Культура

Новогодний арт-уикенд в Москве: королевские сокровища, любимые мультфильмы и другой Кустодиев

Впереди длинные новогодние каникулы. Для тех, кто проводит их в Москве, — наш гид по самым интересным столичным выставкам.

Смотрим малоизвестного Малевича и знакомимся с Кустодиевым-фотографом, изучаем колониальное прошлое Европы и представляем космическое будущее человечества.

«Владыки океана»

Масштабный проект посвящен истории и наследию Португальской империи XVI–XVIII веков, ставшей первой колониальной империей Нового времени. Ювелирные украшения, предметы парадного обихода королевского двора, карты, навигационные приборы и инструменты — выставка объединила сто сорок экспонатов из музеев и частных коллекций Португалии и России. Одна часть экспозиции рассказывает о богатой материальной культуре самой Португалии, а другая представляет произведения искусства, созданные в разных уголках империи под влиянием метрополии и Европы в целом. На африканской и азиатской почве европейская эстетика и каноны часто принимали причудливые формы — весьма любопытны, например, в этом плане предметы церковного обихода, которые использовались в миссиях. В то же время в Европу хлынуло экзотическое искусство колоний, заполняя сокровищницы правителей и аристократии. Собственно, пространство выставки и есть такая ослепляющая богатством сокровищница.

Новогодний арт-уикенд в Москве: «Владыки океана»

Новогодний арт-уикенд в Москве: «Владыки океана»

Детали
До 25 февраля

Музеи Московского Кремля, выставочные залы Успенской звонницы и Патриаршего дворца


«Казимир Малевич. Не только „Черный квадрат“»

Как следует из названия проекта, творческое наследие Казимира Малевича представлено на выставке максимально разнообразным и объемным. Масштабный проект демонстрирует как ранние работы основоположника супрематизма, некоторые из которых выставляются впервые, так и поздние произведения, где он возвращается к фигуративной живописи. Так, этюд картины «Дом с верандой» дает представление о натурном периоде 1900-х годов, живопись которого не сохранилась. Весьма любопытны малоизвестные широкой публике гелиогравюры из «Юбилейного альбома Московского Художественного театра», а также «патриотический лубок» — литографированные плакаты и открытки времен Первой мировой войны, тексты к которым написал Владимир Маяковский. И совсем неожиданно: дизайн флакона одеколона «Северный» для товарищества «Брокар и Ко» начала 1910-х годов. И это далеко не все лица Малевича, которые вы здесь увидите.

Новогодний арт-уикенд в Москве: «Казимир Малевич. Не только „Черный квадрат“»

Детали
До 25 февраля
Павильон «Рабочий и колхозница», ВДНХ


«Без смущения 2.0»

Серию портретов семей нудистов американский фотограф Джок Стёрджес начал еще в 1970-е, снимая на пляжах Франции, Северной Калифорнии и Ирландии. В проект «Без смущения» вошли фотографии трех поколений моделей, многие из которых за долгие годы стали его друзьями. Нагота на этих снимках столь же естественна и целомудренна, как природа, которая окружает моделей. Дети, родители, влюбленные — Стёрджес видит в них внутреннюю красоту, для которой тело служит проводником и оболочкой. Неслучайно почти во всех портретах так выразительны глаза героев. Красивая и поэтичная, эта серия не содержит и намека на порнографию, которую в ней в 2016 году увидела депутат Елена Мизулина, чьими усилиями выставка была закрыта спустя две недели работы. Тем не менее, перестраховываясь, организаторы маркируют проект 18+.

Новогодний арт-уикенд в Москве: «Без смущения 2.0»

Детали
До 8 января
Центр фотографии им. братьев Люмьер, Болотная наб., 3, стр. 1


«Все о „Ну, погоди!“ и современное искусство в бегах»

Каждый год вот уже восемь лет подряд Галерея на Солянке открывает масштабную зимнюю выставку, посвященную легендам отечественной анимации. Каждый из этих проектов — это рассказ не только о самих мультфильмах, их создателях и героях, но и порожденных ими культурных кодах. В этом сезоне, вслед за «Снегурочкой», «Выставкой Карлсона», «Шляпой волшебника», кураторы галереи вместе со студией «Союзмультфильм» и современными художниками исследуют главный хит советской анимации — «Ну, погоди!». Впрочем, это скорее увлекательная игра-квест, в которой архивные документы и артефакты, оказываясь в одном пространстве с произведениями новейшего искусства, обрастают новыми коннотациями и смыслами. И, конечно, это выставка о нашем времени, о спешке, предпраздничной суматохе и суете большого города. Рекомендована детям, которые станут взрослыми, и взрослым, которые когда-то были детьми.

Новогодний арт-уикенд в Москве: «Все о „Ну, погоди!“ и современное искусство в бегах»

Новогодний арт-уикенд в Москве: «Все о „Ну, погоди!“ и современное искусство в бегах»

Детали
До 18 февраля
Государственная галерея на Солянке, ул. Солянка, 1/2, стр. 2


«Старая квартира»

Это выставка-путешествие во времени. В обширном пространстве Провиантских складов построена огромная декорация — перемещаясь по ее коридорам, зритель оказывается в типичных московских квартирах последних ста лет, с мебелью, предметами быта и декора. Дореволюционная гостиная, коммуналка 20-х годов, оттепельная «хрущевка», перестроечная кухня — мы в буквальном смысле перемещаемся из одной эпохи в другую. Трудно избавиться от чувства, что вот-вот услышишь голоса обитателей этих квартир, звук граммофона или радио. На выставку можно приходить как с детьми, которые с удовольствием исследуют примусы, холодильник ЗИЛ и песочницы, так и с бабушками и дедушками, которые с ностальгическими улыбками будут рассматривать типовые шкафы из полированного дерева, хрустальные вазы и столовые сервизы.

Новогодний арт-уикенд в Москве: «Старая квартира»

Новогодний арт-уикенд в Москве: «Старая квартира»

Детали
До 10 апреля
Музей Москвы, Зубовский б-р, 2


«Арсений Жиляев. Возвращение»

В центре проекта Арсения Жиляева «Возвращение» — фигура вымышленного художника Роберта Пастернака, сверхразумного алгоритма, созданного русским программистом в Калифорнии. Этот робот-историк изучает историю человечества по артефактам нашей современной культуры подобно тому, как археологи XIX века реконструировали историю Античности. В просторном Цехе Красного Жиляев создает ретрофутуристическую среду, в которой скульптуры космических машин — спутников, ракет, межпланетных станций — предстают наряду с «документацией» исследования погибшей цивилизации. Здесь и историческая периодизация — архаика, ранняя, высокая и поздняя классика — и попытка анализа биологических, социальных и технологических трансформаций в обществе, от которого остались лишь разрозненные материальные объекты. На выставке вы как будто попадаете в декорации научно-фантастического фильма, в которых уже закончились съемки, но предметы еще хранят смутные воспоминания о людях, которые присутствуют незримо. Возникает странное ощущение: взгляд из будущего на своих далеких потомков.

Новогодний арт-уикенд в Москве: «Арсений Жиляев. Возвращение»

Детали
До 28 января
Центр современного искусства «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1/8, стр. 6


«Борис Кустодиев. Живопись, фотография»

Мало кто из широкой публики ассоциирует имя Бориса Кустодиева с фотографией. Меж тем он оставил после себя обширный фотоархив. В начале XX века он много снимал свою семью, друзей, бытовые сцены из путешествий по России и Европе. В его фотографиях чувствуется тонкий и внимательный наблюдатель и человек, влюбленный в жизнь. Большинство фотографий — а их здесь около 120 — относятся к 1902–1906 годам. В это время он молод, счастливо женат, и будущее представляется столь же ярким и безоблачным. С помощью фотоаппарата Кустодиев не только фиксировал действительность — для него это был способ изучения эффектов света и экспериментов с композицией, которые потом находили отражение в живописи. Связь этих двух видов искусства в творчестве Кустодиева любопытно подмечать, обнаруживая в картинах развитие мотивов, которые запечатлены на снимках.

Новогодний арт-уикенд в Москве: «Борис Кустодиев. Живопись, фотография»

Детали
До 28 февраля
Мультимедиа Арт Музей, ул. Остоженка, 16

 

 

 

28 декабря 2017
Инна Логунова для раздела Культура