Как понять, сколько мы заработали в онлайне? Между продюсерскими компаниями и платформами существует строгая отчетность: ты четко понимаешь, сколько у тебя просмотров было, сколько денег заработано. Но ни я, ни кто-то другой не имеет права разглашать информацию по контракту с площадкой, потому что у всех индивидуальные условия. Кинопрокат работает по общепринятой формуле: 50% кинотеатру, а продюсеру — остаток за минусом затрат на продвижение и рекламу, вознаграждение дистрибьютора и т.д. В любом случае, мы надеемся, что выпуск фильма онлайн себя оправдает. Но важнее другое: мы будем первопроходцами — и за нами, мы надеемся, пойдут и другие компании. Например, у Анны Меликян 30 апреля тоже в онлайне выходит фильм — вместе с «Кинопоиском».
«Спутник» участвует в фестивале «Трайбека» в Нью-Йорке: мы подали заявку, нас пригласили участвовать в конкурсе — и мы подгадывали выход фильма прямо под окончание фестиваля. Если фильм будет замечен на «Трайбеке», это очень поможет иностранным продажам. И в то же время прокат в России не откладывается из-за фестиваля, как это обычно бывает: я по-прежнему убежден, что фестивальный прокат, когда на экраны фильм в итоге выходит на полгода позже — это часто убыточная история.
В «Спутнике» часть финансирования — это Фонд кино. И так же, как и по любому другому проекту, который поддерживается государством, мы должны по нему отчитываться. К счастью, и Министерство культуры, и Фонд кино идут «в ногу с коронавирусом» и со временем. Они понимают, что правила меняются. Раньше, чтобы отчитаться, ты должен был выпустить фильм в кинотеатрах, и его должно было посмотреть определенное количество людей. Теперь фильм выходит онлайн. И я очень надеюсь, что количество просмотров в интернете будет в какой-то пропорции приравнено к тому количеству людей, которые посмотрели бы фильм в кинотеатре. Фильм сделан — и мы его выпускаем в те сроки, которые были заявлены. Ольга Борисовна Любимова, новый министр культуры РФ, вступила в должность в очень сложное время. Но, прежде чем стать министром, она проработала директором Департамента кино в Минкульте полтора года и абсолютно четко понимает все потребности отрасли — а вместе с тем и весь тот ужас, который происходит сейчас в киноиндустрии в целом. Как вы знаете, министр культуры обратилась к главе Минэкономразвития РФ с просьбой включить в список отдельных сфер деятельности, больше всего пострадавших из-за карантина, производство кинофильмов. И так же действует Фонд кино. Спасибо им большое за это.
Подача новых проектов в Фонд кино перенесена на май. Вопрос именно технический — как это правильно сделать, чтобы соблюсти все регламенты, потому что Фонд кино все-таки не частная компания. Учредитель Фонда — Правительство РФ. Так что любые изменения требуют соблюдения определенных процедур, и все это понимают. Пока что достигнуты предварительные договоренности о проведении конкурса и защите проектов онлайн. Мы планируем подавать один проект — но пока решаем, какой именно, все зависит от занятости актеров. Актерский состав — одна из важнейших составляющих коммерческого успеха фильма. Но заявить актеров — это одно, а вот начать съемки — совсем другое, и сейчас никто не понимает, когда можно будет выйти на площадку. Топовый сезон для съемок — это, конечно, май-сентябрь, но еще необходимо как минимум два-три месяца на подготовку. Вот и считайте, успеем ли мы в этом году что-то начать снимать…
У многих продюсерских кинокомпаний на сегодня проблемы с выплатами от некоторых киносетей: я сейчас имею в виду те деньги, которые были заработаны еще до карантина. И эти киносети пытаются все проблемы списать на введенные ограничения. У нас, например, проблема с получением и по «Вторжению», и по «Льду». «Вторжение» выпускалось задолго до коронавирусной самоизоляции, у «Льда-2» прокат тоже уже заканчивался, когда начинались проблемы: первое закрытие кинотеатров было 15 марта, а фильм вышел 14 февраля, и весь бокс-офис был собран, если открыть ЕАИС, до 1 марта. И наша компания не одна в таком положении. Все хотят договориться, но с этими конкретными сетями наверное дело дойдет до скандала и в конечном итоге, к сожалению, до суда. Чтобы до конца правильно понять, что я имею ввиду, представьте, что вы пришли в кино, заплатили условные 100 рублей за билет. 50 рублей из этих денег принадлежат кинотеатру или киносети, а 50 рублей принадлежат дистрибьютору. Дистрибьютор из этих 50 рублей забирает свое вознаграждение, а остальное перечисляет продюсеру, и тот в свою очередь расплачивается со всеми остальными. Но вдруг тебе говорят: денег нет! То есть получается, что некоторые киносети забрали и свои 50 рублей, и чужие 50 рублей. Кинотеатры, кинопроизводящие компании, дистрибьюторы — это одна киноотрасль, в которой все друг друга знают, уважают, поддерживают. И сейчас отношения с некоторыми из них под угрозой.