16 августа в возрасте 76 лет скончалась после долгой борьбы с раком одна из величайших певиц всех времен и народов — «Королева соула»
Арета Франклин, обладательница 18 премий «Грэмми», первая женщина в Зале Славы Рок-н-ролла и «голос движения за гражданские права».
«По неровной стороне горы легче взбираться — а на гладком склоне не за что зацепиться».
По неровной стороне
Первые годы жизни и карьеры будущей дивы гладкими не назовешь. С шести лет после развода родителей она жила с отцом, известным странствующим проповедником, а спустя четыре года мать, с которой дети продолжали видеться, погибла от сердечного приступа. Бросив школу из-за беременности, Арета сама стала матерью в 12 и затем в 14 лет. Обоих сыновей воспитывали ее бабушка и старшая сестра — ее очевидный талант требовал особого внимания. С юных лет девушка солировала на богослужениях отца, в 16 гастролировала с Мартином Лютером Кингом, а вскоре после совершеннолетия подписала контракт со студией Columbia Records. Коммерческий успех принес переход на Atlantic Records, где Арета быстро стала главной звездой лейбла, раскрыв свои церковные корни — из сплава «светского» ритм-энд-блюза с духовной музыкой госпел появился тот самый проникновенный соул.
«Лучший женский вокал в стиле ритм-энд-блюз»
Настоящим прорывом и визитной карточкой вокалистки стала кавер-версия песни Respect. Если в оригинале Отиса Реддинга лирический герой-мужчина требует уважения от жены, приходя домой с работы, то в новой аранжировке песня стала гимном борьбы за равенство женщин и гражданские права вообще, как и более поздние Think («лучше задумайся над тем, что ты пытаешься причинить мне») или Young, Gifted and Black из репертуара Нины Симон. Тот же сингл Respect открыл и победоносную серию «Грэмми». Категория «Лучший женский вокал в стиле ритм-энд-блюз», казалось, была создана специально для Ареты Франклин: она становилась лауреатом первые восемь лет подряд и дальше заслужила еще множество номинаций и наград.
Jewels in the Crown
Тяжелым ударом стала смерть отца: в 1979 году он был ранен в собственном доме вооруженными грабителями
и скончался спустя пять лет комы. Вопреки всем трудностям, включая закат «золотого века» соул-музыки, Арета сумела направить свою карьеру в новое русло «более молодого» звучания и дуэтов с популярными артистами. Джордж Майкл, Фрэнк Синатра, Элтон Джон, Кит Ричардс, Уитни Хьюстон, Марайя Кэри, Энни Ленокс, Кристина Агилера — вот лишь неполный список исполнителей, которых можно услышать на сборнике Jewels in the Crown: All-Star Duets with the Queen. В 1980 году она появилась в эпизодической роли в голливудском мюзикле «Братья Блюз» с песней Think — несмотря на эту страстную отповедь ее муж все-таки покидает придорожную забегаловку, в которой оба трудятся, чтобы примкнуть к воссозданному ради благой цели блюз-бэнду своих старых друзей. Помимо сиквела «Братья Блюз 2000» и нескольких документальных фильмов Арету также можно было увидеть на экране вместе с Лайзой Минелли в рекламном ролике Snickers 2010 года.
Перья, блестки, бахрома
Одним из неизбежных поводов для обсуждения в прессе были ее наряды: перья, блестки, бахрома. Не у всех ее чувство стиля вызывало одобрение, но непрошеных критиков Арета умела поставить на место. Автор газетной колонки, допустившая, что «госпожу Франклин не волнует наше мнение, и такое отношение отделяет просто звезду от дивы», получила ответ: «Не вам судить о моем отношении к чему бы то ни было кроме музыки, не вам решать, что отделяет звезд от див, не будучи ни звездой, ни дивой, ни авторитетным экспертом ни в тех, ни в других».
Самой Королеве Соула авторитета в вопросах высшего общества явно не занимать: она выступала и совместно с Госсекретарем США Кондолизой Райс, игравшей на рояле, и на церемониях инаугурации трех (!) американских президентов (Джимми Картер, Билл Клинтон и Барак Обама), и перед королевой Великобритании. Голос Ареты Франклин официально причислен к «природным богатствам» штата Мичиган, а ее именем назван астероид 249516 Aretha. Сама она теперь уже, увы, вне зоны досягаемости даже самых мощных наземных телескопов, но спасибо хотя бы за то, что этот космический голос остался с нами.