Компания Cognitive Pilot — ведущий мировой разработчик систем искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств в области сельского хозяйства, рельсового и автомобильного транспорта, а также инновационных сенсоров для беспилотных транспортных средств. Наш колумнист и карьерный гуру Ирина Обухова поговорила с генеральным директором и одним из владельцев компании Ольгой Усковой — единственной женщиной в России, которая занимается разработкой и производством «искусственных мозгов», — о том, зачем молодым специалистам стремиться в ИТ-сектор (и за кем еще стоит пристально следить), как удержать в одной компании сразу несколько лидеров и как в условиях локдауна проверить, насколько ты… старый.
Ирина Обухова: В период пандемии компании перешли на удаленную работу: какие бизнес-процессы вы оставили на дистанционном управлении по возвращении в офис и почему?
Ольга Ускова: Пандемия принесла много плюсов. Внутри компании на порядок выросла интенсивность процессов, резко увеличилась эффективность — абсолютно у всех. Например, мы перевели в удаленный режим процентов шестьдесят совещаний, в том числе с клиентами, просто потому что это эффективно, и клиент наконец-то начал тоже это понимать. Кроме того, «снаружи» образовался замечательный кадровый рынок. Нейронщики всегда были на вес золота, а сейчас есть возможность привлечь лучших.
— На ваш взгляд, за счет чего формируется команда уникальных ИТ-специалистов? Ведь за ними охотится весь мир.
— Я считаю, что важно не только собрать в одном месте лучших специалистов, но и «связать» их в единый организм. Строить машину на усредненном наборе винтиков, который неплохо взаимодействует и производит такой же усредненный продукт, или собрать команду из лидеров, команду первых, которая производит чудо, которое пока не может создать никто другой? Мы пришли к пониманию своего подхода интуитивно: изначально мы не формировали команду намеренно исключительно из звезд, но на этапе, когда промышленное производство наших систем искусственного интеллекта стало масштабным и в разы вырос уровень ответственности, пришло осознание, что по-другому работать просто нет смысла.
— Как объединить лидеров в ИТ-разработке и увлечь их общей целью?
— В какой-то момент мы стали отматывать назад, проводить анализ и сравнивать себя с другими известными проектами. Хочу сказать, что есть две истории, которые косвенно на нас повлияли: Panasonic с Коносуке Мацушита и Королёв — в частности, история, о которой рассказывает Бекмамбетов в фильме «Время первых».
Успешный проект всегда держится на мотивации: она дает эмоциональный заряд и гарантирует длительную вовлеченность.
Эмоциональный и логический интеллект разделять нельзя — так устроена наша нейронная система. В проекте, претендующем на то, чтобы стать прорывным, важно не упустить ни того, ни другого — иначе вы просто не запустите какой-то из механизмов. Если создана идеальная логическая машина, но нет эмоционального заряда, идеологической смазки, нет мотивации, соревнования, сопереживания, проект не пойдет. И наоборот, если есть куча соплей и переживаний, но это не выстроено логически связанным образом — опять же, проекта нет. Есть только порыв.