Стиль жизни

Гуру или аферистка? Как известность помогает Гвинет Пэлтроу продавать нефритовые яйца и золотые вибраторы

Гвинет Пэлтроу

Вчера интернет взорвала фотография, которую американская актриса Гвинет Пэлтроу разместила в своем Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)-аккаунте по случаю своего 48-го дня рождения. На фото совершенно обнаженная Пэлтроу запечатлена на фоне живой изгороди и дерева у себя во дворе. Наряд в стиле «в чем мать родила», по мнению актрисы, как нельзя лучше подходит для празднования дня рождения. Но в посте не обошлось и без рекламы: якобы именно новое масло для тела бренда Goop, который Пэлтроу основала в 2008 году, позволяет ей безбоязненно обнажаться в ее возрасте.

Гвинет Пэлтроу

Однако действительно ли именно волшебный крем позволяет актрисе выглядеть так, словно у нее где-то спрятан портрет, стареющий вместо нее — большой вопрос. Если посмотреть на ее мать, актрису Блайт Деннер, становится понятно, что своим внешним видом Пэлтроу во многом обязана генетике. За свою жизнь Гвинет также неоднократно придерживалась различных диет и режимов питания — макробиотической диеты, очищения организма с помощью кейла и лимонов, и пропагандировала элиминационную и безглютеновую диету. При этом ее вечная стройность и сияющий внешний вид каждый раз становятся безусловной и убедительной рекламой этих часто не имеющих научного обоснования режимов питания. А ее детище Goop — бренд, продвигающий вроде бы вполне позитивную идею велнеса, внутренней гармонии и здорового питания, и вовсе был полностью построен на образе естественно красивой и вечно молодой голливудской актрисы и ее идеальной семьи. Причем благодаря бренду Гвинет перестала ассоциироваться только с кино и стала настоящим гуру, владеющим умами людей, прежде всего женщин, по всему миру.

Гвинет Пэлтроу

Философия заблуждения

За 12 лет своего существования Goop превратился в настоящую империю противоречий, храм псевдонауки и одновременно кунсткамеру странных предметов по, прямо скажем, не бюджетным ценам. А вот цена самого бренда поднялась до 250 миллионов долларов США. За это время количество товарных категорий увеличилось: теперь на сайте помимо товаров для здоровья и красоты можно купить и предметы для дома, и одежду, обувь и аксессуары, и ювелирные украшения, и книги. Помимо скандального блога на сайте, в котором давались, мягко говоря, необычные советы, бренд также создал несколько коллабораций с различными марками, организовывал мероприятия вроде «саммитов здоровья», обзавелся печатным журналом, подкастом, а теперь еще и собственным телепроектом.

Гвинет Пэлтроу

В наше время, благодаря интернету, можно продать и купить что угодно, и странных предметов на том же AliExpress можно найти в изобилии. Но все же — вопрос о том, насколько этично продвигать явно псевдонаучные теории и продавать за большие деньги самые обычные товары, пользуясь своей славой знаменитости, неизбежно встает при просмотре сайта Goop. Конечно, свои бренды создают многие селебрити, и Пэлтроу тут совсем не одинока. Разница в том, что ее марка претендует на некую философию, чтобы не сказать идеологию, а многие предлагаемые на сайте «оздоравливающие практики» на поверку оказываются неэффективными, а то и откровенно вредными или связанными с антинаучными теориями и вводящими людей в заблуждение.


В качестве экспертов Goop часто приглашает натуропатов, гомеопатов, специалистов по кристаллам и даже шаманов.


А среди товаров на протяжении существования магазина можно было увидеть как совершенно безумные, например, наклейки для тела, которые помогают сбалансировать энергию и якобы сделаны из того же материала, что и скафандры NASA, спрей для отпугивания энергетических вампиров, бутылки с заряженными кристаллами или устройства для кофейной клизмы, так и нелепые и неоправданно дорогие, вроде золотого вибратора за 3500 долларов или коврика для тепловой терапии с драгоценными камнями за 1049 долларов. Также на сайте продаются комплексы из биодобавок и витаминов для различных состояний. Например, женщинам, метаболизм которых замедляется, а организм уже не так быстро отзывается на физическую нагрузку и диеты, предлагают с помощью набора High School Genes за 90 долларов словно вновь обрести гены ученицы средней школы.

Goop

Очищение матки паром

Бренд регулярно подвергается разгромной критике ученых и врачей, которые буквально хватаются за голову, читая рекомендации Goop. Например, в одном из своих путеводителей по спа-салонам Goop рекомендует очистить вагину и матку с помощью сочетания инфракрасного излучения и полынного пара. Якобы это настоящий выброс энергии, помогающий уравновесить гормоны, и каждая уважающая себя женщина обязана попробовать. На что врачи откликнулись замечаниями о том, что нагревать влагалище изнутри не стоит — это вызовет рост нежелательных бактерий, угнетает действие полезных ферментов, не говоря уже о том, что распаривание этой области может способствовать молочнице, которая любит теплые и слабокислые условия. К тому же, пар никак не может повлиять на выработку гормонов.


Также на сайте бренда любят ставить читателям внезапные диагнозы.


Например, вы можете с удивлением и ужасом узнать, что страдаете паразитами, причем обнаружить их лучше всего сможет врач-натуропат. И, кстати, паразиты очень любят жить в среде, состоящей из тяжелых металлов, химикатов и радиоактивных элементов. А лечить все это предлагается способом, известным еще с библейских времен — 8-дневной монодиетой на козьем молоке плюс глистогонные травы… Козье молоко выступает как приманка для червей, которые выйдут из слизистой кишечника, чтобы напиться. Так и встает перед внутренним взором картина бредущих на водопой паразитов. Любые советы по здоровью от самой Гвинет, необязательно изложенные на сайте Goop, все равно связываются с ее брендом. Поэтому предельно скандальными стали ее рекомендации терапии пчелиным ядом, которая вообще-то способна убить.

Goop

Скандалы повышают продажи

Надо сказать, что на критику Goop отвечает довольно жестко, обвиняя врачей и ученых, которые развенчивают «полезность» советов бренда, в желании дешевой славы и в несправедливом высмеивании женщин, которые стремятся к разнообразной информации о своем здоровье. «Некоторые из сообщений, которые получает Goop, предполагают, что женщины — лемминги, готовые прыгнуть со скалы, когда один из наших врачей обсуждает проверку на вирус Эпштейна — Барра, или кандидоз, или низкий уровень витамина D — или, не дай бог, рекомендует прогуляться босиком», — гневно возражает обидчикам Goop в официальном письме на сайте. «Как женщин, нас раздражает мысль о том, что мы недостаточно умны, чтобы читать что-то и брать то, что нам подходит, отказываясь от того, что не помогает.


Нам просто нужна информация; мы хотим автономии над своим здоровьем.


Вот почему мы не фильтруем вопросы для интервью, чтобы вы могли получать ответы непосредственно от врачей; мы не видим причин интерпретировать или влиять на то, что они говорят, чтобы говорить вам, что думать».

С Goop связано много скандалов, в частности, марку с самого начала упрекали в завышенных ценах, а также в лицемерии, поскольку в ее косметических продуктах обнаруживались ингредиенты, которых сам бренд в своих публикациях рекомендует избегать. В 2015 году канадский профессор юриспруденции Тимоти Колфилд написал книгу «Гвинет Пэлтроу не права во всем?», в которой поставил глобальный вопрос о негативных последствиях маркетинга с использованием образа и влияния публичной личности. В 2017 году независимая некоммерческая организация по надзору за рекламой Truth In Advertising подала жалобу на Goop в отношении более 50 заявлений бренда о пользе его продукции для здоровья. В результате Goop выплатил 145 000 долларов штрафа и подвергся пятилетнему запрету на публикацию необоснованных заявлений о преимуществах для здоровья своей продукции. В 2018 году разразился скандал с нефритовым яйцом для вагинального фитнеса, который гинекологи назвали угрозой женскому здоровью. И все же бренд продолжает существовать, а количество последователей, а значит, и продаж, увеличивается.

Goop

Чередуя пользу и вред

Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что не все рекомендации бренда по здоровью безумны — среди них есть и обычные советы, вполне сочетающиеся с принципами доказательной медицины. Но в этом, по мнению некоторых критиков, кроется и опасность, поскольку это позволяет адептам Goop еще больше доверять бренду, а также привлекает людей, которые не до конца определились с верой в гомеопатию и эзотерику. Тем более что под интервью с врачами различной направленности — и доказательной медицины, и альтернативной — с 2018 года красуется дисклеймер, который снимает с Goop ответственность: «Эта статья предназначена только для информационных целей, даже если и независимо от того, содержит ли она советы врачей и практикующих врачей.


Эта статья не является и не предназначена для замены профессиональных медицинских рекомендаций, диагностики или лечения, и на нее нельзя полагаться при получении конкретных медицинских рекомендаций.


Мнения, выраженные в этой статье, являются мнением эксперта и не обязательно отражают точку зрения Goop». Что скорее является фактическим признанием бренда в собственной безответственности, поскольку публикация сомнительных материалов при этом не прекращается, и отсутствии каких-либо научных подтверждений. Впрочем, об этом Гвинет и сама как-то проговорилась в гостях у Джимми Киммела: когда ведущий начал перечислять «оздоровительные практики» с ее сайта, актриса лишь смеялась и повторяла, что не знает, о чем идет речь. А в одном из выпусков «Лаборатории Goop» выяснилось, что Гвинет и в женской анатомии не очень разбирается, поскольку перепутала понятия «вульва» и «влагалище», думая, что это одно и то же.

Гвинет Пэлтроу

Разговоры о женском

Есть все же и некоторые плюсы в дискурсе Goop — бренд абсолютно спокойно и уверенно говорит о женском организме, не стесняясь слов «вагина», влагалище» и «оргазм» и предлагая самые разнообразные предметы, которые отдают дань уважения женскому естеству, либо помогают достигать наслаждения. Один из самых известных товаров на Goop — свеча за 75 долларов под названием This Smells Like My Vagina (англ. — «Пахнет, как моя вагина») с ароматической композицией, включающей ноты герани, бергамота, кедра, дамасской розы и семенами амбретты. Композицию создал для Goop парфюмер Дуглас Литтл, владелец собственной парфюмерной марки Heretic. Для бренда Гвинет он создал еще несколько ароматов в рамках коллаборации. В этом же ряду аксессуары для достижения удовольствия — различные вибраторы и лубриканты.

Goop

Транслируя противоречия

Этот год стал для Goop особенным — в конце января 2020-го на Netflix стартовал документальный сериал «Лаборатория Goop». На данный момент он уже продлен на 2-й сезон. Сериал абсолютно точно передает дух философии Goop, в которой вроде адекватная информация перемешана с безумными теориями о массаже ауры, разговорами о психоделических наркотиках и общением с духами умерших. Каждую серию также предваряет отказ от ответственности. Рейтинг шоу на IMDB за это время достиг 2,4, проголосовали более 2500 человек. В принципе, для грамотного человека с хорошим чувством юмора сериал может даже оказаться отличным развлечением. Во всяком случае, чисто визуально это какой-то совершенно новый формат треш-шоу — со стильной обстановкой (шоу снималось в основном в интерьерах штаб-квартиры Goop), симпатичными, хорошо одетыми участниками и самой Гвинет, внешностью и природным обаянием которой — возвращаясь к инфоповоду статьи — невозможно не восхищаться.

Гвинет Пэлтроу
28 сентября 2020
Ляля Киселева для раздела Стиль жизни