PostaБизнес

#PostaБизнес: увольнять или поощрять сотрудников в кризис?

#PostaБизнес: увольнять или поощрять сотрудников в кризис?

Очевидно, что рынок труда после окончания пандемии — в том числе в сфере топ-менеджмента — не будет прежним: кого-то кризис потопит, а для кого-то, наоборот, откроет новые двери. Какие именно? Размышляет наш колумнист, эксперт в области executive search Ирина Обухова — ассессор Hogan Assessment (международная авторитетная система независимой оценки личности и один из самых эффективных инструментов для компаний статуса от «Fortune 500» и до частного бизнеса), карьерный консультант Eurasia Management & Administration School (МВА) и глава собственного консалтингового проекта IQ-EXECUTIVE (www.iq-executive.com) в области карьерного и правового консультирования СЕО и руководителей высшего и среднего звена.

Возвращение «за штурвал» корабля и сокращение наемных топ-менеджеров: за и против

Два самых частых решения, которые принимают собственники в кризисные времена: возвращение «за штурвал» корабля и оптимизация штата сотрудников, чтобы срезать издержки на фонд оплаты труда. Но насколько это решение будет оправдано в будущем? И какая из стратегий наиболее актуальная и в каких случаях?


Ситуация:

Собственник, который какое-то время назад отошел от дел и передал управление наемным топ-менеджерам, решил вернуться.

#PostaБизнес: увольнять или поощрять сотрудников в кризис?

Минусы:

Мотив понятен. Владелец искренне считает, что только он сможет справиться со сложной ситуацией и вытащить бизнес. Кроме того, он хочет сэкономить на дорогом управленце. Но не стоит забывать, что, во-первых, собственник не был вовлечен в операционное управление. Во-вторых, более мощного профессионала управленца обычно нанимают именно тогда, когда владельцу не хватает личных компетенций и знаний — именно это первоочередная причина привлечения экспертизы извне. И последнее: часто текущая топ-команда «присягала» на верность именно наемному генеральному директору. И когда собственник убирает генерального директора, команда постепенно распадается.

Что делать:

Мой совет собственнику — стать наблюдателем. Посмотреть, способен ли наемный генеральный директор и его команда принимать и внедрять эффективные антикризисные меры, чтобы спасти бизнес владельца. А наемному генеральному директору я рекомендую своевременно договориться с собственником об антикризисном управлении. Если чувствуете, что вас не слышат и дело может обернуться увольнением, заранее обратитесь к правовому консультанту, чтобы тот ознакомился с контрактом и прочими документами и дал вам разъяснение, на что вы можете претендовать и в чем может быть опасность при увольнении.


Ситуация:

Оптимизация команды в целях экономии.

#PostaБизнес: увольнять или поощрять сотрудников в кризис?

Минусы:

Сократить сотрудников только ради сиюминутной экономии — чаще всего неперспективное решение. Потом вам придется раскошелиться вдвойне. Потому что когда мы выйдем из зоны турбулентности и бизнесы начнут восстанавливаться, вам снова понадобятся люди. Только тогда люди понадобятся и вашим конкурентам — и снова начнется борьба за таланты. Помните: поиск нового человека — это всегда время и деньги. Давайте возьмем элементарную математику. Во-первых, поиск нового сотрудника на рядовую позицию в среднем занимает от 30 до 45 дней, поиск руководителя — в среднем до 90-120 дней. Во-вторых, даже если вы решите не подключать агентство и вести поиск самостоятельно, у вас будут скрытые расходы на подбор: зарплата рекрутеру, оплата поисковых ресурсов за размещение вакансии, телефонных разговоров и прочее. Да, это будет в 2-3 раза дешевле, чем гонорар агентству, но это тоже расходы. Посчитайте, сколько стоил подбор одного сотрудника вашей компании до пандемии и прибавьте 10-20%. Столько вы потенциально потратите на поиск после кризиса. Дальше — еще интереснее. Нужно время на адаптацию сотрудника: чудес не бывает, это пару месяцев в лучшем случае. А если что-то пойдет не так и вы поймете, что ошиблись с выбором финалиста? Это снова потери во времени и в деньгах. А старый сотрудник мог бы продолжать зарабатывать вам деньги.

#PostaБизнес: увольнять или поощрять сотрудников в кризис?

Что делать:

Мой совет собственнику: не рубить сплеча, даже если тяжело финансово. Если вы как владелец понимаете, что бизнес ликвиден, то стоит учесть несколько факторов. Ситуация с самоизоляцией дает возможность выявить тех сотрудников, кто ходил в офис «за зарплатой», то есть бездельничал. С такими сотрудниками расстаться не жалко. Если они не были эффективны в «спокойные» времена, то и сейчас не станут. Максимум создадут ИБД: имитацию бурной деятельности. Но нужно сберечь тех, кто давно в бизнесе, кто мобилизовался и вместе с вами борется за то, чтобы бизнес выжил. Их нужно не просто беречь, но поощрять. Друг познается в беде, помните эту старую истину. Неважно, кто вы, собственник бизнеса или наемный топ-менеджер, в любом случае важно помнить, что в сложной ситуации в одиночку вы не справитесь. Нужна слаженная и эффективная команда профессионалов. Тогда коллективными усилиями преодолеваются вызовы экономики, политики, биохимии, как в случае с пандемией. С другой стороны, есть корпорации, где больше 500 человек в штате, где бизнес-процессы отлажены, как швейцарские часы, и где, возможно, «раздут» штат сотрудников. Они и раньше не слишком замечали уход того или иного рядового человека, не заметят и сейчас. Но потерять ключевого сотрудника, несущего уникальную экспертизу для бизнеса, будет большой ошибкой.


Ситуация:

Наем новых сотрудников в кризис.

#PostaБизнес: увольнять или поощрять сотрудников в кризис?

Плюсы:

За годы работы в подборе персонала я наблюдала за успешными и провальными стратегиями управления. Выживали те компании, которые использовали возможности сложных ситуаций. Кризис — это золотой период для найма работников с новыми сильными компетенциями. Потому что в первые полгода на рынок по разным обстоятельствам будет выплеск таких людей. И те, кто «крепко сидел» в текущей компании и не рассматривал предложения о работе, начнут оглядываться по сторонам в поисках новых возможностей.

Что делать:

Как это ни странно, кризис — самое время для хантинга более сильной, уникальной экспертизы в свою команду. Поэтому владельцев бизнесов и их топ-менеджмент я призываю не бояться инвестировать и мониторить рынок в поисках талантов.