В эфир телеканала «Россия 1» вышел сериал «Оптимисты», придуманный Михаилом Идовым, спродюсированный Валерием Тодоровским и снятый Алексеем Попогребским. Его герои — молодые дипломаты, которые в период оттепели пытаются говорить с миром на новом языке.
Все 13 серий сериала показывают за одну неделю — темп стремительный, но отставать от него не стоит. Рассказываем, чем примечательны «Оптимисты».
Сериал «Оптимисты» — проект, задуманный давно (первые его серии были готовы к 2011 году), но добравшийся до эфира только теперь, когда сюжет оброс новыми параллелями с реальностью. Авторы идеи «Оптимистов» — Михаил Идов и Михаил Шприц. Вместе с командой сценаристов они рассказывают историю о молодых сотрудниках вымышленного отдела МИДа под названием ИАГ — информационно-аналитическая группа. Создан он был для того, чтобы помогать советским дипломатам говорить на новом языке и не пить на приемах из миски с лимоном, в которой вообще-то положено ополаскивать руки. Продюсером сериала выступил Валерий Тодоровский, и нужно отметить, что «Оптимисты» заметно отличаются от его же «Оттепели», несмотря на совпадающее время и место действия. Режиссером стал Алексей Попогребский, покоривший Берлинале фильмом «Как я провел этим летом», а теперь освоивший новую для себя территорию многосерийного мира ТВ.
Лаконично вписываясь в эфир федерального канала, «Оптимисты» при этом остаются скорее исключением, чем правилом, заметно выделяясь на фоне типичных для российского телевидения сериалов: лишних диалогов, призванных растянуть хронометраж, здесь нет, как нет и случайных действующих лиц. Вместо них — артисты московских театров (от «Мастерской Петра Фоменко» до «Гоголь-центра») в эпизодах. Три главных героя — Муратов (Егор Корешков), Корнеев (Артем Быстров) и Голуб (Риналь Мухаметов) — работали в ИАГ под началом Руты Карловны Блаумане (Северия Янушаускайте), латышки, из идеологических соображений променявшей США на Советский Союз, пока ее не сместили с должности, поставив командовать отделом хмурого Григория Бирюкова (Владимир Вдовиченков) из ЦК. Для Бирюкова это назначение — суровая ссылка, о чем ему не раз намекнут сверху.
К информационно-аналитической группе в МИДе никто не относится всерьез, однако вскоре становится понятно, что положение дел точно изменится, ведь все здесь одержимы амбициями. Бирюков слишком сильно хочет вернуться обратно к своим «важным» делам, чтобы сидеть сложа руки, Блаумане нужен ее отдел, а Муратов, Корнеев и Голуб совсем не планируют терять работу. У каждого — свои частные проблемы и мотивы. И каждому придется принимать решения: сказать «да» или «нет», обмануть или выдать правду, промолчать или предать огласке.
Выбрав отправной точкой реальное событие — Американскую выставку в «Сокольниках», на которой и знакомятся герои, — сериал вовсе не претендует на историческую достоверность. Это не реконструкция, а заново изобретенный мир советских 1960-х, в котором в МИДе работает отдел, готовящий для дипломатов памятки о том, как играть в гольф. Единственный существовавший в действительности персонаж, появляющийся в кадре, — Сергей Хрущев, остальных даже гуглить не стоит. Выдуманные сценаристами, они, тем не менее, не лишены достоверности. Так же и музыка авторства Михаила Идова, который взял на себя роль не только сценариста, но и композитора, и Анны Друбич вполне могла бы звучать в 1960-е из настоящих радиоприемников и играть в ресторанах и кафе.
Детали быта в «Оптимистах» продуманы до мелочей, будь то костюмы, машины, интерьеры или даже сигаретные пачки на столах. Уже не раз названный отечественными «Безумцами», сериал привлекает не только небанальным сюжетом, но и тем, как прописаны в нем персонажи, за развитием характеров которых следить интересно не меньше, чем за самим действием. Щеголь Андрей Муратов, чьи детство и юность прошли в Париже, не стесняется при случае поправлять товарищей: «Сам ты Пикáссо, Пикассó», — может сказать он Корнееву с подобающей снобу интонацией. И Леня, описать которого проще всего определением «рубаха-парень», конечно, не обидится. Он — выросший в приюте среди испанцев эксперт по Латинской Америке, боксер и, конечно, знатный бонвиван. Его советы не помешают застенчивому Аркадию Голубу, который в китайских иероглифах разбирается гораздо лучше, чем в девушках. Случайно столкнувшись с одной, назначив не без помощи Корнеева встречу и опоздав, он готов искать ее по всей Москве.
И пока сюжет через дипломатические успехи и неудачи ведет нас к кульминации, а за ней и к продолжению (создатели сериала обещают не останавливаться на одном сезоне), друзья, как подобает оптимистам, пьют пиво и верят в светлое будущее.