Стиль жизни

Охота на ведьм: обсуждаем новый закон о запрете на рекламу эзотерических услуг со специалистом по картам Таро

Охота на ведьм: обсуждаем новый закон о запрете на рекламу эзотерических услуг со специалистом по картам Таро

В Госдуму внесен законопроект, запрещающий рекламу эзотерических услуг. В документе приводится список из 38 профессий, которые, по мнению депутатов, не имеют научного обоснования и вводят людей в заблуждение. В этот список попали не только алхимики, маги и ведьмы, но также специалисты по фен-шуй и тантрическим практикам, тарологи, астрологи и даже игропрактики — во всяком случае, если у них нет академического психологического образования.

Инициаторами запрета выступают глава парламентского комитета по защите семьи Нина Останина (КПРФ), депутаты Алексей Корниенко (КПРФ) и Андрей Свинцов (ЛДПР). Последний в беседе с телеканалом РБК сообщил, что посетил подкаст с тарологом, после чего убедился, что «все это откровенное мошенничество и лженаучная деятельность». Вопрос, достаточно ли единственной встречи с конкретным тарологом для понимания работы целой сферы, включающей тысячи специалистов разного уровня экспертности, оставим на время открытым.

Охота на ведьм: обсуждаем новый закон о запрете на рекламу эзотерических услуг со специалистом по картам Таро

Очевидно, что с помощью данной инициативы законодатели стремятся оградить своих сограждан от ряда сомнительных практик, которые могут не только опустошить кошелек, но в отдельных случаях стоить здоровья и даже жизни. Однако такой подход кажется однобоким. Из-за ряда недобросовестных исполнителей страдает, по сути, целая сфера, которая в случае принятия закона будет вынуждена уйти в подполье. А, как известно, запретный плод становится только слаще.

Для того, чтобы глубже разобраться в этом вопросе и попытаться найти альтернативные способы решения проблемы мошенничества в эзотерической сфере, мы решили поговорить с Евгением Коссманом — мастером Таро, этническим психологом и создателем собственной Гильдии тарологов.

Евгений Коссман
Евгений Коссман

Если закон все же вступит в силу в текущей редакции, какие, на твой взгляд, последствия ожидают эзотерическую сферу?

Если закон вступит в силу в текущей или близкой редакции, это станет важным этапом трансформации для всей сферы эзотерических услуг. Нас ожидает перестройка способов коммуникации: вместо привычной рекламы на первый план выйдут экспертные форматы, образовательный и просветительский контент, участие в культурных и гуманитарных проектах.

Безусловно, будут и сложности. Часть специалистов — особенно начинающих — может отступить, испугаться новых правил и неопределенности. Эзотериков станет чуть меньше, и это естественный процесс. Но те, кто действительно видит в своем деле призвание и долг, — укрепятся еще больше. В том числе и потому, что мы давно понимали, что такой момент рано или поздно настанет. Многие из нас уже выстроили этические подходы, школы, сообщества, культурные проекты, и сейчас — это просто новая форма взросления.

Этот закон, как бы парадоксально это ни звучало, способен отделить шум от сути и дать возможность по-настоящему глубоким специалистам заявить о себе через качество, а не громкость. Интерес к эзотерике не исчезнет — он устойчив, потому что связан не с трендом, а с глубинными вопросами человека: о смысле, выборе, боли, исцелении, страхе и вере. Эзотерика изменит форму. И, как это часто бывает в жизни, огонь, который прожигает лишнее, оставляет только золото.

В законе тарологи приравниваются к магам, ведьмам и колдунам. Насколько корректна предложенная классификация?

Классификация, в которой тарологи, ведьмы, алхимики и маги оказываются в одном ряду, — это, безусловно, не научное, а скорее мифологическое обобщение. Понимаю, что в рамках юридического документа авторы старались охватить все нетрадиционные практики, но в профессиональном смысле это — слишком общее и стихийное объединение очень разных направлений.

Таро — это инструмент психологической навигации и символического анализа с опорой на архетипы, метафоры, внутреннюю работу клиента. Современные тарологи часто имеют психологическое образование, ведут курсы, работают не с магией в бытовом понимании, а с глубинными пластами восприятия и выбора человека. Приравнивать это к понятию «ведьма» — которое несет за собой совершенно другой историко-культурный и даже фольклорный контекст — значит размывать границы ответственности и методологии.

Я не стал бы исключать кого-то из списка — это не моя задача. Но я бы предложил разграничивать практики по уровню воздействия. Есть эзотерика как система символического сопровождения (тарология, астрология, нумерология). Есть магические направления, где применяется намеренное энергетическое воздействие (ритуалистика, алхимия, колдовство). Объединять все это в одну категорию — значит упрощать то, что требует диалога и различий. Но как в списке оказались нутрициологи — непонятно.

Если уже выстраивать такую классификацию, то важно делать это с участием самих профессионалов сферы, потому что иначе возникает риск юридического непонимания и мифологизации — а не реального регулирования.

Охота на ведьм: обсуждаем новый закон о запрете на рекламу эзотерических услуг со специалистом по картам Таро

Как ты считаешь, этот закон  способ борьбы с мракобесием и мошенничеством в эзотерической сфере или очередная попытка утверждения традиционных ценностей и усиления их роли?

Я не вижу смысла противопоставлять борьбу с мракобесием и утверждение традиционных ценностей — потому что настоящий диалог о духовности, смысле и вере возможен только тогда, когда все стороны уважают сложность и глубину темы.

Сам по себе закон в текущей редакции, на мой взгляд, отражает попытку навести порядок в сфере, где действительно есть и искренние специалисты, и те, кто прикрывается мистикой ради наживы. Это объективная реальность. Но вместе с этим важно не путать борьбу с обманом и контроль над формами поиска человеком своего собственного духовного пути. Потому что именно здесь тонкая грань.

Что касается утверждения традиционных ценностей — в этом тоже нет ничего плохого, если понимать под этим опору на этику, смысл, глубину, внутреннюю честность. Но традиция, если она действительно жива, должна пробовать разговаривать с современностью, а не отвергать все, что в нее не вписывается.

Кроме того, сейчас это выглядит так, будто карты таро, астрологию и йогу придумали только вчера. Но эзотерике столько же лет, сколько и человечеству. Она была в египетских жрецах, в вавилонских звездочетах, в славянских ведунах, в кельтских друидах, в шаманах Сибири и Южной Америки. Если говорить формально — то эзотерика как слово появляется в эпоху античности, от греческого esoterikos — «внутренний», а официальный термин появился в 1828 году.

На мой взгляд, важно понимать, что эзотерика — это не альтернатива традиции, а ее сестра. Если говорить честно, то все происходящее сейчас — это не борьба, а перераспределение смыслов и границ. И это нормальный этап взросления — и для общества, и для самой эзотерической сферы.

Охота на ведьм: обсуждаем новый закон о запрете на рекламу эзотерических услуг со специалистом по картам Таро

Складывается впечатление, что на данном этапе ты в целом поддерживаешь внедрение регуляторной политики в эзотерической сфере. Тогда какие изменения ты предложил бы внести, чтобы, с одной стороны, уберечь потребителей от мошенников, с другой  сохранить профессионалов, которые действительно помогают людям?

Да, я действительно считаю, что в нашей сфере необходимо наводить порядок. Как человек, работающий в профессии уже более 16-ти лет, я вижу, насколько важно отделить серьезную практику от манипулятивной игры на страхах и доверчивости людей. Поэтому идея защиты потребителя — абсолютно здравая и своевременная. Подмечу — как и в любой другой.

Но чтобы сохранить не только порядок, но и саму суть — живое, профессиональное, осмысленное знание, — важно не просто запрещать, а создавать условия для прозрачности.

Какие изменения я бы предложил?

1. Ввести добровольную систему сертификации или саморегулируемые ассоциации, куда могут входить специалисты, подтверждающие свою квалификацию, образование, кодекс этики. Это бы позволило людям видеть: вот — профессионалы, работающие открыто и ответственно.

2. Разграничить виды деятельности: где речь идет о психологической и символической поддержке (например, тарология, астрология, нумерология), а где — о прямом обещании влияния на события (магические ритуалы, обряды). Это поможет избежать обобщений, которые затрудняют диалог.

3. Запретить определенный вид рекламы, например, с обещаниями «снять порчу за 3 дня» и «вернуть любимого за 24 часа», но при этом оставить возможность для профессионалов рассказывать о себе, делиться знаниями, проводить лекции и выступать экспертами в культурных и общественных проектах.

4. И главное — вовлечь в диалог представителей самой сферы. Без этого закон останется внешним, а значит — неприменимым или формальным.

Все, что основано на страхе и обмане, действительно должно уходить. Но то, что помогает людям искать смысл, слушать себя, проходить кризисы и работать с внутренними запросами, — заслуживает не запрета, а формы, языка, и места в обществе. Мы существовали, существуем и будем существовать. Эзотерическое сообщество может давать пользу людям. На мой взгляд важно избежать повторения событий XV–XVII веков.

Охота на ведьм: обсуждаем новый закон о запрете на рекламу эзотерических услуг со специалистом по картам Таро

Ты говоришь о возможности введения сертификации на эзотерические услуги: как ты это видишь? Существует какой-то международный опыт?

Да, введение сертификации в сфере эзотерических услуг возможно — и, на мой взгляд, именно в таком мягком, добровольном формате, а не через полную регуляцию «сверху», оно и даст наибольшую пользу и потребителю, и профессиональному сообществу. Многие из тех, кто серьезно занимается этой работой, действительно имеют дополнительное образование в сфере психологии, философии, культуры, терапии.

Именно поэтому я вижу смысл в создании профессионального стандарта — например, через ассоциации, гильдии или школы, где практик может пройти обучение, сдать внутреннюю этическую и методологическую аттестацию и получить сертификат, подтверждающий его подход, сферу ответственности и способ взаимодействия с клиентом.

В нашем законе упоминается пример запрета эзотерики в двух странах. Но в ряде других стран уже существуют добровольные сертификационные системы, позволяющие отделить специалистов с устойчивой практикой и этикой от случайных игроков. Я считаю, что на это тоже нужно обратить внимание и рассмотреть их пример.

Например, в Великобритании работает The Tarot Association of the British Isles и государственно признанный реестр CNHC (Complementary and Natural Healthcare Council), где регистрируются специалисты в сфере комплементарных и энергетических практик. В США и Канаде действуют ассоциации тарологов, энергопрактиков, астрологов и эзотерических консультантов — они выдают внутренние сертификаты, проводят курсы, поддерживают этические стандарты и создают профессиональное пространство для диалога с обществом. В Германии и Австрии эзотерические консультанты могут официально работать как «свободные специалисты по жизненному сопровождению», а также сотрудничать с частными сертификационными центрами, действующими на базе школ. И так далее.

Охота на ведьм: обсуждаем новый закон о запрете на рекламу эзотерических услуг со специалистом по картам Таро

Отдельно стоит отметить, что эзотерика уже давно стала объектом серьезного научного интереса. Например, в Амстердамском университете работает одна из немногих в мире академических программ по изучению западного эзотеризма — Western Esotericism Programme, входящая в Институт гуманитарных наук.

Эти международные модели показывают, что грамотная саморегуляция и профессиональные рамки не уничтожают эзотерику, а наоборот — усиливают ее ценность, прозрачность и доверие со стороны общества.


Завершая дискуссию, хочется еще раз подчеркнуть, что эзотерика — не маргинальный тренд, а часть культурного и духовного наследия человечества, существующая тысячелетиями. Предложенный законодателями подход хоть и отражает стремление государства защитить своих граждан от мошенничества и псевдонаучных практик, выглядит излишне категоричным: вместо точечного регулирования и борьбы с недобросовестными исполнителями он рискует загнать всю сферу в подполье, что лишь усилит ее стигматизацию. Возможно, вместо радикальных запретов стоит сосредоточиться на просвещении, прозрачности и разделении ответственности — ведь только так можно добиться баланса между защитой общества и сохранением свободы духовного поиска.