Ведущая рубрики «КиноБизнес изнутри» Рената Пиотровски поговорила с российским кино- и телепродюсером, членом Гильдии продюсеров и Союза кинематографистов, генеральным продюсером компании «Кинослово» и сооснователем компании «Медиаслово» Петром Ануровым — о будущем большого кино, «синтетической» профессии продюсера и футболе.
Выбрал продюсирование — и ни разу не пожалел
Поступление во ВГИК было для меня в некотором смысле неизбежно, я — из семьи кинематографистов. Мой дедушка — Валентин Черных — был основателем студии «Слово» и известным сценаристом: он написал сценарии фильмов «Москва слезам не верит», «Брежнев», «Свои», «Выйти замуж за капитана» и многих других. Его жена, моя бабушка — мастер, профессор ВГИКа. Я рос в кинематографической среде, имел с детства возможность общаться с замечательными кинематографистами. И лет в 14-15 у меня начал формироваться более устойчивый интерес к кино. Но несмотря на то, что на первоначальном этапе я думал о режиссерском факультете и близкие меня поддерживали, я довольно быстро понял, что это не совсем то, что мне действительно интересно. А профессия продюсера в тот момент в активной стадии в России, можно сказать, еще не существовала — но я вполне, мне кажется, понимал, какое у нее будущее. Я поступил на экономический факультет — и ни разу с того момента не пожалел о выборе профессии.
Бесшабашное заведение
ВГИК в 90-е представлял из себя довольно бесшабашное заведение: масса случайных людей, которые поступали, не понимая зачем. В учебном плане это тоже был какой-то переходный период: учили, чему могли, старая школа преподавания, никаких новых учебников — и пара преподавателей, которые читали зарубежную прессу и рассказывали нам про историю мирового кино. Главное, что мы очень много смотрели — помню всегда полный большой зал, который знает каждый ВГИКовец: 10 утра, половина людей спит, потому что веселились ночью, половина смотрит. А показы зарубежного кино проходили в видеозале: там мы смотрели Терри Гиллиама, Жана Жене и другое актуальное на тот момент кино.
Синтетическая профессия
Продюсер — максимально синтетическая профессия, поэтому она нескучная. Это и про деньги, и про творчество, и про построение команды, и про пиар, и про маркетинг, и про управление коллективами, и про управление рисками. Это про огромное количество вещей, которые от момента зарождения идеи до релиза фильма являются частью продюсерских задач. Особенно, когда речь идет о зрительском большом кино. Работа с авторским кино построена больше на интуиции, это более камерная история, связанная с фестивальным движением. А в зрительском кино продюсер должен следить за изначальной целью и вести всю команду вперед, не давая ей оступиться, не давая уйти во что-то совершенно другое.
Чувствовать баланс
Продюсер — не доминанта на съемочной площадке, он не должен руководить творческими людьми. Кино снимает режиссер, и режиссер — ключевая фигура фильма. Задача продюсера — тонко чувствовать баланс отношений: формат диктата в общении с творцами вряд ли позволит всем участникам процесса максимально реализоваться в проекте.
Как Джон Траволта
В 1999 году я вышел из стен ВГИКа и, как Джон Траволта в известном меме, оглядывался по сторонам и пытался понять, где здесь что снимается. Время было драматичное в этом плане: перед рывком 2002-2003 года, когда пошли большие фильмы, кино представляло собой довольно жалкое зрелище, было всего несколько студий, а также старая гвардия, которая не очень понимала, что за кино нужно снимать сейчас. В то время, прежде чем я взялся за съемки рекламы, мне удалось поработать на проекте «Страна глухих» — я был ассистентом Валерия Тодоровского. Я проводил с его семьей много времени на даче родителей в Доме творчества «Искусство», и Валерий Петрович говорил, что должен взять меня в кино — и вот он позвонил, сказал, что «настал твой шанс» и пригласил на роль скрипт-боя. Я должен был следить за монтажностью планов (continuity), чтобы костюмы не нарушались, чтобы движения героев из кадра в кадр повторялись… Мне выдали большой полароид, толстую тетрадь и панамку — у меня до сих пор есть такая фотография. Мне было 18 — это был крутейший опыт. Чулпан Хаматова, Дина Корзун, Максим Суханов — у Валеры была потрясающая группа и потрясающая атмосфера. И я, конечно, там многому научился.
Собирал бычки
В 19 лет я попал в мир рекламы: меня пригласили поработать в самой крупной на тот момент продакшн-компании «Park Production», они уже тогда были знамениты роликами банка «Империал», которые делали с Тимуром Бекмамбетовым. Четкая, профессиональная атмосфера — снимали много и хорошо. Я пришел как раз в то время, когда ролики превратились в интересные мини-фильмы, пошел рост бюджетов, в стране начинался экономический подъем. Много снимали, много летали по миру — и это было круто. Но начинал я как администратор — буквально собирал бычки после съемки. Но мне было жутко интересно. Знаете, есть такое направление в психологии, которое утверждает, что силы воли не существует — все управляется нашими желаниями, хочется — человек будет делать, не хочется — не будет. Желание было огромное! На каждый новый ролик приезжали режиссеры из Европы, новые операторы: я помню один ролик, для съемок которого я должен был, находясь в Москве, свести людей в Пальма-де-Майорке, чтобы туда прилетели представители рекламного агентства из Испании, датский режиссер приехал на машине паромом, потому что он боится летать самолетами, а цветущая лилия была доставлена из Южной Африки… и все это — по факсу!
Я выбрал сериал «Диверсант»
Через три года я понял, что мои задачи повторяются, что я пошел по второму кругу, я вырос от администратора до продюсера роликов — и мне стало неинтересно. К счастью, тогда, в 2003 году, стали запускаться большие сериальные проекты на Первом канале и пошли первые фильмы — и «9 рота», и «Дозоры», и «72 метра». Индустрия начала оживать. И партнер моего дедушки по студии «Слово» Сергей Мелькумов предложил мне работать линейным продюсером — организовывать производство на нескольких проектах на выбор. И я выбрал сериал «Диверсант», который до сих пор какие-то рекорды держит: можете себе представить, что на Первом канале сериал в 2004 году посмотрело 62% зрителей от общего количества, смотрящих телевизор?! А сейчас 20% считается чем-то невероятным.
Пора делать что-то свое
Когда все акционеры «Слова» разошлись и основали собственные компании, мой дедушка сказал мне: «Ты готов, пора делать что-то свое». И все закрутилось. Мы поменяли название «Слово» на «Кинослово» — и начали почти с нуля, барахтаясь, работать. У нас сформировалось несколько направлений деятельности. Кроме развития и продюсирования проектов («Духлесс», «Селфи», «Тренер», «Серебряные коньки») мы также иногда делаем фильмы по заказу, то есть работаем как продакшн-компания, поскольку у нас уже был какой-то производственный опыт и мощности. Пример — серия фильмов «Последний богатырь», продюсерский проект студии Yellow, Black & White и «Дисней Россия», но производственная компания наша. Это вид сотрудничества, где мы не выступаем продюсерами, не придумываем проект, не определяем его сущность, но наша команда организует съемки, строит декорации, нанимает группу и зарабатывает продакшн марк-ап.