В Пушкинском музее открылась одна из самых значимых выставок этого года — «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции».
Представленные на выставке произведения Рембрандта и других художников голландского золотого века нельзя увидеть в постоянной экспозиции ни одного мирового музея — по той причине, что они входят в частную коллекцию, собранную американским предпринимателем Томасом С. Капланом и его супругой Дафной Реканати-Каплан.
Лейденская коллекция сформировалась всего за пятнадцать лет — как признается Томас Каплан, Рембрандтом он восхищался с юности, но долгое время не подозревал, что наследие голландского живописца представлено на арт-рынке, полагая, что все произведения давно распределены по мировым музеям. Свое название коллекция получила в честь родного города Рембрандта Харменса ван Рейна, в котором начиналась его художественная карьера и где находилась его первая мастерская. Выставка также делает акцент на Лейдене, прослеживая формирование творческого метода Рембрандта, и рассказывает о его соперниках и учениках.
В университетском Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу и 13-летним подростком обучался у местного исторического живописца Якоба ван Сваненбюрха, после чего провел полгода в Амстердаме в мастерской Питера Ластмана, одного из самых влиятельных художников того времени. На выставке можно видеть его картину «Давид и Урия» — характерная живописи Ластмана детализация свойственна и манере молодого Рембрандта, которая, впрочем, вскоре станет более лаконичной.
В числе ранних работ Рембрандта в коллекции четы Каплан — три произведения из аллегорической серии чувств, созданной в 1624–1625 годах, незадолго до поступления в мастерскую Ластмана: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка — «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)». Сам сюжет пяти чувств был довольно популярен в то время, но Рембрандт трактует его в неожиданной манере — изображая медицинские, или псевдомедицинские, манипуляции. Так, осязание символизирует сцена трепанации, в которой хирург проделывает отверстие в черепе пациента с целью излечить помешательство; слух — занятие музыкой, которая считалась бальзамом для души и лекарством от меланхолии. Обоняние же Рембрандт трактует как эпизод, в котором потерявшего сознание человека приводят в чувство с помощью нюхательной соли.
Рембрандт Харменс ван Рейн
Извлечение камня глупости |
Три музыканта |
Рембрандт Харменс ван Рейн. Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния). Фрагмент. Около 1624–1625
Работы лейденского периода Рембрандта дополняют живописные произведения Яна Ливенса, с которым того связывала дружба-соперничество и с которым они делили мастерскую на протяжении четырех лет до 1631 года, когда Рембрандт перебрался в Амстердам. (Ливенс немногим позже отправился в Англию, где стал придворным художником.)
В Амстердаме Рембрандт получает свои первые заказы портретов городской знати, в числе которых представленные на выставке «Портрет мужчины в красном дуплете» (1633) и «Портрет Антони Копала» (1635) — яркие примеры зрелого мастерства художника, получившего признание своим умением точно передавать характеры моделей. Этот талант он оттачивает в многочисленных автопортретах, которые писал на протяжении всей жизни, документируя изменения в своем облике и психологическом состоянии. На выставке неизменно притягивает внимание «Автопортрет с затененными глазами» 1634 года: спокойное любопытство в глазах, пушистые вьющиеся волосы, легкий румянец на щеках. Ему здесь 26, он успешен и счастлив.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет мужчины в красном дублете. 1633 |
Рембрандт Харменс ван Рейн и мастерская. Портрет Антони Копала. 1635 |
Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет с затененными глазами. 1634
Однако более всего художника в это время интересует историческая живопись, занимавшая самое почетное место в художественной иерархии эпохи. В 1635 году он пишет величественную «Минерву», один из самых ценных шедевров Лейденской коллекции. (Три другие стилистически схожие работы, созданные в эти годы, находятся в собраниях Эрмитажа, музея Прадо и Метрополитен-музея.) Античную богиню мудрости и войны Рембрандт изображает в виде голландской женщины, своей современницы, облаченной в пышное платье. Впоследствии этот прием объединения образов реальной женщины и богини станет отличительной чертой его исторической живописи.
Рембрандт Харменс ван Рейн. Минерва. 1635
Ценность Лейденской коллекции не только в наследии Рембрандта — это одно из крупнейших частных собраний золотого века голландской живописи, объединяющее порядка 250 живописных и графических произведений. Среди его шедевров — одно из тридцати шести известных в мире произведений Яна Вермеера Делфтского, «Девушка за вёрджинелом», «Явление ангела Агари» Карела Фабрициуса, чьих работ осталось еще меньше, а также «Портрет Самюэла Ампцинга» кисти Франца Халса. Кроме того, в коллекции представлены работы лейденских мастеров тонкой живописи (fijnschilders) — первого ученика Рембрандта Геррита Дау и Франса ван Мириса Старшего, которые также вошли в экспозицию выставки в Пушкинском музее.
Ян Вермеер Делфтский. Девушка за вёрджинелом. Около 1670–1672
Карел Фабрициус. Явление ангела Агари. Около 1645
Особая гордость коллекционеров — рисунок «Голова медведя» работы Леонардо да Винчи, символически связывающий голландскую художественную традицию с итальянской, с которой Рембрандт был знаком через своих учителей, а также благодаря рисункам и картинам, ходившим тогда по всей Европе. Как и Леонардо, Рембрандт придавал большое значение рисованию с натуры как способу совершенствования мастерства. С работой великого итальянца рифмуется рембрандтовский «Отдых молодого льва», написанный, вероятно, с одного из животных, которые ввозились в Голландию на торговых судах и выставлялись на ярмарках.
Всего в экспозиции представлено 82 произведения, ранее не выставлявшиеся в России. Из Москвы выставка отправится в Эрмитаж, а затем коллекция будет показана в Лувре Абу-Даби. Впрочем, концепции проектов и состав работ каждый раз адаптируются под выставочное пространство и конкретный музей.
Детали
Выставка работает до 22 июля
ГМИИ им. А. С. Пушкина, Главное здание, ул. Волхонка, 12