Культура

Кино недели: «Аритмия» Бориса Хлебникова

Московскую премьеру «Аритмии» ждали долго — о фильме говорили еще до его победы на последнем «Кинотавре». И вот она состоялась, и совсем скоро новая картина Бориса Хлебникова выходит в прокат.

На «Кинотавре», а также фестивале в Карловых Варах «Аритмия» была отмечена призами за лучшую мужскую роль, но смотреть ее нужно не только и не столько поэтому.

В центре истории — молодая семейная пара медиков из провинциального города. Олег (Александр Яценко) работает врачом скорой помощи, Катя (Ирина Горбачева) — врач приемного покоя. Сильный и честный на работе, дома Олег превращается в выпивоху и инфантила, не способного принимать решения и вообще как-то действовать. «Я пытаюсь долететь до другой галактики, но устала от этого, тем более что этой галактике совершенно плевать, долечу я до нее или нет», — приблизительно такими словами Катя комментирует кризис в отношениях с мужем. В начале фильма она просит развода, но предлагает пожить вместе в съемной однокомнатной клетушке до тех пор, пока Олег не найдет себе новую квартиру. А пока пусть поспит на матрасе на кухне.

Кино недели: «Аритмия» Бориса Хлебникова

Кино недели: «Аритмия» Бориса Хлебникова

Работы Хлебникова, автора «Свободного плавания», «Сумасшедшей помощи», «Долгой счастливой жизни», всегда наполнены какими-то удивительно точными деталями, заставляющими поверить в происходящее на сто процентов. Например, в комедийно-романтическом сериале ТНТ «Озабоченные, или Любовь зла» одна из героинь во всех домашних сценах ходит в одном и том же платье-халате, а в «Аритмии» у Кати под подушкой лежит пижама. Вроде бы ерунда, но почему-то немногие режиссеры уделяют внимание таким мелочам, придающим происходящему достоверность. Достоверность эта проявляется, конечно, на всех уровнях: и в актерской игре, и в диалогах, и во всех реалиях современной российской действительности. Хлебников говорит, что хотел совместить жанровую, событийно-богатую структуру и почти документальную стилистику — и это ему с успехом удалось сделать. Александр Яценко давно известен любителям хорошего кино как прекрасный артист, Ирина Горбачева же для кого-то может стать открытием. Первые пару минут, возможно, и вспоминаешь о ее забавном блоге со скетчами в «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)», но потом отделываешься от этого ощущения и лишь бесконечно сопереживаешь героине актрисы «Мастерской Петра Фоменко». Во всех персонажах есть что-то настолько пронзительное и настоящее, что думать о них не перестаешь и спустя несколько дней после просмотра фильма. Будто нашел новых друзей — людей неидеальных, но уже чертовски родных. Даже как-то обидно, что не удастся с ними познакомиться.

Хлебников и соавтор сценария Наталия Мещанинова изначально собирались написать комедию, но потом придумали профессии главных героев, и фильм тут же поменял жанр.

Кино недели: «Аритмия» Бориса Хлебникова

Кино недели: «Аритмия» Бориса Хлебникова

«Аритмию» уже стало принято называть антиподом «Нелюбви» Андрея Звягинцева — в том смысле, что она как раз про любовь. Что, впрочем, не отменяет неудобных социально-политических вопросов, которые ставит картина. В этом плане фильм продолжает логическую линию «Долгой счастливой жизни», рассказывающей историю фермера, сталкивающегося с враждебной всякой живой инициативе системой, которая в итоге разрушает его бизнес и ломает жизнь. В «Аритмии» собраны реальные истории врачей скорой помощи — которые в фильме складываются в весьма
нелицеприятную картину российской медицинской системы.

Герой Яценко — увлеченный профессионал с индивидуальным подходом к каждому пациенту, неизменно проявляющий в работе изрядную находчивость и известную долю наглости, время от времени нарушая заведенные правила. По этой причине жалобы на героя поступают регулярно. Но вот приходит новый начальник, требующий неукоснительного исполнения инструкций. «Эффективный менеджер» рассказывает о «правиле двадцати», по которому, в том числе, нельзя находиться на вызове дольше двадцати минут вне зависимости от состояния пациента. «Человеческий фактор» в этой системе координат начальство не волнует. Главное, чтобы пациент не умер при вас, а если он умрет по причине такой «оптимизированной» помощи потом — это уже не ваша проблема. Олег сознательно игнорирует такую схему, и это, конечно, не проходит для него без последствий.

Сам Борис Хлебников говорит, что его персонаж — никакой не борец с системой, а всего лишь человек, делающий то, что считает правильным.

Кино недели: «Аритмия» Бориса Хлебникова

Кино недели: «Аритмия» Бориса Хлебникова

Кино недели: «Аритмия» Бориса Хлебникова

Аритмия — естественная реакция организма неравнодушного человека на очередное проявление беспощадного абсурда. В этом, пожалуй, ответ на вопрос, почему, такой ответственный на работе, Олег совершенно безответственен по отношению к собственной жизни. Похоже, он настолько утомлен постоянной борьбой и неадекватно большой нагрузкой, что у него просто не остается сил заботиться о по-настоящему близком человеке. Дома его сердце как будто бы наоборот начинает биться медленно, лениво. Заливая усталость дешевым вином, Олег, возможно, сам того не осознавая, гонит от себя мысль, что в его семье что-то пошло не так и что причина — в нем. В конце концов, инфантильность взрослого человека — это не диагноз, а попытка уйти от проблем. Но долго игнорируемая болезнь всегда оборачивается катастрофой.

Кино недели: «Аритмия» Бориса Хлебникова

Детали
В прокате с 12 октября

 

 

 

28 сентября 2017
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура