Американский актер Кевин Спейси получил престижную награду за жизненные и кинематографические достижения от организации Better World Fund на торжественном гала-вечере, проходившем в Каннах. Мероприятие не входило в официальную программу кинофестиваля, однако состоялось на одной из его площадок в отеле Carlton.
Церемония награждения проходила в атмосфере противоречий: в то время как Европа чествует артиста, в США он остается фигурой, связанной с громкими обвинениями в сексуальных домогательствах. И хотя суд полностью оправдал актера, этот кейс вновь поднимает вопрос о различиях в этических нормах по разные стороны Атлантики, о презумпции невиновности и о том, где заканчивается справедливость и начинается «охота на ведьм».

Во Франции, где Спейси был тепло принят, отношение к подобным обвинениям зачастую более скептическое. Европейская культура, особенно французская, традиционно относится более лояльно к проявлениям сексуальности, в том числе тому, что Катрин Денев когда-то назвала «агрессивным флиртом». «Изнасилование — это преступление, — заявила в свое время актриса. — Но настойчивые или бестактные ухаживания — нет». То, что в США может быть расценено как домогательство, в Европе порой воспринимается как неудачное проявление знаков внимания или даже часть романтического ритуала.
Однако проблема глубже: в США обвинения в адрес Спейси (которые впоследствии были полностью сняты) привели к его фактическому изгнанию из Голливуда, в результате чего платформа Netflix, с которой актер сотрудничал не один год, приостановила выход его фильма о писателе Горе Видале и удалила его из последнего сезона сериала «Карточный домик». Это заставляет задуматься о том, насколько справедлив механизм «отмены» знаменитостей и где проходит грань между наказанием за реальные преступления и публичной травлей, разжигаемой СМИ и социальными сетями.
Во время благодарственной речи Спейси, как и многие до него, напомнил о важности презумпции невиновности. В своем обращении он провел параллель с эпохой маккартизма и «черных списков» в Голливуде, когда карьеры рушились из-за подозрений и доносов. В качестве примера он привел случай со сценаристом Далтоном Трамбо, которого «отменили» из-за его прокоммунистических взглядов. В результате имя райтера появилось в титрах «Спартака» только благодаря протекции Кирка Дугласа.
«Кирк Дуглас рисковал и позже говорил: „Нам, актерам, легко играть героев на экране — мы сражаемся с плохими парнями и отстаиваем справедливость. Но в реальной жизни выбор не всегда так очевиден. Бывают моменты, когда нужно защищать свои принципы. Я многое узнал из истории. Она часто повторяется. Период черных списков был ужасным временем для нашей индустрии, но мы должны извлечь из него уроки, чтобы это никогда не повторилось“», — процитировал актера Кевин Спейси.