Культура

Кино недели: «Осколки» Алисы Хазановой

В прокат вышел режиссерский дебют актрисы Алисы Хазановой, сыгравшей множество знаковых ролей в российском авторском кино нового века.

После премьеры на ММКФ за «Осколками» закрепилась репутация одного из самых интересных российских фильмов года. Даром что снят он был в Нью-Йорке на английском языке и с американскими актерами, а написан при участии пока что малоизвестного сценариста Майкла Куписка.

Семейная пара (в титрах они обозначены как «Женщина» и «Муж») сидит в ресторане дорогого нью-йоркского отеля. Ее играет сама Алиса Хазанова, его — Крис Битем, снимающийся преимущественно в американских сериалах. Он раздражен и атакует упреками: почему не напомнила позвонить какому-то важному и очень пунктуальному человеку? Почему курит в его машине? Почему у нее такое индифферентное выражение лица? Красивая ухоженная женщина могла бы отбиться от этих нападок, но, кажется, невероятно устала от постоянных сцен и просто сдалась, впала в анабиоз. На ее бокале — трещина. Но символизирует она не только разлетающийся на осколки брак, но и трещину в ее личной реальности. Когда муж отойдет, к ней подсядет незнакомый человек («Мужчина» — Ной Хантли), заведет разговор и скажет, что они уже встречались. Героиня настаивает на том, что ее с кем-то перепутали. Но так ли это? Следующие дни, как в «Дне сурка», будут с некоторыми вариациями повторять этот. Время ли движется по спирали, или тоскливые дни действительно не отличить один от другого, в каком-то смысле не так важно. Ведь выхода из ситуации, кажется, не найти, несмотря на то что неоновая табличка Exit то и дело попадает в кадр.

Кино недели: «Осколки» Алисы Хазановой

Алиса Хазанова не скрывает, что отправной точкой для «Осколков» послужила культовая картина Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде» по сценарию писателя Алена Роб-Грийе. В этом экспериментальном эстетском фильме, действие которого разворачивается в похожем на дворец отеле, герой точно так же уверял ничего не помнящую героиню в том, что когда-то они были влюблены друг в друга. «Осколки» роднят с работой Рене, например, еще и свободная, порхающая камера и таинственно-тревожная атмосфера сновидения. Но особенно погружаться в поиск параллелей между этими фильмами не хочется: главное для Хазановой — рассказать, очевидно, в определенном смысле личную, то есть волнующую ее историю. И это желание прорывается сквозь все условности фильма, делая его очень живым.

Кино недели: «Осколки» Алисы Хазановой

Чрезвычайно важную роль в «Осколках» играет бармен в отеле (Роб Кэмпбелл). Наглый тип без конца травит байки посетителям. И вот, одному из них он говорит: «Ты когда-нибудь думал, что мог бы прожить другую жизнь? Например, если бы ты родился в другом месте или если бы развивал разные таланты в детстве?» Эти возможности не стоит воспринимать как разные дороги, которыми можно было пойти, считает бармен. Ведь когда делаешь окончательный выбор, определяя свою идентичность, ты, считай, мертвец.

Кино недели: «Осколки» Алисы Хазановой

Одно из главных произведений, к которым отсылает картина Алисы Хазановой, это, очевидно, «Сад расходящихся тропок» Борхеса. Концепция, выдвинутая аргентинским классиком в этом рассказе, следующая: есть великое множество временных рядов, или альтернативных реальностей, и все они не только существуют параллельно, но и порой пересекаются, сходятся. Один и тот же человек в параллельных мирах может действовать в совершенно разных ипостасях.

Кино недели: «Осколки» Алисы Хазановой

Героиня Хазановой, хотя и верит в сказки, смирилась со своей долей и выбрала для себя одну ипостась — несчастливой жены нелюбимого мужа, который бесконечно ссорится с ней просто потому, что иначе у них вообще не было бы тем для разговора. Классическая для кинематографа тема кризиса коммуникации в «Осколках» звучит весьма убедительно. В начале картины проскальзывает и мотив власти и навязываемых ею ограничений. Но в фокусе внимания Алисы Хазановой человек, а не государство, поэтому сама главная героиня, без воздействия внешних сил, запрещает себе выйти за установленные ей рамки. Все сигнализирует ей о неполадках в жизни и об альтернативных возможностях (стена дрожит, камера качается, словно на волнах), но она умудряется подсказки мироздания игнорировать. И дело не только в семейном кризисе — хотя велико искушение сравнить «Осколки» с «Нелюбовью» и «Аритмией». Хазанова в разных интервью говорит о своих друзьях, часто сокрушающихся о том, что их жизнь могла (и должна?) быть совсем другой. И «Осколки», в конечном итоге, о необходимости никогда не стоять на одном месте, прислушиваться к своим желаниям и импульсам. Истина — в постоянных переменах и в поиске. Иначе принцессу никогда не спасти из заколдованного леса. Такой способностью обладают немногие, но не застывающей ни в одном амплуа Алисе Хазановой — бывшей балерине Большого, хореографу, актрисе, сценаристу, продюсеру и режиссеру — она дана.

Кино недели: «Осколки» Алисы Хазановой

 

 

 

02 ноября 2017
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура