Культура

Кино недели: «Виктория и Абдул» Стивена Фрирза

В прокат вышла трагикомедия о зрелых годах королевы Виктории от британского режиссера Стивена Фрирза.

Автор «Королевы» вновь рисует очень человечный портрет монаршей особы.

О правившей с 1837 по 1901 годы королеве Виктории снято множество фильмов: начиная с картины «Молодые годы королевы», где ее изобразила Роми Шнайдер, до свежего сериала «Виктория» с Дженной Коулман в главной роли. Играла уже однажды «бабушку Европы», чьи дети породнились с представителями главных европейских династий, и исполнительница центральной роли в «Виктории и Абдуле», бесспорно великая Джуди Денч — в фильме 1997 года «Ее Величество миссис Браун» Джона Мэддена, повествующем об отношениях овдовевшей правительницы и ее слуги Джона Брауна.

Стивен Фрирз же избрал для своей работы отнюдь не самый очевидный материал: дружбу пожилой королевы с совсем юным индийцем-мусульманином Абдулом Каримом (Али Фазал). Его называют последним фаворитом монаршей особы, но не стоит забывать о том, что это слово далеко не всегда предполагает любовную связь. По крайней мере, в картине этих диаметрально противоположных людей связывает лишь дружба. Фильм опирается на книгу, в основу которой легли найденные недавно дневники Виктории и Абдула. Конечно, даже этот факт не исключает изрядной доли вымысла. В частности, судя по всему, сам образ будто бы исключительно бескорыстного Абдула сильно идеализирован. Но так ли это важно?

Кино недели: «Виктория и Абдул» Стивена Фрирза

В начале фильма королева Великобритании и Ирландии и императрица Индии празднует свое пятидесятилетие на троне — ей 68 лет. Виктория показана не просто уставшим старым человеком: она почти труп, жизнь ее нисколько не интересует, а обязанности тяготят. И, хотя королевы Виктории уже давно нет на свете, все-таки продемонстрировать символ величайшей эпохи в истории Великобритании в образе старухи, по чьему лицу неэстетично размазана еда, — это неожиданный ход.

Кино недели: «Виктория и Абдул» Стивена Фрирза

Проделав долгую дорогу в Британию, Абдул Карим вместе с еще одним соотечественником попадает на юбилей Виктории. Им предстоит вручить королеве церемониальную монету из Индии. Абдул, которому строго-настрого запретили поднимать глаза на правительницу, нарушает запрет и тотчас же вызывает ее интерес.
Еще бы: молодой (всего двадцатичетырехлетний) статный мужчина необычайно красив. Виктория сначала делает индийского подданного своим слугой, но со временем он становится ее Мунши: секретарем, духовным учителем, преподавателем языка урду, которым в Индии пользовались мусульмане. Виктория, проводившая все больше времени в беседах с непосредственным Абдулом, стала расцветать на глазах, получать удовольствие от жизни и даже порой по-девичьи озорничать. У Фрирза, как и всегда, отличное чувство юмора, и его картина полна забавных моментов. Но, конечно, и драматизма в ней достаточно: родственники и придворные были возмущены противоестественной, с их точки зрения, дружбой и начали строить козни против Абдула. Где это видано, чтобы индиец неблагородного происхождения получал от императрицы Индии титулы и щедрые подарки? В таком отношении двора смешивались и страх за свое положение, и боязнь дискредитации монархии, и банальный расизм.

Кино недели: «Виктория и Абдул» Стивена Фрирза

Стивен Фрирз нередко сталкивает в своих фильмах разные миры, которые часто в итоге обнаруживают способность к диалогу друг с другом. Например, Елизавета II в «Королеве» хотя, вероятно, внутренне так и не соглашается с необходимостью публично выразить скорбь в связи с гибелью принцессы Дианы, делает это, понимая, что именно такой реакции ждет от нее британский народ. В удивительной «Филомене» все с той же Джуди Денч в главной роли циничный журналист-атеист поначалу свысока смотрит на простодушную религиозную старушку, чью судьбу разрушило преступление церкви, а потом проникается к ней симпатией. «Филомена» преподает один из важнейших уроков для современного человека: как понять и принять точку зрения другого, даже если ты с ней не согласен.

Кино недели: «Виктория и Абдул» Стивена Фрирза

Кино недели: «Виктория и Абдул» Стивена Фрирза

В «Виктории и Абдуле» ситуация другая: между главными героями тут же возникает гармония, а вот окружение королевы так и не признает Мунши. И в этом ключ к главному мотиву работы Фрирза. Королева — возможно, самый несвободный человек в мире, скованный правилами, традициями, обязанностями и не имеющий права прислушиваться к своим чувствам. Монарх, вступая на службу своему народу, отказывается от самого себя, иногда буквально — многие британские правители меняли свои имена. Необходимость руководствоваться долгом, а не чувством — одна из главных тем посвященной Елизавете II «Короны» — одного из лучших сериалов последнего времени. Но между Елизаветой и Викторией (которая все-таки в картине бунтует против такого порядка вещей), несмотря на схожесть положений, существенная разница. Первая окружена по-настоящему любящими людьми. Вторая после смерти мужа и ее фаворита Джона Брауна — трагически одинока. Неприятие Мунши и интриги, направленные против него, в фильме связаны еще и с тем, что Викторию просто никто, кроме индийца, не любит: даже ее сын Берти, ставший впоследствии королем Эдуардом VII. Все как будто лишь с нетерпением ждут ее смерти, а она все живет и живет. Это, увы, позволяет сравнить Викторию уже не с особами голубых кровей, а с большим количеством самых обычных стариков по всему земному шару. Но не всем из них на закате жизни удается встретить такого друга, как героине Джуди Денч.

 

 

 

14 декабря 2017
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура