В прокат выходит «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева — сиквел культовой картины Ридли Скотта. Самый ожидаемый фильм осени (а возможно, и года) выдерживает сравнение со своим именитым предшественником: он столь же визуально совершенен и столь же любопытен с точки зрения идей.
С «Бегущим по лезвию 2049» канадский режиссер Дени Вильнев окончательно вошел в высшую лигу кинопостановщиков.
Не собравшего больших денег в прокате, но ставшего культовым «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта считают первым фильмом в жанре «киберпанк» — по сути, антиутопии о довольно депрессивном будущем человечества, к которому, возможно, приведет технологический прогресс. Все это сочетается еще и с атмосферой неонуара, где невеселый сыщик ведет расследование и встречается с роковой женщиной.
Картина 1982 года, снятая по мотивам романа Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», рассказывает о постапокалиптическом мире 2019 года, где созданных для выполнения сложной или неприятной работы человекоподобных киборгов-репликантов в случае бунта отлавливают специальные сотрудники полиции — «бегущие по лезвию». В ней герой Харрисона Форда Рик Декард должен был поймать сбежавших из внеземной колонии репликантов, которые стремились встретиться со своим создателем и заставить его продлить срок их существования — всего четыре года. Попутно Декард влюблялся в Рейчел, героиню Шон Янг, искусственная природа которой для нее самой станет внезапным открытием.
Режиссер спродюсированного Ридли Скоттом сиквела Дени Вильнев очень просил рецензентов не разглашать детали сюжета, но одна подробность понятна даже зрителям трейлера: Рик Декард все же человек — персонаж Харрисона Форда постарел. А ведь Скотт уверял, да и режиссерская версия 1992 года вполне явно намекала, что он машина. То, что новый главный герой Кей (Райан Гослинг)— «бегущий по лезвию» в Лос-Анджелесе 2049 года — киборг, также понятно уже на первых минутах картины.
Признаюсь: когда я, готовясь к показу фильма Дени Вильнева, села пересматривать оригинального «Бегущего по лезвию» 1982 года, то в какой-то момент стала засыпать: было поздно. В полусне я видела не единорога, как герой Харрисона Форда, а кинообразы, которые внезапно появлялись перед глазами и столь же стремительно исчезали в темноте, уступая место другим. Логические связи между событиями терялись, но кадры завораживали. Живые игрушки-репликанты бродили по таинственному старинному жилищу генетического дизайнера, неоновые вывески лос-анджелесского Чайна-тауна будущего соблазняли заглянуть внутрь, человек с птицей на голове пропадал из поля зрения, так и не рассказав своей истории, «женщина со змеей» в прозрачном дождевике умирала, пробивая стеклянную витрину. Новый сериал по мотивам рассказов великого фантаста Филипа К. Дика называется «Электрические сны Филипа К. Дика», и это название очень точно передает суть «Бегущего по лезвию». Нет, это, конечно, не мир Дэвида Линча, и причинно-следственные связи здесь в основном работают, но даже если вы чрезвычайно бодры, фильм затягивает вас в омут одновременно прекрасных и страшных сновидений, выныривать из которого не хочется. В конце концов, давно известно, что лучшие фильмы в истории кинематографа транслируют грезы их авторов.
«Бегущий по лезвию 2049» в этом смысле отчасти даже превзошел своего предшественника: новые технологии позволяют воплощать на экране любые фантазии, тем более если у руля такой выдающийся оператор, как Роджер Дикинс. Так, теперь огромная голографическая девушка может спуститься к вам с небес, то есть сойти с рекламы на небоскребе освещенного искусственным светом, промозглого и вечно дождливого города. Кстати, естественное освещение, хоть и тусклое, которого не было в старом фильме, в новом появилось, как появились и другие локации, например Лас-Вегас. В 2049-м город превратился в безлюдную пустыню, где даже воздух приобрел оранжевый оттенок, а редкого путника испугает замершая в немом крике скульптура в виде головы, напоминающая одновременно работы Константина Бранкузи и Эдварда Мунка.
«Ты никогда не улыбаешься», — слышит в свой адрес немногословный герой Райана Гослинга Кей. Но как можно улыбаться, если мир стал бесплодным (единственное найденное дерево и то мертво), мрачным и холодным, а твоя девушка (Ана де Армас) — цифровая проекция. Впрочем, последнее для Кея не представляет такой уж большой проблемы — для него важнее ментальная близость, чем физическая.
В первом «Бегущем по лезвию» были предсказаны многие реалии современности — продолжение Вильнева, в свою очередь, показывает вполне возможное развитие событий ближайшего будущего. Например, предполагает, что однажды все электронные данные могут просто пропасть, почти полностью стерев прошлое. Парадоксальна, но весьма реалистична идея о том, что в один прекрасный день оппозиция «человек — робот» сменится на «робот — цифровой человек», а на самом деле все противопоставления вообще сотрутся. Отвечая на вопрос «Что такое человек?», авторы картины говорят: «Это тот, кто может ощутить на своей ладони снег». Или хотя бы просто увидеть его и почувствовать от этого бесконечную радость.
Тягучий, длинный и отдающий дань в визуальном плане исходному фильму, «Бегущий по лезвию 2049» затрагивает множество тем. Но в итоге оказывается, что это не картина об амбициях бога-создателя (привет новым творениям Ридли Скотта из вселенной «Чужого»), не антиутопия об эксплуатации и революции репликантов, не работа о мессианстве. Это фильм об одном очень человеческом и очень сложном выборе, сделанном героем, который в конце все-таки улыбнется.