В прокат вышла трагикомедия о зрелых годах королевы Виктории от британского режиссера Стивена Фрирза.
Автор «Королевы» вновь рисует очень человечный портрет монаршей особы.
О правившей с 1837 по 1901 годы королеве Виктории снято множество фильмов: начиная с картины «Молодые годы королевы», где ее изобразила Роми Шнайдер, до свежего сериала «Виктория» с Дженной Коулман в главной роли. Играла уже однажды «бабушку Европы», чьи дети породнились с представителями главных европейских династий, и исполнительница центральной роли в «Виктории и Абдуле», бесспорно великая Джуди Денч — в фильме 1997 года «Ее Величество миссис Браун» Джона Мэддена, повествующем об отношениях овдовевшей правительницы и ее слуги Джона Брауна.
Стивен Фрирз же избрал для своей работы отнюдь не самый очевидный материал: дружбу пожилой королевы с совсем юным индийцем-мусульманином Абдулом Каримом (Али Фазал). Его называют последним фаворитом монаршей особы, но не стоит забывать о том, что это слово далеко не всегда предполагает любовную связь. По крайней мере, в картине этих диаметрально противоположных людей связывает лишь дружба. Фильм опирается на книгу, в основу которой легли найденные недавно дневники Виктории и Абдула. Конечно, даже этот факт не исключает изрядной доли вымысла. В частности, судя по всему, сам образ будто бы исключительно бескорыстного Абдула сильно идеализирован. Но так ли это важно?
В начале фильма королева Великобритании и Ирландии и императрица Индии празднует свое пятидесятилетие на троне — ей 68 лет. Виктория показана не просто уставшим старым человеком: она почти труп, жизнь ее нисколько не интересует, а обязанности тяготят. И, хотя королевы Виктории уже давно нет на свете, все-таки продемонстрировать символ величайшей эпохи в истории Великобритании в образе старухи, по чьему лицу неэстетично размазана еда, — это неожиданный ход.
Проделав долгую дорогу в Британию, Абдул Карим вместе с еще одним соотечественником попадает на юбилей Виктории. Им предстоит вручить королеве церемониальную монету из Индии. Абдул, которому строго-настрого запретили поднимать глаза на правительницу, нарушает запрет и тотчас же вызывает ее интерес.
Еще бы: молодой (всего двадцатичетырехлетний) статный мужчина необычайно красив. Виктория сначала делает индийского подданного своим слугой, но со временем он становится ее Мунши: секретарем, духовным учителем, преподавателем языка урду, которым в Индии пользовались мусульмане. Виктория, проводившая все больше времени в беседах с непосредственным Абдулом, стала расцветать на глазах, получать удовольствие от жизни и даже порой по-девичьи озорничать. У Фрирза, как и всегда, отличное чувство юмора, и его картина полна забавных моментов. Но, конечно, и драматизма в ней достаточно: родственники и придворные были возмущены противоестественной, с их точки зрения, дружбой и начали строить козни против Абдула. Где это видано, чтобы индиец неблагородного происхождения получал от императрицы Индии титулы и щедрые подарки? В таком отношении двора смешивались и страх за свое положение, и боязнь дискредитации монархии, и банальный расизм.
Стивен Фрирз нередко сталкивает в своих фильмах разные миры, которые часто в итоге обнаруживают способность к диалогу друг с другом. Например, Елизавета II в «Королеве» хотя, вероятно, внутренне так и не соглашается с необходимостью публично выразить скорбь в связи с гибелью принцессы Дианы, делает это, понимая, что именно такой реакции ждет от нее британский народ. В удивительной «Филомене» все с той же Джуди Денч в главной роли циничный журналист-атеист поначалу свысока смотрит на простодушную религиозную старушку, чью судьбу разрушило преступление церкви, а потом проникается к ней симпатией. «Филомена» преподает один из важнейших уроков для современного человека: как понять и принять точку зрения другого, даже если ты с ней не согласен.
В «Виктории и Абдуле» ситуация другая: между главными героями тут же возникает гармония, а вот окружение королевы так и не признает Мунши. И в этом ключ к главному мотиву работы Фрирза. Королева — возможно, самый несвободный человек в мире, скованный правилами, традициями, обязанностями и не имеющий права прислушиваться к своим чувствам. Монарх, вступая на службу своему народу, отказывается от самого себя, иногда буквально — многие британские правители меняли свои имена. Необходимость руководствоваться долгом, а не чувством — одна из главных тем посвященной Елизавете II «Короны» — одного из лучших сериалов последнего времени. Но между Елизаветой и Викторией (которая все-таки в картине бунтует против такого порядка вещей), несмотря на схожесть положений, существенная разница. Первая окружена по-настоящему любящими людьми. Вторая после смерти мужа и ее фаворита Джона Брауна — трагически одинока. Неприятие Мунши и интриги, направленные против него, в фильме связаны еще и с тем, что Викторию просто никто, кроме индийца, не любит: даже ее сын Берти, ставший впоследствии королем Эдуардом VII. Все как будто лишь с нетерпением ждут ее смерти, а она все живет и живет. Это, увы, позволяет сравнить Викторию уже не с особами голубых кровей, а с большим количеством самых обычных стариков по всему земному шару. Но не всем из них на закате жизни удается встретить такого друга, как героине Джуди Денч.