Недвижимость

Posta Art c Ренатой Пиотровски: Александр Цимайло и Николай Ляшенко — о том, как не испортить город, за что любить промзоны и зачем популяризировать профессию архитектора

PostaАрт c Ренатой Пиотровски: Александр Цимайло и Николай Ляшенко — о том, как не испортить город, за что любить промзоны и зачем популяризировать профессию архитектора

Новыми героями серии бесед Ренаты Пиотровски с людьми, меняющими облик нашего города, стали Александр Цимайло и Николай Ляшенко — архитекторы, сооснователи архитектурного бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры», выпускники и преподаватели Московского архитектурного института, соучредители немецко-австрийского инженерно-архитектурного холдинга АТП-ТЛП. Поговорили о том, как не «испортить» город, за что любить промзоны, как играть на контрастах и… нужны ли нам высокие потолки.

Рената Пиотровски: Архитектурное бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» стало победителем в номинации «Архитекторы года 2022» по версии Арх Москвы. Со сцены вы пообещали главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову «вести себя цивильно и город не портить». Расскажите, как легко испортить Москву? Дайте вредный совет…

Николай Ляшенко: Создать памятник собственному зодчеству в неправильном месте. Потому что уместность архитектурного высказывания в каждом конкретном месте важна. И не всегда нужно делать какое-то очень яркое, заметное здание, которое станет памятником зодчеству, иногда нужно сдержать свои амбиции и сделать ставку на достаточно сдержанную контекстуальную архитектуру. И вот найти этот баланс между уместностью и своим амбициями — это очень важно.

Николай Ляшенко

Александр Цимайло: Снести какой-нибудь значимый памятник, причем необязательно, чтобы он находился в реестре памятников, речь про по-настоящему ценные и интересные здания. Или уничтожить парк.

Александр Цимайло

Вы уже больше 10 лет являетесь преподавателем в МАРХи. Как изменились студенты за 10 лет? Научились ли они город не портить?

Александр: Никак не изменились.

Николай: Я согласен: никак не изменились. Просто есть студенты, которые занимаются самообразованием, те, которых интересует эта профессия, которых она действительно увлекла — и они смотрят, изучают и сразу в голове видят разные варианты. А есть… все остальные. Но так было и сто лет назад, и когда мы учились: всегда есть те, кому интересно, и те, кто просто получает диплом. Принципиальная разница в том, что изменился доступ к информации. Сейчас больше возможностей смотреть, ездить — а раньше увидеть что-то новое можно было только на фото в библиотеке. Изменился доступ к информации и, как следствие, анализ этой информации. Аналитика чужих мыслей и идей — это всегда очень полезно. Теперь каждый студент «варится» не только в замкнутом кругу своих единомышленников.

Александр: Есть такое понятие — насмотренность, то, насколько у тебя богатый в голове видеоряд аналогов и примеров. И эта насмотренность сейчас у студентов, конечно, в разы больше. В том числе благодаря путешествиям.

Николай: Кстати, наша преподавательская команда со студентами в рамках проекта «Читаем архитектуру» ездит по разным странам в образовательных целях — для анализа существующих зданий разных эпох, для анализа подхода архитекторов, которые это создавали, и среды, в которой находятся эти объекты. «Читать архитектуру», понимать, что планировал и что воплотил автор, какие принципы работают в том или ином здании и являются основополагающими для этой архитектуры, — это очень важно, и просто прочесть об этом в книге невозможно.

Александр Цимайло, Рената Пиотровски и Николай Ляшенко

Во всем мире — и в Москве в частности — активно облагораживают бывшие промзоны. Наверняка с точки зрения архитекторов это интересная задача, но не скрывает ли эта территория некие минусы для покупателя квартиры в таком районе?

Николай: Промзоны бывают очень разные. Если вспомнить промзоны XIX века, то сейчас все они по геолокации находятся практически в центральных районах городов, потому что они сосредотачивались, как правило, около рек, это было продиктовано технологической необходимостью, транспортом. А есть индустриальные зоны, которые находятся на каком-то отдалении от города, и буквально выжигают большую часть территории города, не дают возможности городу сшиться, являются преградой, но и такие территории город со временем тоже осваивает — и для будущих жителей это только плюс.

Александр: Если это решенный вопрос и промзона выносится из города, а на ее месте планируется жилой комплекс — то минусов никаких. Это будет совершенно новое пространство, которое не только добавит полезных квадратных метров жилья, но и облагородит окружение и обновит инфраструктуру, потому что бывшая промзона — это обычно закрытая территория, просто некрасивая и экологически неблагополучная дырка в городе, которую нужно объезжать, обходить, а при строительстве жилого района у этой зоны откроется второе дыхание.

Николай: И ведь это не только жилье, но и все инфраструктурные объекты, общественные зоны — все это становится частью нового района. И это большой плюс, потому что вопрос решается комплексно, продумывается вся структура генерального плана, это не точечное строительство, где один девелопер не знает, что делает другой, город не рассыпается, а грамотно сшивается со всем, существующим рядом.

Александр: А если на месте промзоны сделать парк — это вообще победа. Хотя такое решение всегда зависит от того, насколько экономически это может себе позволить город — не продавать площадку, а затеять парк или иное общественное пространство — театр, музей.

Александр Цимайло

А почему у нас теперь каждый второй новый ЖК называют громкими именами вроде ЖК «Бродский», ЖК «Армстронг», ЖК «Рахманинов». Это такой модный маркетинг?

Александр: Абсолютно точно, это маркетинговая политика девелоперских компаний, которые хотят, чтобы их дом был легко узнаваем. Например, наш «Бродский» — из серии домов, названных именами больших русских литераторов. Такие названия легко запомнить всем — независимо от того, чем мы занимаемся.

Сегодня редкий новый ЖК не хвастает просторным пафосным фойе на входе. Без этого атрибута современное жилье уже не ценится?

Николай: Качество тут зависит не от размера: бывает маленькое дурацкое, а бывает камерное и эстетское фойе, бывает большое бессмысленное, безликое и неуютное, а бывает по-настоящему красивое. Тут не всегда размер имеет решающее значение.

Александр: И покупатели очень разные — и их вкусы и запросы. Кому-то шаровары, а кому-то зауженные брюки. Один любит огромные автомобили, другой — маленькие микрокоробочки, а стоят они одинаково. У людей должен быть выбор. А размер действительно часто ничего не определяет.

Николай: Да, можно сделать квартиру 500 метров с глупой планировкой, а можно 100 метров, но она будет классная, эстетская, с шикарными окнами и правильным светом, с грамотными планировочными решениями. Так что эти фойе — не самоцель, хотя, безусловно, просторное пространство на входе — это удобно. Но есть огромное количество нюансов, деталей, которые нужно учитывать, ведь мы говорим про образ жизни, про атмосферу, а она достигается разными методами.

Из личного архива Александра Цимайло и Николая Ляшенко
Из личного архива Александра Цимайло и Николая Ляшенко

Александр: Главное, что эти фойе должны быть стилистически связаны с общей идей дома, с концепцией, одно из другого должно теоретически вытекать.

Николай: Подытожу: не всегда большой и красивый человек приятен для совместного проживания. Иногда маленький симпатичный человек с хорошим чувством юмора гораздо приятнее. (Смеются.)

Еще один тренд — высокие потолки. Это тоже важный атрибут качества жизни — или маркетинг?

Александр: Это психологический барьер из советских времен, который мы не преодолели, потому что все жили в унифицированном жилье с не очень высокими потолками. И теперь люди решили, что им обязательно нужны высокие потолки, три метра — иначе не продать! Но если посмотреть, например, на Европу, то вот сейчас строятся апартаменты в Монако стоимостью 100 тысяч евро за квадратный метр, а высота потолка — 2.80. Для них это нормальная высота потолка. Безусловно, высоко — это красиво, это больше воздуха, но насколько это критично? Мы тоже за то, чтобы пространства были больше, но если у девелопера есть возможность сделать потолок ниже, но вставить еще один этаж в доме, то сложно спорить.

Николай: Да, стереотипы и вопрос нашей ментальности. И наша страсть к брендам и жажда дорогих машин — оттуда же, это попытка восполнить. Но в европейских странах действительно потолок даже 2.65 — вполне хорошая высота. Качество — это же вопрос пропорций пространства, соотношения стены и окна, наличия света. Да, высота — это, скорее, в плюс, чем в минус, но это не залог успеха. А вообще хорошие архитекторы любят экспериментировать — интересно сделать хорошо и с 2.65, и с трехметровыми потолками.

Кстати, об экспериментах: слышала новости, что в Москве будут строить деревянные девятиэтажки…

Александр: Деревянное строительство пытаются развивать во всем мире, есть примеры строительства высокоэтажных деревянных зданий в наше время. Возможно, экологически это выгоднее, чем строить из бетона.

Николай: При этом что это за дерево, которое не горит? Оно уже настолько пропитано, что встает вопрос, что там от дерева осталось, какой процент, это же сплошные лакокрасочные материалы… Возможно, главный лейтмотив — возобновляемость сырья, идея — не навредить природе. И из дерева имеет смысл строить там, где есть леса, чтобы действительно экономить. А насчет Москвы посмотрим — интересные новости!

Рената Пиотровски

Еще один тренд — клубные дома. Что это и на кого рассчитано?

Николай: Клуб — это всегда что-то уникальное, туда не попадешь со стороны, это дает иллюзию избранности — ну и в некотором смысле характеризует размер, масштаб и индивидуальность людей, которые там собрались. Красивый маркетинговый ход.

Александр: Раньше у этой «клубности» смысл был в том, что туда селили людей определенной профессии. Интересно поразмышлять, если бы сейчас создавались такие клубные дома, в котором жители решали бы, кто может жить в этом доме, а кто нет? Есть, кстати, такие ТСЖ в Швейцарии: пока все жители дома не подпишут согласие, ты не можешь купить в доме квартиру… Тоже любопытный вариант большей эксклюзивности.

Николай: Я посмотрел бы, как они договариваются!

Если квартиру для себя ищет москвич, у которого предки в усадьбах жили, а бабушки с дедушками — в историческом центре, и он хочет, чтобы и модно, и современно, и с каким-то московским колоритом. Так бывает?

Александр: Я москвич, и при этом я жил большую часть своей жизни в Выхино, которое никакого отношения к усадьбам не имеет, в маленьком панельном доме. При этом мои родственники до этого жили на Сретенке. Так что москвич москвичу, конечно, рознь. Но москвич, о котором вы говорите, возможно чуть лучше знает город, чуть лучше в нем ориентируется, и него есть какая-то ностальгия по определенным историческим местам — и это для него делает выбор квартиры сильно сложнее.

Николай: Да, потому что в историческом центре мало квартир в любом городе — это самый ценный жилой фонд. При этом историческая память, мне кажется, играет роль только одно поколение: жить там, где родились, например, родители или где прошло детство.

Из личного архива Александра Цимайло и Николая Ляшенко
Из личного архива Александра Цимайло и Николая Ляшенко

Важный тренд в строительстве — учитывать национальную идентичность города. Вот в Казани вы строите портовый кластер — и вдохновляетесь местными традициями. Насколько вообще сложно строить в Москве, легко ли «вписываться» в уже существующее многообразие?

Александр: В Москве достаточно домов, вдохновленных историей. И даже то, что мы строим в деловом центре, этим контекстом подпитывается. Учитывать, в каком контексте находится твое новое здание, — очень важно. Важно уметь переосмыслить. Это как в моде: ультрасовременные вещи могут быть вдохновлены старинным корсетом, который сегодня может превратиться в майку.

Николай: При этом в архитектуре этот процесс не оторван от места, а привязан к определенному контексту города, к окружению, к среде, где будет находиться это здание. Тут очень важно сделать детальный исторический анализ, особенно, если мы говорим о центре города, чтобы понять идентификацию, уникальность не только района, но каждой улицы и переулка.

Александр: Причем такой анализ не исключает того, что ты решишься сыграть на контрасте.

Николай: Да, именно так создавался «Москва-Сити» — на контрасте, на противопоставлении современной архитектуры, которая олицетворяет время, и окружающего ее исторического города. А когда мы работаем в историческом центре, мы очень щепетильно анализируем все нюансы, фиксируя, какие там архитектурные детали, окна, двери, чтобы уникальность этого места прочувствовать. И в новом проекте это обычно переосмысление этих деталей, пропорций или конфигураций зданий.

Ваше бюро как генпроектировщик разрабатывает крутую идею — а можете ли вы быть уверены, что в итоге подрядчики вашу идею воплотят в жизнь честно и качественно? Вот вы спроектировали дом, «подписали» его своим именем, своим брендом — а там потом трубы текут. Кто в итоге отвечает за то, как дом построен?

Александр: Люди часто считают, что архитектор за все отвечает в здании, но по факту это не так, времена, когда архитектор отвечал за все, были лет 200 назад. Сегодня далеко не все процессы мы контролируем, даже если выступаем как генпроектировщики. Все зависит от конкретного контракта — где-то мы делаем начальную часть, где-то все все целиком и проводим авторский надзор.

Николай: Мы заинтересованы контролировать все до последнего момента, но не всегда принимается такое решение.

Из личного архива Александра Цимайло и Николая Ляшенко
Из личного архива Александра Цимайло и Николая Ляшенко

Александр: И поэтому бренд действительно всегда «рискует». Бывает, что мы какой-то проект нарисовали, а его уже в процессе более детального проектирования по каким-то техническим вопросам меняют — и были прецеденты, когда дом настолько менялся, что мы расторгали контракт, потому что это могло стать выстрелом по нашей репутации, а репутация — это наш самый ценный актив, наработанный за эти 20 лет.

Кстати, как сейчас в рестораны стали ходить на шеф-повара, так и при покупке квартиры люди стали обращать внимание на имя архитектора…

Александр: И это хорошая тенденция.

О планах на будущее: в вашем портфолио много жилых домов, но и в более масштабном строительстве вы тоже замечены. Есть ли какие-то мечты в профессии, которые вы еще не исполнили, каких проектов не хватает в вашем резюме?

Николай: Нас действительно в основном знают по зданиям тяжелого жилого люкса, но это связано с тем, что такие проекты подпитаны большим маркетинговым импульсом, они активно рекламируются. При этом параллельно мы активно занимаемся и другой архитектурой, и наш фокус внимания сейчас во многом сосредоточен именно на общественных зданиях. Наш главный постулат — делать немного, но качественно, максимально педантично по отношению к деталям, и мы очень выборочно подходим к выбору проектов.

Александр: При этом неважно, что вы строите — дома или театры, главное — сделать качественно. И мы все время развиваем и растим качество. Это могут быть и жилые дома, и общественные сооружения, и даже предметный дизайн — это нам тоже интересно. Нам интересна любая история, связанная с проектированием, с дизайном, с концептуальными решениями. И преподавание — тоже, это большое и важное дело, ничуть не менее важное, чем строительство дома.

Николай: Нам вообще важно сохранить интерес к профессии, поэтому нас действительно интересуют очень разноплановые проекты. А тяжелый люкс — это большие возможности с точки зрения архитектуры…

Александр: Посмотрите историю архитектуры: дорогие усадьбы и дома прошлого — предмет сегодняшнего восхищения. На месте рядового дома появляется другой, но интересная дорогая усадьба становится памятником архитектуры. И в любой ЖК мы вкладываем душу. Классно же, когда ты можешь подойти к дому и рассказать о нем — почему он такой, в чем концепция.

Николай: И в таких зданиях, как правило, фокус внимания не останавливается только на планировках, на фасаде, там каждая деталь является важной. Потому что на реализацию проекта есть больше времени и финансов. Это создание handmade-продукта — и не для дальнейшего воспроизведения, потому что повторение — это абсолютное табу в такой архитектуре, клонировать проекты — дурной тон, это не массовая архитектура. И одновременно это не значит, что архитектору неинтересно строить девятиэтажки: просто там будут другие задачи.

Александр Цимайло, Рената Пиотровски и Николай Ляшенко

Мне кажется, пандемия обратила внимание людей на себя и на окружающее пространство — и мы стали больше интересоваться тем, как архитектура может украсить наш быт.

Александр: И слава Богу! Архитектор, кстати, — и не самая популярная профессия, она не окружена таким флером моды.

Николай: А мне кажется, что еще до пандемии начался этот тренд в сторону популяризации нашей профессии, отчасти благодаря девелоперам, отчасти благодаря возросшему всеобщему желанию узнавать о том, какие создаются общественные пространства, парки, какая новая архитектура планируется в городе и кто все это строит. Схожим образом современное искусство захватило медиапространство. И теперь многим важно не только, что за марка автомобиля стоит в гараже, но и кто строит дома, в которых они живут. В этом плане наше общество пришло к этому с запозданием: в Европе люди давно интересуются, какие архитекторы что строят, ходят на выставки архитектурных конкурсов, чтобы посмотреть, как развивается город. У нас, кстати, этот интерес во многом был продиктован проектом «Моя улица», который критиковали миллионы людей. А теперь все кайфуют: какой у нас нас шикарный, классный город!

Александр: И вот это ощущение, что ты можешь повлиять на то, что происходит в городе, и изучить, как город меняется и в плане жилого фонда, и в плане выставочных пространств, — оно делает нашу жизнь очевидно комфортнее.

Николай: Кстати, хочу отметить, что и в кино начали снимать классные пространства! Налицо общее желание создавать атмосферу и стремление к более осознанному образу жизни. И нам, архитекторам, такой тренд точно на пользу — как мотивация делать больше и лучше.

PostaАрт c Ренатой Пиотровски: Александр Цимайло и Николай Ляшенко — о том, как не испортить город, за что любить промзоны и зачем популяризировать профессию архитектора

Генеральный продюсер проекта: Аниса Ашику
Фото: Иван Пономаренко