В понедельник мир потрясла печальная новость: на 70-м году жизни скончался от рака один из величайших музыкантов Дэвид Боуи.
Уход звезды —
огромная потеря для музыкальной индустрии,
мира искусства и моды.
Потрясающий сценический исполнитель, мастер перевоплощений, талантливый музыкант, певец, продюсер и актер — невозможно переоценить влияние, которое Дэвид Боуи оказал на развитие творческих индустрий, в том числе и модного бизнеса. За время своей длительной карьеры он не единожды вдохновлял дизайнеров и фотографов на создание уникальных творческих проектов. Каждую деталь его стиля можно назвать узнаваемой и, тем не менее, Боуи никогда не оставался подолгу в одном и том же образе, меняясь от альбома к альбому, от клипа к клипу и от года к году.
Подобные эксперименты над собственной внешностью суровый мир развлекательной индустрии прощает не всем, но Боуи никогда не был заурядным рок-певцом, интерес к которому публика постепенно теряет. Его исключительный шарм, революционные идеи и новаторский — а иногда и шокирующий — подход к созданию образов, на годы врезающихся в память, помогли легенде рок-сцены в течение нескольких декад удерживать позицию одного из самых влиятельных музыкантов мира.
Модель в образе Зигги Стардаста на показе весенне-летней коллекции Jean Paul Gaultier и Дэвид Боуи в образе Зигги Стардаста
Боуи серьезно относился к созданию своих сценических амплуа, обращая особое внимание на то, чтобы каждое из них зеркально отображало эмоциональный настой в определенный момент. Наверное, именно поэтому ему удалось завоевать такой внушительный авторитет в модной индустрии. Каждое воплощение нового образа, каждое созданное альтер эго — будь то его знаменитый персонаж Зигги Стардаст или пришелец из фильма «Человек, который упал на землю» — расширяли границы современной моды, позволяя публике по-новому взглянуть на саму суть стиля.
Дизайнеры всегда с особым трепетом относились к иконам рок-индустрии, но и здесь Боуи удалось оставить конкурентов далеко позади: его образами вдохновлялись парижские дома Dior и Saint Laurent, большое влияние музыкант оказал на бельгийского минималиста Дриса ван Нотена и эксцентрика Жана-Поля Готье. Кстати, коллекция Jean Paul Gaultier сезона весна-лето 2014 получила название «Звезды рока» и один из образов был создан дизайнером как дань уважения выдуманной «персоне» Боуи, Зигги Стардасту. Год спустя одним из ключевых луков, созданных домом Saint Laurent, станет расшитое крупным бисером мини-платье с широкими подплечниками — в сочетании с узнаваемой рваной стрижкой этот образ удивительно напоминает сценические наряды Боуи времен Aladdin Sane. А за несколько лет до этого модель Антонелла Греф, открывавщая весенний показ Givenchy, появилась на подиуме в полосатом жакете, вдохновленным пиджаком Боуи.
Показ Givenchy, весна-лето 2010 г. и Дэвид Боуи в 1973 г.
Альбом Aladdin Sane чаще всего используется для модного «цитирования»: начиная с 1973 года фотографы и стилисты постоянно переосмысливают самый известный образ музыканта — знаменитое фото с молнией на лице. Именно в нем Кейт Мосс снялась для обложки британского Vogue (мы готовы поспорить, что вы хоть один раз видели эту знаменитую фотографию). Спустя почти десять лет топ-модель вновь примерила на себя одно из альтер эго Боуи: на этот раз она предстала в декадентском образе Зигги Стардаста на обложке Vogue Paris.
Кейт Мосс на обложке британского Vogue, 2003 г. |
Кейт Мосс на обложке французского Vogue, 2012 г. |
«Персоны» Боуи постоянно пересматриваются, по-новому обыгрываются, а зачастую и просто копируются. Так, норвежская модель Иселин Стеиро превратилась в музыканта во время съемок для французского Vogue. Ее опыт повторила бразильянка Ракель Циммерман: правда, несмотря на то, что стилистам удалось передать фактуру, харизму Боуи воссоздать им было не под силу. Одним из самых органичных перевоплощений в легенду рока можно считать трансформацию Тильды Суинтон: даже внешне актриса чем-то напоминает Дэвида Боуи, к тому же, как и музыкант, она обладает потрясающе сильной энергетикой.
Иселин Стеиро во французском Vogue, 2010 г.
Ракель Циммерман во французском Vogue, 2010 г.
Тильда Суинтон в съемке итальянского Vogue, 2003 г.
За моду на одежду в «андрогинном» стиле, за все элементы, по которым сегодня мы определяем коллекции в стиле глэм-рок, благодарить стоит именно Дэвида Боуи: в список входят комбинезоны с глубоким вырезом, жакеты с высокими подплечниками и широкие лацканы. Моду на яркий цвет волос, рваные стрижки и макияж с использованием металлизированных теней тоже ввел именно он. Мы настолько привыкли к этим революционным для своего времени образам, что, не задумываясь, выделяем для себя «пиджаки в стиле Боуи», «цвет волос под Боуи» и «макияж как у Боуи». И именно это наделяет творчество уникального рок-музыканта особым смыслом, превращая его из талантливого исполнителя в деятеля искусства, мастера модной сцены и настоящую иконы последних десятилетий.
Круизная коллекция Emilio Pucci (2012 г.); показ Dries van Noten (осень-зима 2011/12 гг.); показ Balmain (осень-зима 2011/12 г.)
Показ Saint Laurent (весна-лето 2014 г.); круизная коллекция Alexander McQueen (2013 г.); показ Miu Miu (осень-зима 2012/13 гг.); показ Dior Haute Couture (весна-лето 2015 г.)
Показ Maison Margiela, весна-лето 2016 г.
Показ Jean Paul Gultier, весна-лето 2011 г.
Эллинор Эриксен на обложке и в съемке для мексиканского ELLE, 2013 г.
Алана Циммер в съемке для Vogue Россия, 2013 г. |
Бьюти-съемка для Vogue Австралия, 2003 г. |
Эволюция стиля Дэвида Боуи:
Ранние годы: фолк-рок и стиль модов (март 1966 г. и январь 1965 г.)
The Man Who Sold The World. Смена стиля и период становления, 1971 г.
Зигги Стардаст, 1972 г.
Альбом Aladdine Sane. Самый известный образ Боуи, 1973 г.
Young Americans. Стиль меняется в сторону изысканности и утонченности, 1975 г.
Появление нового альтер эго Боуи — «худого белого князя», 1976 г.
Альбом Ashes to Ashes, возвращение экстравагантного образа, 1980 г.
Let’s Dance. Очередная трансформация, 1983 г.
Новое прочтение классического стиля, 1989 г.
Гранж и полуспортивный стиль, 1999
Боуи со второй женой моделью Иман
Современный Боуи — самый стильный мужчина Великобритании по мнению GQ