Новыми героями серии бесед Ренаты Пиотровски с людьми, меняющими облик нашего города, стали Александр Цимайло и Николай Ляшенко — архитекторы, сооснователи архитектурного бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры», выпускники и преподаватели Московского архитектурного института, соучредители немецко-австрийского инженерно-архитектурного холдинга АТП-ТЛП. Поговорили о том, как не «испортить» город, за что любить промзоны, как играть на контрастах и… нужны ли нам высокие потолки.
Рената Пиотровски: Архитектурное бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» стало победителем в номинации «Архитекторы года 2022» по версии Арх Москвы. Со сцены вы пообещали главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову «вести себя цивильно и город не портить». Расскажите, как легко испортить Москву? Дайте вредный совет…
Николай Ляшенко: Создать памятник собственному зодчеству в неправильном месте. Потому что уместность архитектурного высказывания в каждом конкретном месте важна. И не всегда нужно делать какое-то очень яркое, заметное здание, которое станет памятником зодчеству, иногда нужно сдержать свои амбиции и сделать ставку на достаточно сдержанную контекстуальную архитектуру. И вот найти этот баланс между уместностью и своим амбициями — это очень важно.
Александр Цимайло: Снести какой-нибудь значимый памятник, причем необязательно, чтобы он находился в реестре памятников, речь про по-настоящему ценные и интересные здания. Или уничтожить парк.
Вы уже больше 10 лет являетесь преподавателем в МАРХи. Как изменились студенты за 10 лет? Научились ли они город не портить?
Александр: Никак не изменились.
Николай: Я согласен: никак не изменились. Просто есть студенты, которые занимаются самообразованием, те, которых интересует эта профессия, которых она действительно увлекла — и они смотрят, изучают и сразу в голове видят разные варианты. А есть… все остальные. Но так было и сто лет назад, и когда мы учились: всегда есть те, кому интересно, и те, кто просто получает диплом. Принципиальная разница в том, что изменился доступ к информации. Сейчас больше возможностей смотреть, ездить — а раньше увидеть что-то новое можно было только на фото в библиотеке. Изменился доступ к информации и, как следствие, анализ этой информации. Аналитика чужих мыслей и идей — это всегда очень полезно. Теперь каждый студент «варится» не только в замкнутом кругу своих единомышленников.
Александр: Есть такое понятие — насмотренность, то, насколько у тебя богатый в голове видеоряд аналогов и примеров. И эта насмотренность сейчас у студентов, конечно, в разы больше. В том числе благодаря путешествиям.
Николай: Кстати, наша преподавательская команда со студентами в рамках проекта «Читаем архитектуру» ездит по разным странам в образовательных целях — для анализа существующих зданий разных эпох, для анализа подхода архитекторов, которые это создавали, и среды, в которой находятся эти объекты. «Читать архитектуру», понимать, что планировал и что воплотил автор, какие принципы работают в том или ином здании и являются основополагающими для этой архитектуры, — это очень важно, и просто прочесть об этом в книге невозможно.