Культура

КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: интервью с продюсером картины «Серебряные коньки» Петром Ануровым

Петр Ануров и Рената Пиотровски

Ведущая рубрики «КиноБизнес изнутри» Рената Пиотровски поговорила с российским кино- и телепродюсером, членом Гильдии продюсеров и Союза кинематографистов, генеральным продюсером компании «Кинослово» и сооснователем компании «Медиаслово» Петром Ануровым — о будущем большого кино, «синтетической» профессии продюсера и футболе.

Выбрал продюсирование — и ни разу не пожалел

Поступление во ВГИК было для меня в некотором смысле неизбежно, я — из семьи кинематографистов. Мой дедушка — Валентин Черных — был основателем студии «Слово» и известным сценаристом: он написал сценарии фильмов «Москва слезам не верит», «Брежнев», «Свои», «Выйти замуж за капитана» и многих других. Его жена, моя бабушка — мастер, профессор ВГИКа. Я рос в кинематографической среде, имел с детства возможность общаться с замечательными кинематографистами. И лет в 14-15 у меня начал формироваться более устойчивый интерес к кино. Но несмотря на то, что на первоначальном этапе я думал о режиссерском факультете и близкие меня поддерживали, я довольно быстро понял, что это не совсем то, что мне действительно интересно. А профессия продюсера в тот момент в активной стадии в России, можно сказать, еще не существовала — но я вполне, мне кажется, понимал, какое у нее будущее. Я поступил на экономический факультет — и ни разу с того момента не пожалел о выборе профессии.

Петр Ануров

Бесшабашное заведение

ВГИК в 90-е представлял из себя довольно бесшабашное заведение: масса случайных людей, которые поступали, не понимая зачем. В учебном плане это тоже был какой-то переходный период: учили, чему могли, старая школа преподавания, никаких новых учебников — и пара преподавателей, которые читали зарубежную прессу и рассказывали нам про историю мирового кино. Главное, что мы очень много смотрели — помню всегда полный большой зал, который знает каждый ВГИКовец: 10 утра, половина людей спит, потому что веселились ночью, половина смотрит. А показы зарубежного кино проходили в видеозале: там мы смотрели Терри Гиллиама, Жана Жене и другое актуальное на тот момент кино.

Синтетическая профессия

Продюсер — максимально синтетическая профессия, поэтому она нескучная. Это и про деньги, и про творчество, и про построение команды, и про пиар, и про маркетинг, и про управление коллективами, и про управление рисками. Это про огромное количество вещей, которые от момента зарождения идеи до релиза фильма являются частью продюсерских задач. Особенно, когда речь идет о зрительском большом кино. Работа с авторским кино построена больше на интуиции, это более камерная история, связанная с фестивальным движением. А в зрительском кино продюсер должен следить за изначальной целью и вести всю команду вперед, не давая ей оступиться, не давая уйти во что-то совершенно другое.

Рената Пиотровски

Чувствовать баланс

Продюсер — не доминанта на съемочной площадке, он не должен руководить творческими людьми. Кино снимает режиссер, и режиссер — ключевая фигура фильма. Задача продюсера — тонко чувствовать баланс отношений: формат диктата в общении с творцами вряд ли позволит всем участникам процесса максимально реализоваться в проекте.

Как Джон Траволта

В 1999 году я вышел из стен ВГИКа и, как Джон Траволта в известном меме, оглядывался по сторонам и пытался понять, где здесь что снимается. Время было драматичное в этом плане: перед рывком 2002-2003 года, когда пошли большие фильмы, кино представляло собой довольно жалкое зрелище, было всего несколько студий, а также старая гвардия, которая не очень понимала, что за кино нужно снимать сейчас. В то время, прежде чем я взялся за съемки рекламы, мне удалось поработать на проекте «Страна глухих» — я был ассистентом Валерия Тодоровского. Я проводил с его семьей много времени на даче родителей в Доме творчества «Искусство», и Валерий Петрович говорил, что должен взять меня в кино — и вот он позвонил, сказал, что «настал твой шанс» и пригласил на роль скрипт-боя. Я должен был следить за монтажностью планов (continuity), чтобы костюмы не нарушались, чтобы движения героев из кадра в кадр повторялись… Мне выдали большой полароид, толстую тетрадь и панамку — у меня до сих пор есть такая фотография. Мне было 18 — это был крутейший опыт. Чулпан Хаматова, Дина Корзун, Максим Суханов — у Валеры была потрясающая группа и потрясающая атмосфера. И я, конечно, там многому научился.

Петр Ануров

Собирал бычки

В 19 лет я попал в мир рекламы: меня пригласили поработать в самой крупной на тот момент продакшн-компании «Park Production», они уже тогда были знамениты роликами банка «Империал», которые делали с Тимуром Бекмамбетовым. Четкая, профессиональная атмосфера — снимали много и хорошо. Я пришел как раз в то время, когда ролики превратились в интересные мини-фильмы, пошел рост бюджетов, в стране начинался экономический подъем. Много снимали, много летали по миру — и это было круто. Но начинал я как администратор — буквально собирал бычки после съемки. Но мне было жутко интересно. Знаете, есть такое направление в психологии, которое утверждает, что силы воли не существует — все управляется нашими желаниями, хочется — человек будет делать, не хочется — не будет. Желание было огромное! На каждый новый ролик приезжали режиссеры из Европы, новые операторы: я помню один ролик, для съемок которого я должен был, находясь в Москве, свести людей в Пальма-де-Майорке, чтобы туда прилетели представители рекламного агентства из Испании, датский режиссер приехал на машине паромом, потому что он боится летать самолетами, а цветущая лилия была доставлена из Южной Африки… и все это — по факсу!

Я выбрал сериал «Диверсант»

Через три года я понял, что мои задачи повторяются, что я пошел по второму кругу, я вырос от администратора до продюсера роликов — и мне стало неинтересно. К счастью, тогда, в 2003 году, стали запускаться большие сериальные проекты на Первом канале и пошли первые фильмы — и «9 рота», и «Дозоры», и «72 метра». Индустрия начала оживать. И партнер моего дедушки по студии «Слово» Сергей Мелькумов предложил мне работать линейным продюсером — организовывать производство на нескольких проектах на выбор. И я выбрал сериал «Диверсант», который до сих пор какие-то рекорды держит: можете себе представить, что на Первом канале сериал в 2004 году посмотрело 62% зрителей от общего количества, смотрящих телевизор?! А сейчас 20% считается чем-то невероятным.

Пора делать что-то свое

Когда все акционеры «Слова» разошлись и основали собственные компании, мой дедушка сказал мне: «Ты готов, пора делать что-то свое». И все закрутилось. Мы поменяли название «Слово» на «Кинослово» — и начали почти с нуля, барахтаясь, работать. У нас сформировалось несколько направлений деятельности. Кроме развития и продюсирования проектов («Духлесс», «Селфи», «Тренер», «Серебряные коньки») мы также иногда делаем фильмы по заказу, то есть работаем как продакшн-компания, поскольку у нас уже был какой-то производственный опыт и мощности. Пример — серия фильмов «Последний богатырь», продюсерский проект студии Yellow, Black & White и «Дисней Россия», но производственная компания наша. Это вид сотрудничества, где мы не выступаем продюсерами, не придумываем проект, не определяем его сущность, но наша команда организует съемки, строит декорации, нанимает группу и зарабатывает продакшн марк-ап.

Петр Ануров
Петр Ануров

Мало прочитать «Как написать сценарий»

Довольно большое количество сценариев, которые начали разрабатывать, не реализуется. И это норма. Процесс развития проекта должен быть таким образом устроен, чтобы количество идей и сценариев, которые находятся в разработке, превышало количество фильмов раз в пять. Чтобы снимать два или три фильма в год, нужно постоянно развивать 10-15 проектов. Потому что здесь что-то случилось, здесь что-то не пошло, здесь выяснилось, что это не работает, а здесь похожий фильм уже вышел — извините. Это такое постоянное просеивание с поиском золота. Поэтому сценарий писать тяжело — и это счастье, когда ты можешь найти сценариста, который тебя слышит, с которым ты говоришь на одном языке, который знает, что такое жанровое кино, который насмотрен, который обладает определенным вкусом и при этом профессией, то есть понимает драматургию. Потому что есть огромное количество умных пишущих людей, писателей, журналистов, которые просто не понимают драматургию. А просто прочитать десять американских книг «Как написать сценарий» недостаточно.

Рената Пиотровски

Сценарная премия «Слово» имени Валентина Черных

В 2012 году ушел из жизни основатель нашей студии Валентин Константинович Черных — и мы решили увековечить его память: учредить сценарную премию «Слово» имени Валентина Черных. Он был профессором ВГИКа, у него тысячи учеников-сценаристов, которым он помог. Кроме того, на тот момент в нашей стране не было ни одной сценарной премии. Это премия не для зрителей — это B2B внутри профессионального сообщества. Она проводится раз в год: мы приглашаем шесть-семь экспертов, которые выбирают победителей в шести номинациях. Двое из них получают денежные призы — около 150 тысяч рублей. В номинации «Лучший дипломный сценарий» участвуют дипломные работы из пяти основных государственных и частных сценарных вузов. Номинация «За верность профессии» вручается мэтрам, например Александру Митте, Наталье Рязанцевой, Рустаму Ибрагимбекову.

Плюс номинации «Лучший телесериал», «Лучший полнометражный фильм» и «Лучший дебют». Например, дипломный сценарий фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» с Серебряковым — это наш победитель. Или «Чупакабра». Жюри всегда возглавляет большой мэтр-драматург, в жюри входят известные кинематографисты разных профессий. А церемонию нам ставят замечательные ребята Леши Аграновича.


Не помню, кто из современных режиссеров это сказал: для отличного фильма нужны три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий. (Смеется.)


В жюри «Кинотавра»

Работать в жюри короткометражек «Кинотавра» — честь. У нас была классная команда: председатель жюри, замечательный, тонкий Боря Хлебников, продюсер Катя Филиппова, удивительный наш композитор Леонид Десятников — настоящий эстет, кинокритик Маша Кувшинова. У нас сразу, я помню, сформировалось два-три лидера из программы, и каких-то интриг, ожесточенных споров не было. Мне кажется, и президент фестиваля Александр Роднянский, и Ситора Алиева, и Полина Зуева подбирают людей по какому-то принципу… семьи. Это всегда люди, которые на фестиваль ездят, которые фестиваль любят, которые делают кино, которое на фестивале смотрят. Можно было бы отбирать людей из каких-то совсем других миров — и тогда бы конфликтность и неадекватность обсуждения могла бы зашкаливать. А здесь люди разные — но они говорят на одном языке. Плюс состав жюри подбирают не за 15 минут, и определенная аналитическая работа ведется, чтобы не было глубоких конфликтов. И выбор председателя как правило уже определяет в каком-то смысле вектор жюри: кто может великих Рустама Ибрагимбекова или Павла Чухрая заставить сделать то, что они не хотят?

Петр Ануров

Нет консолидации сообщества

В российском обществе вообще, не только в кино, есть определенная проблема общественных организаций: они недоразвиты, они часто дублируются другими, потому что один человек, обладающий лидерскими качествами, порой заменяет целую организацию. Почему у нас, например, две национальные премии — «Ника» и «Золотой орел»? Почему у нас две продюсерские ассоциации — Гильдия продюсеров и Ассоциация продюсеров? И это частая история — и в итоге нет консолидации сообщества. Две организации слабее, чем одна мощная! Я для себя пока не активизировал зону участия в общественной жизни, то есть я пока не нахожу для этого времени, сил и мотивации. Я знаю, что я могу общаться с людьми, я могу защищать чьи-то интересы — но сейчас я настолько погружен в собственные производственные дела и проблемы, что нет драйва настоящего, чтобы в этом участвовать.

Реакция на «Серебряные коньки»

Я никогда не хвалюсь нашими проектами, я даже в целом стесняюсь, когда меня хвалят, но здесь мы видим какое-то невероятное единодушие коллег, кинокритиков и зрителей. Это заслуга прекрасной команды, создавшей фильм, автора сценария, режиссера, оператора, наших замечательных партнеров: студии «Тритэ», «Централпартнершип», ГПМ «Кит», канала «Россия 1», а также каждого члена группы, вложившего в «Серебряные коньки» свое сердце. И мы очень рады, что зрители выкладывают не только отзывы, но и свои видео с детьми на катке! «Мы посмотрели фильм — и захотелось!». И это хороший знак: кино должно быть не сиюминутным удовольствием, а тем, что оставляет в твоей жизни след.

Рената Пиотровски

«Медиаслово»

Сейчас я являюсь единственным владельцем компании «Кинослово», которая производит зрительское кино. Также, у нас с моим партнером и давним другом Данилой Шараповым, с которым мы учились во ВГИКе, есть быстрорастущая компания «Медиаслово», которая занимается только производством сериалов. Мы сделали «Мертвое озеро», «Магомаев», «Филатов», «Беспринципные». К выходу готовятся сериал «Спойлер» по сценарию Сергея Минаева, который, уверен, станет большим событием уже этой весной. В начале прошлого года мы подписали first-look deal с Яндексом, с онлайн-кинотеатром «Кинопоиск HD», по которой мы производим для них определенный пакет сериалов. Мы очень довольны этим сотрудничеством.

Рената Пиотровски

Кинотеатры восстановятся

Я верю, и я не один такой, что большое, эмоциональное, аттракционное кино в ближайшие годы будет существовать — и так или иначе кинотеатры восстановятся. Да, самые неэффективные кинотеатры умрут — есть большое количество фильмов, которые необязательно, в отличие от «Серебряных коньков», «Огня», «Последнего богатыря» смотреть на большом экране. Но фильм, который идет в формате IMAX, смотреть на телевизоре не очень здорово. Понятно, что сейчас много людей, у которых есть хороший звук, большой экран, проектор, но все равно магия совместного просмотра, когда над шуткой смеются 30 человек, плачут 30 человек, хлопают все — это что-то особенное. И я бы не хотел этого лишиться ни как зритель, ни как продюсер, потому что это совершенно особенное таинство. Я не футуролог и даже не эксперт кинопроката, но мне кажется, что в ближайшие годы кинотеатры будут жить.

Фьючерсы на людей

Платформы усиливаются, в них инвестируется огромное количество денег, потому что они граничат с онлайн-компаниями, а онлайн-компании строятся на том, что они наращивают пользователей. И этих пользователей, даже будущих, они продают рекламным гигантам. Это огромная пирамида: были фьючерсы на нефть, теперь есть фьючерсы на людей.

Кино для платформ

Что такое кино для платформ сегодня? Сегодня платформа пока не может себе позволить делать блокбастеры — они не окупятся. Зато Netflix выпускает не только сериалы, но и замечательные полнометражные картины. Камерная драма «Брачная история», снятая на двух артистов. Костюмная драма «Два папы». Потрясающий фильм «Неограненный бриллиант» с Адамом Сендлером. И у нас уже есть вот такое поднаправление в компании: мы берем сценарии, про которые мы раньше думали, что они ничего не соберут в прокате, и предлагаем их платформам: это идеальная возможность для таких сценариев быть реализованными.

Профессиональный цинизм отступает

В «Серебряных коньках» есть крутейшая роль второго плана у Юрия Борисова: он сыграл революционера Алекса — и по нему вообще происходит безумие. Мемы, жабы, люди пишут ему стихи, рисуют его изображения, люди просят приквел про Алекса, пишут, что это новый фандом. Мы безумно рады — а ведь решение выпустить фильм сейчас далось нам непросто. Мы не смогли это сделать к предыдущему Новому году, потому что он был занят другими картинами, которые поддерживались каналами, и у нас не было возможности маневрировать. Я очень хотел, чтобы кино вышло именно перед Новым годом — и к счастью люди действительно выходят с новогодним настроением, пишут, что они поверили в чудо, в сказку. Это такие затертые для меня, по крайней мере, слова, которые как бы ничего не значат, но когда ты видишь, как это на самом деле работает, ты понимаешь: да, поверили в чудо, в сказку, потому что они плачут и так далее. И твой профессиональный цинизм отступает перед этим напором реальных ощущений, которые люди испытывают. А ведь это режиссер-дебютант и два неизвестных актера в главных ролях!

«Серебряные коньки»

Инъекция надежды

Люди болеют, люди умирают, люди боятся — и им нужна сейчас «инъекция надежды», и она есть в «Серебряных коньках». Тяжелый год, постоянный стресс, неуверенность в завтрашнем дне, потеря доходов, потеря близких, потеря возможности путешествовать, самоизоляция — это серьезные испытания. И сегодня нужны какие-то маленькие радости: пойти и посмотреть светлое кино. Люди пишут, что мы создали праздник. Мне очень понравился комментарий: «Мне хочется развидеть этот фильм, чтобы посмотреть его снова!»

«Серебряные коньки»

Узнал слово «краш»…

У меня двое детей: старшему 14, младшему 6. Сейчас, выпуская фильм, я консультировался со старшим по поводу зрительской реакции на фильм в TikTok! Узнал слово «краш»… Мой сын посмотрел посты и оценил: «Все круто!» Из героев Юры Борисова, Федора Федотова и Кирилла Зайцева получились персонажи, которых и называют «краш». Причем, насколько я понял, это может быть краш, который нравится и мальчикам, и девочкам одновременно. Это огромный мир, пока не очень мне знакомый — с помощью навигации от сына я его изучаю. Я не склонен сетовать на какое-то падение уровня восприятия у молодежи или жаловаться на TikTok. Запрещать это бессмысленно и глупо. Рок-н-ролл тоже когда-то всех выводил из себя. Вспомните записи концертов Beatles, где девочки прыгают со второго этажа, разбиваются, поднимают майки, бьются в конвульсиях. Это снег — и он идет. Другое дело, что это надо регулировать с точки зрения криминала. А вообще я пока свою битву с телефонами у детей проигрываю всухую. Я сам пользуюсь телефоном в круглосуточном режиме — а говорить что-то ребенку можно только доказывая свои постулаты на собственном примере, снижая собственное потребление и показывая, как можно проводить время без телефона. Другого не дано.

12:10

Я играю в футбол, у нас есть замечательная традиция — мы играем кинематографической тусовкой. Одна команда — люди из компании Hype Production Ильи Стюарта и Мурада Османна — это наши друзья, а на поле враги. В нашей команде играют кроме меня и моего старшего сына продюсеры Миша Врубель и Саша Андрющенко, режиссер Жора Крыжовников, сценарист, режиссер и продюсер Леша Казаков, актеры Саша Петров, Паша Табаков, иногда прилетает Милош Бикович. На днях победили Hype 12:10! Это отличное переключение и выплеск эмоций!

Как и многие я очень люблю путешествовать, люблю большие города, люблю музеи, люблю проводить время с семьей на даче, люблю гулять, ходить в баню. Все это помогает отключиться от рутины — чтобы потом снова полностью погрузиться в работу!

Генеральный продюсер проекта: Аниса Ашику
Фото: Максим Кашин