Культура

КиноТеатр: «Ученик» Кирилла Серебренникова вышел в прокат

В прокат, наконец, вышел долгожданный фильм Кирилла Серебренникова «Ученик», снятый по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Мученик». Главные роли в картине сыграли Петр Скворцов, Виктория Исакова и Юлия Ауг.

Фильм был создан

на основе спектакля «(М)ученик», поставленного Кириллом Серебренниковым в «Гоголь-центре» в 2014 году.

По признанию режиссера, идея переноса спектакля в кино пришла продюсеру Илье Стюарту. Серебренникову идея понравилась: во-первых, подобный опыт переноса театральных постановок на экран у него уже был, когда-то спектакль «Изображая жертву» также стал кинолентой, во-вторых, денег для «Ученика» понадобилось не так много, локации там тоже скромные, да и артистам слова заново учить не пришлось.

Фильм этот про религию. Про наше отношение к ней, про то, каким оружием становится Библия, когда попадает в руки запутавшегося, и, мягко говоря, не слишком умного человека, или, что еще хуже, фанатика. В фильме использованы подлинные цитаты из Библии. Когда они появляются на экране, невольно задумываешься о том, что фразами из этой книги можешь оправдать любой поступок, в том числе и самый подлый. Но на самом деле, вопрос не в книге, не в Писании, не в христианстве. Вопрос в том, как мы живем, как мы себя ведем и какие поступки совершаем.

КиноТеатр:

«Но, — предупреждает режиссер Кирилл Серебренников, — не стоит воспринимать все слишком всерьез — я снял не документальный фильм, а художественный. Это притча, не претендующая на документальность».

Главный герой, мальчик Вениамин (Петр Скворцов), считает, что знает все о моральных нормах. Как их надо соблюдать, от кого их надо защищать, что такое хорошо и что такое плохо. «Мир устроен неправильно. Мир погряз во зле. Много лжи, вранья, лицемерия. Добродетель поругана. Вера утрачена», — утверждает наш герой, поведение которого становится, мягко говоря, серьезным испытанием для окружающих.

КиноТеатр:

Ясноокий отрок, робеющий от общения со сверстницами, в мгновение ока превращается в современного Тартюфа, способного заставить толпу называть черное белым и наоборот. Мать подростка (Юлия Ауг) посыпает от досады голову пеплом, школьные учителя отчаянно дискуссируют о добре и зле, и единственный человек, пытающийся спасти героя от самого себя, — это учительница биологии Елена Львовна (Виктория Исакова). Надо ли говорить, что все ее попытки оказываются бессмысленными, и спасать в итоге придется ее саму, как всякого порядочного человека, ступившего на путь борьбы с фанатизмом.

КиноТеатр:

КиноТеатр:

Режиссер Кирилл Серебренников

«На самом деле наша картина о глобальной растерянности всех, общества в целом, перед мракобесием, о растерянности самых разных людей перед идейной косностью, перед безумием. И страхом. Нас сковывает страх — мы боимся быть честными, — говорит Серебренников. — Фильм критикует ханжество, равнодушие людей, которые очень легко соглашаются с любыми носителями экстремистских идей. Он критикует институции, которые слишком быстро и слишком охотно поворачиваются по ветру, как флюгеры, подхватив какую-то тенденцию, то, как надо себя вести, и под нее легко начинают играть. Меня эта человеческая история волнует больше, чем публицистика».

КиноТеатр:

Фильм уже получил специальный приз им. Франсуа Шале в Каннах, а также приз за «Лучшую режиссеру» фестиваля «Кинотавр—2016». Что же, посмотрим, как его примут зрители.

 

 

 

17 октября 2016
Ника Кошар для раздела Культура