Фото: Ян Кооманс
Визаж: Ирина Мурзина, Privé7
Платье и тренч, 12Storeez; туфли, Aquazzura
В начале декабря в МХТ им. Чехова состоялась премьера хореографического спектакля «ХХ век. Бал» в постановке Аллы Сигаловой. Незадолго до Нового года мы встретились с режиссером, чтобы поговорить о театре, людях, оказавших на нее наибольшее влияние, и ее местах силы.
«Проверяйте, чтобы все работало — на мне постоянно техника ломается», — сообщает Алла Михайловна, пока мы устраиваемся в гримерке Театра Табакова, где Сигалова репетирует новый спектакль.
И я понимаю, что это не формула речи — ее энергия действительно захлестывает. Она моментально очаровывает съемочную группу: и пока мы наблюдаем за тем, как четко и одновременно мягко Алла Михайловна раздает указания технической команде театра, и после — во время съемки, когда на наших глазах она разыгрывает настоящее театральное действо и, как пишут в глянце, «дает драму». И снова смена амплуа — уже во время нашей беседы: собранная и сдержанная, она словно расцветает, когда вспоминает о дорогих сердцу людях — виртуозном музыканте Гидоне Кремере, худруке «Табакерки» Владимире Машкове («Я его просто обожаю!») или своих детях.
Арина Яковлева: Алла Михайловна, прежде всего, разрешите поздравить с премьерой спектакля «ХХ век. Бал» на сцене МХТ им. Чехова. Я видела только фрагменты, но у меня осталось очень сильное впечатление — от декораций, костюмов, света и, конечно, хореографии. Расскажите немного об этом проекте — как и у кого родилась идея сделать такой спектакль-воспоминание?
Алла Сигалова: Я никогда не отслеживаю рождение той или иной идеи. Они просто появляются — и все.
— Над этим проектом вы работали вместе с Константином Эрнстом. Кто был инициатором? Или это был результат каких-то совместных изысканий?
— Нет-нет, я не люблю коллективное творчество. Уверена: на стадии идеи совместных проектов не бывает — они могут случиться разве что во время производства. У нас была премьера «Катерины Ильвовны» по Лескову (постановка очерка «Леди Макбет Мценского уезда» — прим. ред.), и, поскольку мы давно дружим с Константином Львовичем, он пришел на премьеру. Разболтались. Он стал расспрашивать о планах. Я рассказала: есть это, то и еще вот такая задумка. Ему понравилось: «О, крутая идея, давай делать вместе!»
— Как проходила работа — вы встречались, пытались нащупать какие-то общие ощущения? Насколько созвучны были ваши воспоминания?
— Мы встречались, разговаривали, пили вино, опять разговаривали… Воспоминания были очень созвучны, потому что мы люди одного круга, одной «детской», и нам было несложно услышать друг друга. Интересно, что Константин Львович — не знаю, специально или нет — сразу предупредил: мы будем все обсуждать, а он пригласит секретаря, который все это будет записывать, после чего передаст драматургу, чтобы тот адаптировал текст. В результате оказалось, что я выполняла и функцию секретаря, и функцию драматурга. Для меня это был очень мощный экстрим! Я-то рассчитывала, что со мной будет человек, который будет писать, хотя, конечно, мой опыт написания инсценировок достаточно большой, но в тот момент в работе было несколько проектов, и у меня совершенно не было на это времени. Казалось, что эта нагрузка будет чрезмерной. Но опыт показывает, что к любой нагрузке можно добавить еще нагрузку, а потом еще — и человек сможет все выдержать.