В Петербурге состоялся очередной бал Петра Аксенова: этого события поклонники бальной культуры ждут с нетерпением каждый год. А двукратная чемпионка мира по спортивным танцам Юлия Прокип, в этом году также ставшая участницей торжественного вечера, призывает нас танцевать чаще, чем раз в полгода — а заодно рассказывает историю салонного танца и развеивает мифы о том, что это занятие — только для молодых. К балу в Музее Фаберже Юлия готовила шестнадцать пар, обучая танцевать полонез и вальс — и это невероятно сблизило людей. А мужья вдруг новым глазами взглянули на своих жен: наблюдать за этим преображением было не менее интересно, чем за танцами!
Танцы испокон веков служили способом общения между людьми — это всегда возможность поделиться сильными эмоциями. Собраться в круг и двигаться вместе по окружности — и вот вы уже мыслите на одной волне. Со временем танец стал важнейшим элементом первобытных ритуалов, затем — частью религиозного культа, а позже — частью повседневной жизни. В Средневековье народный танец превратился в аристократический салонный — и при этом он назывался «низким»! Почему? Исполнители не отрывались от пола, не делали резких движений или прыжков. Частично это было обусловлено одеждой: остроносые туфли-клювы у мужчин и тяжелые платья со шлейфами до пяти метров у дам не предполагали излишней резвости.
Однако платья становились легче, нравы свободнее — и в эпоху Возрождения «низкие» танцы сменились «высокими», подразумевающими высокий подъем ног. Самыми популярными были гальярда и вольта, которые со временем сменились вальсом.
«Высокие» танцы требовали от мужчин физической силы — и нередко в течение длинного бала им приходилось несколько раз менять одежду!
Огромную роль в развитии танца и Салонов сыграла Франция и лично Людовик XIV — страстный любитель танцев, ежедневно тренировавшийся и лично выступавший в 26 балетах! Неудивительно, что в 1661 году был издан указ о создании Королевской академии танцев — настолько серьезно монарх относился к своему хобби. В XVII веке главным танцем в Салонах становится менуэт, то есть «танец, состоящий из маленьких шагов». И именно этот торжественный танец — с его плавными движениями и грациозными позициями — стал высшей точкой развития салонной культуры.