Оскароносная англичанка, двукратная обладательница «Тедди», BAFTA, «Сатурн», Кубка Вольпи и других престижных наград, о которых некоторые ее коллеги по цеху могут только мечтать, широко известна ролями как в блокбастерах, так и в независимом кино. И еще неизвестно, какие из них ей удались лучше — спорить можно бесконечно. В свои 60 она успешна, как всегда неподражаема и уверена в собственных силах, отлично выглядит на свои годы, не пытаясь молодиться, и грамотно сохраняет баланс женственности и мужественности, удивительным образом сочетающихся в ее необычной внешности.
Британская актриса происходит из древнего шотландского рода, но не кичится этим, хотя могла бы. Да, история этого рода насчитывает более тысячи лет, но Кэтрин Матильда, а именно так ее назвали при рождении, не любит заниматься самопиаром.
«Меня не волнует шумиха в прессе. Как не интересовали насмешки одноклассников. Это никак не влияет на нашу жизнь».
Она родилась в Лондоне в семье сэра Джона Суинтона, 7-го лорда Киммергема, и леди Джудит Бэлфур Киллен из Австралии. Детство прошло в Германии, где ее отец служил в чине генерал-майора. В 10 лет она начала учебу в закрытой школе-интернате в Кенте вместе с другими отпрысками британских аристократов. Известно, что среди ее одноклассниц была и Диана Спенсер, но Тильда не пиарилась и на этом факте. Просто занималась тем, что ей нравилось, и делала это хорошо.
Прекрасно училась и побеждала в школьных соревнованиях по бегу. Уже в школе девочка с нестандартной внешностью увлеклась театром, участвовала в школьных постановах и пела в хоре. Потом училась в частной школе-пансионате Fettes College в Эдинбурге, которую в свое время окончили и премьер Тони Блэр, и теоретик рекламы Дэвид Огилви, а задолго до этого — предок Тильды Алан Арчибальд Кэмпбелл-Суинтон, исследования которого легли в основу изобретения телевидения. Сначала ее жизнь развивалась по стандартному сценарию, написанному для девочки из аристократической семьи, но потом Тильда все изменила. Отправилась добровольцем в Африку, где пару лет преподавала в школах Кении и ЮАР, вступила в коммунистическую партию.
«Мои родители достаточно благоразумны, чтобы просто желать своим детям счастья».
В женском колледже при Кембриджском университете она изучала политологию, социологию и английскую литературу, а в свободное время играла в студенческом театре. В 1983 году присоединилась к труппе Королевского Шекспировского театра в Стратфорде, но незначительные роли не удовлетворяли амбициозную девушку. Она рванула в Эдинбург, где в 1985 году дебютировала на сцене театра «Траверс» в постановке «Белая роза». В истории о женщинах Сталинграда и их борьбе против фашистов она сыграла инженера Ирину Паспортникову. А заодно и познакомилась с Джоном Бирном, который делал декорации к спектаклю. Ей было 25 лет, ему — 45. Это была любовь — через четыре года они поженились. В браке родились сын Ксавье и дочь Онор.