее сразу в линейке Carrera S. Не считая пары деталей вроде опционального интерьера только для GTS и колесных дисков с центровкой по ступице, Carrera GTS, в общем-то, представляет собой модель S с добавлением самых популярных динамических опций Porsche — таких как спортивный выхлоп и пакет Sport Chrono. Не забудем и о дополнительных тридцати лошадиных силах: опция «power kit» с более крупными турбинами и отличающейся схемой компьютера двигателя на GTS стоит уже в стандартной комплектации. Итоговая цифра в 450 лошадиных сил дает нам весьма впечатляющие показатели ускорения. Разгон с 0 до 100 км/ч занимает всего 3,7 секунды, если исходить из того, что вы приобретаете автомобиль с коробкой передач PDK: надо признать, сегодня так поступают практически все. GTS — это своего рода малыш 911 Turbo. На мой взгляд, именно так звучит самое точное описание. Правда, речь идет не о новорожденном невинном младенце, а скорее о сорванце, которому за две недели становится мала любая одежда, а особое удовольствие ему доставляет мучить домашних животных.
В свое время, когда мне дали порулить моделью 991.1 Carrera 4S, я попросил, чтобы на этот раз экземпляр GTS для прессы был с задним приводом. И не пожалел об этом. У меня уже был опыт вождения полноприводных 911 на дорогах, на гоночных трассах и даже на замерзших озерах: они мощны и способны на многое. На бумаге все выглядит так, что предпочтение стоит отдать именно полному приводу, поскольку такие модели по большей части быстрее, а по ощущениям все равно почти не отличаются от заднеприводных. Ключевое слово: почти. Мы часто его употребляем, но в данном случае те несколько дополнительных баллов в оценке проворности машины с задним приводом и удовольствия от ее вождения имеют огромное значение. Мы ведь говорим о 911, и это не тот автомобиль, при покупке которого обычно руководствуются практическими соображениями. А в сухой летний день даже у заднеприводной модели не будет никаких ограничений в тяге.
Вообще, Porsche 911 всегда славились своей тягой — благодаря конструкции с задним расположением двигателя, при которой немалый вес приходится на задние же колеса. На самом деле для того, чтобы отцепить от дороги эти шины шириной 305 миллиметров, не хватит мощности даже в 450 лошадиных сил — причем практически в любых дорожных условиях. А при входе в поворот машину можно очень четко удерживать в равновесии педалью газа при умеренных углах увода колес. Баланс, по правде говоря, идеален, учитывая, что полный привод всегда превращает автомобиль в механизм чуть более неповоротливый. Если вы тот счастливчик, который собирается приобрести 911 Carrera, берите заднеприводную GTS: не пожалеете.
При этом вас явно стоит проинформировать о некоторых особенностях списка опций Carrera. Начнем с интерьера GTS: он шикарен. Я влюбился: кругом — алькантара, все сразу кажется более спортивным, чем с обивкой из мягкой кожи. А спортивный вид мне всегда по вкусу, так как я, что греха таить, втайне считаю себя несостоявшимся гонщиком. Так что я бы наверняка заказал себе такой салон вместе с опциональными ковшеобразными сиденьями. Вот только высокой износостойкостью алькантара не отличается, хоть она и приятна на ощупь. На руле и рычаге передач этот материал спустя некоторое время использования автомобиля будет выглядеть не ахти — если, конечно, вы не водите машину исключительно в перчатках. Кожа все-таки намного прочнее и сохранит презентабельный вид значительно дольше. Еще одна фишка GTS — классная и неудобная одновременно — колеса с центровкой по ступице. Смотрится здорово, но на деле вы будете ездить на машине с колесами, которые не снимаются без специального инструмента. В случае чего вам сможет помочь не каждый шиномонтаж, да и сам механизм такого замка имеет ограниченное количество циклов до того, как потребуется замена. Так что смотрите сами: возможно, вам покажется более разумным отказаться от клевых колес, выбрав в списке опций обычные, без доплаты. От чего точно не стоит отказываться, так это от опции управления задними колесами. Она улучшает рулевую координацию и к тому же сокращает радиус виража, что может пригодиться и в разворотах, и при парковке.
Внешне 991.2 GTS выглядит значительно более сурово, нежели другие модели Carrera — за счет спортивной стилистики переднего бампера и шикарного, но в то же время сдержанного дизайна «губы» на заднем спойлере. Жаль, что больше нет заднего спойлера в форме «утиного хвоста», как на 991.1 GTS, которую я тоже водил несколько лет назад. Дело, видимо, в охлаждении: турбодвигателю необходимы воздуховоды в крышке, а такой «хвост» их блокирует. И все равно внешность у новой машины выдающаяся, с какой стороны ни взгляни.
Не стоит, конечно, забывать и о том, что уже скоро над 991-м поколением Porsche 911 сгустится ночь: до конца этого года увидит свет поколение 992. У Porsche циклы продукции работают как часы, так что сперва публике представят 992 модели Carrera, а затем примерно через два года появятся и более «горячие» штучки вроде GT3 и Turbo. Есть ли смысл сейчас обзаводиться 911, которая в обозримом будущем станет «старой новинкой»? На мой взгляд, есть. Начнем с того, что поставки 992 начнутся не сразу, а цены скорее пойдут вверх, нежели вниз. К тому же 992 станет не таким большим шагом вперед, каким была 991 против старой 997, ведь 992 будет обновленной 991. Как и 997 была обновленной 996. Судя по шпионским картинкам, при всей неблагонадежности такого источника, непохоже, что новая машина будет выглядеть лучше нынешней 991.2 GTS. Двигатель в 992 поставят очень похожий — если не тот же самый трехлитровый, так что мощность будущей 992 Carrera S, скорее всего, окажется на одном уровне с той, что уже имеет 991.2 GTS. Наконец, новым автомобилям придется вписываться в более строгие нормы уровня шума и выбросов в атмосферу. Так что едва ли они станут лучше звучать, как ни прискорбно это звучит. Если вы не мечтаете поскорее стать владельцем подключаемого гибрида 911, соглашаться на то, что Porsche 911 Carrera GTS готова предложить уже сейчас, можно с радостью.
Анализировать модели Porsche 911 мне не надоест никогда. Среди них мне ни разу не попалось неудачной, а поскольку они сочетают в себе большинство тех качеств, которые я ищу в машине, статьи в итоге пишутся практически сами собой. Это очень удобно. Что меня всегда удивляло в линейке GTS, так это непостижимое умение Porsche всякий раз поднять и без того уже очень высокую планку, не используя, казалось бы, почти никаких новых характеристик, доступных ранее в стандартной Carrera S. Колдовское зелье, не иначе. Какую 911 я бы выбрал сам? Сложнее вопроса, наверное, не придумаешь. Сразу чувствуешь себя ребенком в кондитерской: хочется все и сразу. Я бы с радостью пожертвовал гостиной ради лишнего места в гараже, чтобы туда поместились и GT3, и GTS. Вы ведь не станете спрашивать родителей, кого из своих детей они любят больше? Выбрать лишь одну 911 — предложение не менее жестокое.