Ведущая рубрики «КиноБизнес изнутри» Рената Пиотровски поговорила с Алексеем Розиным о съемках второго сезона сериала «Территория» (скоро выйдет в онлайн кинотеатре PREMIER), российской традиции хорроров (или ее отсутствии), современных студентах и о преподавании… как личностном тренинге.
Все про психов
«Алло, приезжай сниматься, вот сценарий» — такой случай, без проб, был у меня лишь однажды: Игорь Твердохлебов, с которым мы снимали первую «Территорию», снимал второй «Триггер» и позвал меня из нескольких ролей выбрать себе что-то по душе: разложил передо мной четыре роли, а там все про психов — так что легко! (Смеется.) Один другого краше! Я несколько вещей попробовал разных и выбрал.
Отсутствие своего
Что-то свое, родное, мифы, сказки — это актуально, а сейчас особенно. Я не думаю, что мы устали от западного кинематографа, мы устали от отсутствия своего. Мифология, хорошие истории, хорошая драматургия — все это не имеет национальности, это не про противостояние народов. Там, где рассказывается какая-то человеческая история, понятный человеку конфликт, становится неважно, какой паспорт у людей, которые это написали. Но отсутствие своего такого материала — это проблема. И мы устали от отсутствия своего, потому что долгое время эта тема никак не разрабатывалась — не получалась, видимо, у творцов ни с какой стороны. А у Good Story Media c «Территорией» получилось.
Продюсерские опасения
В бюджетах ли проблема? Вон якутское кино снимается и снимается, лет десять уже гремит — люди за три копейки собираются и делают очень крутое, качественное, интересное кино. Возможно, дело в первую очередь в продюсерских опасениях, в боязни запускать такие вещи, поскольку они отвечают за огромные деньги. Всегда надежнее взять что-то проверенное, где уже точно все по лекалам отмерено, и понятно, как это снять и кому продать, чем пытаться что-то новое качественно сделать. Это требует готовности к эксперименту, так как невозможно сразу гарантировать, что вот сейчас бахнет и полетит. С другой стороны, я думаю, что те, кто в это отваживался играть все это время (я сейчас не только про хорроры, время от времени появляются очень достойные фильмы, сериалы про каких-то князей, богатырей), увидели: публика это принимает. Кстати, вот «Серебряные коньки» — роскошный, красивейший фильм, и вроде бы он такой прянично снятый, конфетный, но в то же время нет ощущения, что свеклой щеки намазали… Взяли, сделали — и эти попытки делать свой продукт на своих заготовках удаются.
Объяснить себя
Я думаю, что зритель во все времена хочет историй, которые помогают осмыслить, объяснить себя и происходящее за окном. Но нынче наступила такая эпоха, что события огромных масштабов летят вскачь с такой скоростью, что это не укладывается в голове, происходят тектонические сдвиги, перемены — и это вгоняет в депрессию.
Так что понять и сформулировать, чего сейчас люди хотят от кино, вообще очень сложно.
Мне как актеру присылают разные проекты: и детективы, и исторические, и драмы, и хорроры. Возможно, сейчас будет больше жизнеутверждающего контента.
Век соцсетей
Кстати, про жизнеутверждающий контент в кино… и в жизни. Я как-то работал над спектаклем-байопиком под названием «Девушка и смерть» про артистку Валентину Караваеву. Красивая русская девушка приехала поступать во ВГИК в 1942 году в 19 лет, ее сразу же взяли, да еще и пригласили на главную роль в картине, на которую лично Сталин дал задание нашим кинематографистам — сделать такое кино, которое можно было бы показывать людям и в окопах, и в тылу.
А людям во время войны не хочется смотреть про войну, им хочется что-то жизнеутверждающего.
И они сделали картину «Машенька» — и Валентина на утро проснулась суперзвездой, став яркой вспышкой, как Мэрилин, как Дитрих, как Орлова. Люди в бой шли после этого фильма, и даже немцы, которым доставались трофейные пленки, сходили по ней с ума. Ей слали мешками письма и бойцы, и гражданские. А она на съемках следующей картины попала в аварию и на всю жизнь осталась со шрамом на лице. Вышла замуж за канадского атташе, уехала жить в Швейцарию — но на ее кинокарьере была поставлена точка. Когда умер ее муж, она отказалась от наследства в пользу Союза, получила однокомнатную квартиру на Проспекте Мира, купила себе камеру, и, мечтая сыграть Нину Заречную, сама дома бесконечно снимала «Чайку». В начале 90-х ее соседей затопило, в ее квартиру сломали дверь и нашли в ванной мертвую старушку, обмотанную этими пленками. Трагическая судьба нереализованного актера. А если бы она родилась сейчас, в век селфи и соцсетей? Никакой шрам не помешал бы ей стать звездой!