Art & More: в компании современных художников. Смотрим финский перформанс в Москве

 
Инна Логунова
Об авторе Все статьи автора
Инна Логунова

— директор отдела культуры и спецпроектов
Posta-Magazine


10 ноября Государственная галерея на Солянке открывает сезон финского перформанса длиною в месяц, в течение которого здесь можно будет не только увидеть видео- и фотодокументацию работ финских художников, но и стать свидетелем их новых перформансов, разворачивающихся на ваших глазах. Этот опыт сопереживания и соучастия — именно то, ради чего стоит сюда прийти.

 
 
Art & More: в компании современных художников. Смотрим ф...

Антти Лайтинен. «Снежный человек», 2006 г.

Финский перформанс-арт

сегодня на подъеме: в страну для реализации своих проектов приезжают художники со всего мира, здесь проходят крупные международные фестивали перформанса. И вот сейчас у вас есть возможность познакомиться с одними из самых интересных художников этого жанра, не покидая Москвы.

В сезоне принимают участие художники Настя Саде Ронкко (Nastja Sade Ronkko), Антти Лайтинен (Antti Laitinen) и дуэт Катри Кайнулайнен и Максимилиана Латвы (Katri Kainulainen & Maximilian Latva), чьи камерные ретроспективы будут представлены в экспозиционном пространстве галереи. Но самая интересная часть проекта — это, конечно, живые трехдневные перформанс-сессии, по пять часов каждая, и паблик-токи с самими авторами.

Перформативное искусство в Финляндии зародилось в 1980-е годы, довольно поздно по сравнению с Америкой и другими странами Европы, где оно развивалось с конца 1960-х. Изначально перформансами занимались группы художников, которые зачастую собирались на улицах спонтанно, иногда не подозревая о существовании друг друга. В этом еще одна специфическая черта финнов — ранее перформанс был одиночным или дуэтным. В 1990-е годы в Финляндии, как и в других странах Северной Европы, случился необычайный расцвет актуального искусства, в том числе перформанс-арта, — феномен, который самый авторитетный куратор и арт-критик современности Ханс-Ульрих Обрист назвал «нордическим чудом». Сегодня Хельсинки остается одним из крупнейших центров современного искусства, которое получает солидную поддержку от государства и культурных институций.

Маргарита Осепян

О финских художниках, их работах, а также о Бесконечном фестивале перформанса Pyrfyr Posta-Magazine рассказала куратор сезона Маргарита Осепян.

Настя Саде Ронкко

Настя Саде Ронкко — художница молодого поколения, которая исследует тему близости и сопереживания в отношениях. В современном мире, с его индустриальными реалиями, переизбытком информации, уклоном на материальные вещи, люди все чаще испытывают проблемы в межличностной коммуникации, хотя об этом и не принято говорить. Она исследует причины этих проблем, пытаясь вынести их наружу и тем самым осознать и преодолеть.

В перформансах Ронкко зрители часто активно участвуют в происходящем и, собственно, разворачивают ход событий в нем. Так, в перформансе «Я не плачу по тебе» Настя сидит в небольшой комнате за столом, на котором разложены различные продукты и предметы: лук, перец чили, ромашка, томик Ролана Барта «Фрагменты любовного дискурса». Для посетителей на стене висит инструкция, в которой говорится, что они могут всячески взаимодействовать с художницей, чтобы заставить ее расплакаться. Люди реагируют по-разному: кто-то смущается, кто-то безучастно за ней наблюдает, ничего не предпринимая. Некоторые начинают активно действовать: подносят к носу лук и перец, зачитывают отрывки из книги, играют на пианино, которое стоит в комнате. Что-то действительно вызывает у нее слезы, и здесь самое интересное — поведение и эмоции людей, от эмпатии до злорадства.

Настя Саде Ронкко. «Для тех, кто еще будет», 2016 г.

Настя Саде Ронкко. «Для тех, кто еще будет», 2016 г.

Большинство ее перформансов об этом. Кроме того, Настя Ронкко исследует утерянную связь человека с природой и другими живыми существами. Например, в одном из перформансов она с завязанными глазами едет по пустыне верхом на лошади, не управляя ей, а, наоборот, доверяя нести себя туда, куда пожелает животное. Это продолжается несколько часов, между ними устанавливается связь, которую можно ощутить, только оказавшись в этой ситуации — оторванности от мира людей и непосредственного, на уровне чувств, контакта с природой.

Настя Саде Ронкко. «Тепл,о когда я думаю о тебе», 2013 г.

Настя Саде Ронкко. «Тепл,о когда я думаю о тебе», 2013 г.

В Москве Настя Ронкко покажет совершенно новую работу, созданную специально для сезона, которая называется sometimes forever («Иногда навсегда»). Перформанс посвящен нашим воспоминаниям — как дорогим и приятным, которые мы трепетно храним, так и болезненным, которые нам хочется стереть из памяти. Настя приглашает зрителей-участников делиться своими воспоминаниями, избавляясь или, наоборот, увековечивая их. Так или иначе, они потом останутся на теле в виде смываемой татуировки-символа — разумеется, с согласия человека.

Настя Саде Ронкко. «Забери эту холодную зиму», 2015 г.

Настя Саде Ронкко. «Забери эту холодную зиму», 2015 г.

Антти Лайтинен

Сам Антти Лайтинен в Москву не приедет, но многие из его знаковых работ будут представлены в экспозиции. На мой взгляд, Лайтинен — очень глубокий художник, который работает с фундаментальными, онтологическими вопросами человеческого существования. Большая часть его перформансов происходит на природе, которая выступает своеобразной студией, местом, где он экспериментирует над собой, собственным телом и духом. В одной из своих работ он пересекает Балтийское море на самодельной лодке из древесной коры, собранной в финском лесу. Идея — в столкновении человека и стихии, выживания один на один с природой, в отрыве от цивилизации. В другом перформансе, «Простые необходимости», он на протяжении четырех дней в полном одиночестве, без еды, воды и одежды живет в лесу, опять же, исследуя пределы своих физических и психических способностей, документируя свои ощущения и записывая на камеру все, что с ним происходит.

Антти Лайтинен. «Вояж», 2008 г.

Антти Лайтинен. «Вояж», 2008 г.

Антти Лайтинен. «Простые потребности», 2002 г.

Антти Лайтинен. «Простые потребности», 2002 г.

Дуэт Катри Кайнулайнен и Максимилиана Латвы

Партнеры в искусстве и в жизни, Катри Кайнулайнен и Максимилиан Латва через перформативные действия исследуют собственные психические и эмоциональные процессы и состояния — не проблемы, а именно особенности работы психики, памяти и культурных стереотипов. Исследуя культурные коды и архетипы, они часто вплетают в канву перформанса, представляющего собой совершенно обыденные действия, которые совершает каждый человек, мифологические сюжеты и персонажи, например, кентавра. Кроме того, важным аспектом их перформансов является осмысление социальных ролей мужчины и женщины. Их работы не имеют названий, по большому счету, все они — серии одного и того же, постоянного развивающегося перформанса, перетекающего из одного места в другое. Путешествуя по городам и странам, они ткут причудливое полотно, цель которого — бесконечное исследование себя.

Катри Кайнулайнен и Максимилиан Латва. Перформанс на фестивале Winter CreatURe, Каунас, 2015 г.

Катри Кайнулайнен и Максимилиан Латва. Перформанс на фестивале Winter CreatURe, Каунас, 2015 г.

Катри Кайнулайнен и Максимилиан Латва. Перформанс на фестивале Winter CreatURe, Каунас, 2015 г.

Катри Кайнулайнен и Максимилиан Латва. Перформанс на фестивале Winter CreatURe, Каунас, 2015 г.

Катри Кайнулайнен и Максимилиан Латва. Перформанс на перформанс-арт мероприятии Konttori 7, Хельсинки, 2016 г.

Катри Кайнулайнен и Максимилиан Латва. Перформанс на перформанс-арт мероприятии Konttori 7, Хельсинки, 2016 г.

Бесконечный фестиваль перформанса Pyrfyr

Финский сезон — часть Бесконечного фестиваля перформанса Pyrfyr, который проходит в Галерее на Солянке с 2011 года. Он был придуман директором галереи Федором Павловым-Андреевичем с тем, чтобы знакомить московскую публику с жанром, который для многих остается малопонятным или совсем непонятным. В национальных сезонах перформанса мы рассказываем о наиболее интересных, на наш взгляд, вещах, которые происходят в конкретной стране. Так, у нас только что завершился Сезон шведского перформанса. Теперь Финляндия. А в следующем году планируем Сезон австрийского перформанса. Каждый раз мы стараемся приглашать художников, которые активно работают сейчас, находясь в начале или расцвете своей карьеры. Возможно, они задают тенденции, которые мы будем изучать через несколько лет. Так что это очень интересный процесс и для зрителей, которые оказываются в самой гуще событий, и для исследователей.

Детали от Posta-Magazine

Сезон финского перформанса проходит с 10 ноября по 9 декабря

Настя Саде Ронкке
10 ноября, 18:00-22:00 — перформанс
11 ноября, 18:00-23:00 — перформанс
12 ноября, 17:00-22:00 — перформанс
13 ноября, 17:00 — паблик-ток

Катри Кайнулайнен и Максимилиан Латва
1 декабря, 20:00 — паблик-ток
2 декабря, 18:00-23:00 — перформанс
3 декабря, 17:00-22:00 — перформанс
4 декабря, 17:00-22:00 —перформанс

Государственная галерея на Солянке, ул. Солянка, 1/2, стр. 2
http://new.solyanka.org/

 

 

 

Инна Логунова для раздела «Культура», отправлено: 8 ноября 2016

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Post@-Magazine
Новый год. Style Notes: главные события в мире моды за 2016 год
Рената Пиотровски об актерской карьере, продюсерстве и семье
Новый год. Men in Style: 9 идей подарка для мужчины со вкусом
Авто с Яном Коомансом: тест-драйв BMW M3
Новый год. Идея подарка: рождественские идеи от Tiffany & Co.
Город за 48 часов. Париж: кареты Бальзака, призрак оперы и нетривиальный шопинг

       
©2011—2017 «Post@-Magazine»
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.