Art & More: открытие ярмарки современного искусства Cosmoscow-2014

 
Арина Яковлева
Об авторе Все статьи автора
Арина Яковлева

— заместитель главного редактора Интернет-журнала о качестве жизни Posta-Magazine


В минувшую пятницу в столичном «Манеже» состоялось открытие арт-ярмарки Cosmoscow-2014. Posta-Magazine поспешил ознакомиться с самыми интересными экспонатами, а заодно задал несколько вопросов организаторам проекта — Сандре Недвецкой и Маргарите Пушкиной.

 
 
Art & More: открытие ярмарки современного искусства Cosm...

Минувший уикенд в Москве

прошел под знаком современного искусства, которое,
как и саму Россию, умом зачастую не понять,
и уж аршином общим точно не измерить.

Масштабное событие развернулось в выставочном пространстве «Манежа» и объединило порядка 30 галерей и некоммерческих фондов из США, Великобритании, Европы, России и СНГ, выбравших для участия в Cosmoscow лучшие образцы из своих коллекций. Экспозиция была представлена всего три дня и вчера завершилась, оставив не только приятное послевкусие от знакомства с новыми именами, но и пополнения в собраниях частных коллекционеров. Директорам ярмарки — Маргарите Пушкиной и Сандре Недвецкой — удалось, кажется, почти невозможное: в непростой текущей ситуации наладить диалог между Россией и Западом, к которому так стремятся и наши политики, а заодно вписать молодое российское искусство в международный контекст.

Открытие арт-ярмарки проходило в два этапа, отмеченных не только невероятным количеством звездных гостей (от Полины Дерипаски, которую редко увидишь на светских раутах, до Ксении Собчак), но и благотворительным аукционом Off White, организованным совместно с благотворительным фондом Натальи Водяновой «Обнаженные сердца». Торги вел прославленный аукционист Christie’s Андреас Румблер, а среди лотов были представлены работы современных российских и западных авторов в возрасте до 38 лет. Самым дорогим лотом стало произведение Рэйчел Ховард, ушедшее за 32 000 евро, не меньший ажиотаж вызвал и лот-«сюрприз» от Piaget: подвеска в виде сердца из белого золота с бриллиантами, а также поездка в Швейцарию с посещением мануфактуры знаменитого ювелирного бренда. Всего же за время торгов было собрано свыше 200 000 евро, которые пойдут на реализацию проектов, ориентированных на детей с особенностями развития.

Уже на следующий день состоялось официальное открытие, гостями которого стали свыше 1000 человек. Объединив профессионалов индустрии и тех, кто только начинает постигать азы современного искусства, ярмарка представила десятки объектов самых разных жанров и техник: живопись, фотографию, скульптуру и многое другое. Интерес вызвала презентация проекта азербайджанского художника Рашада Алекперова (инсталляция из веревок, отбрасывающих на стену тень с латинской фразой Cui Bono — «Кому на пользу?»), творческая лаборатория Art&Sience Space, а также экспозиция «Глазами коллекционера», в рамках которой были продемонстрированы уникальные произведения из частных собраний.

Все в «Манеже» говорило об уровне и статусе мероприятия — в том числе, иностранная речь, звучавшая тут и там. Были и забавные эпизоды: девушки в total look от Vika Gazinskaya делали selfie на фоне наиболее впечатляющих произведений современного искусства, пока их спутники, в куцых пиджаках и застегнутых на все пуговицы рубашках, томными голосами обсуждали «русский национальный костюм», который отныне состоит из спортивных штанов Adidas, а вовсе не из косоворотки и лаптей, как вы могли бы подумать.

Главными действующими лицами вечера стали, безусловно, организаторы Cosmoscow — уже упомянутые выше Маргарита Пушкина и Сандра Недвецкая. Улучив минутку, Posta-Magazine попросил последнюю в нескольких словах рассказать о задачах, которые ставит перед собой ярмарка, а заодно прокомментировать текущее положение России на мировой арт-сцене.

— Сандра, добрый день! Прежде всего, расскажите, пожалуйста, чем эта ярмарка отличается от предыдущей, проходившей в 2010 году?

— Самое главное отличие, конечно, в помещении, где проходит ярмарка. Пространство «Манежа» очень сильно повлияло на общую эстетику всего мероприятия. Мне кажется, что столичный «Манеж» — российский эквивалент Grand Palais, что, безусловно, задало особую планку, которой мы старались соответствовать. Весь вечер ко мне подходят участники проекта и говорят о том, насколько они счастливы представлять свои работы здесь — в этом историческом месте, со своей особой аурой и атмосферой. Во-вторых, в этом году у нас появилась новая секция Discovery («Новые имена»), которую мы решили создать для того, чтобы подарить молодым авторам и галереям возможность заявить о себе наряду со всемирно известными профессионалами, которые представлены на Cosmoscow. И, кончено, последние четыре года Маргарита очень много работала над тем, чтобы собрать все позитивные качества мировых арт-ярмарок, взять российский контекст, и создать что-то абсолютно новое и уникальное. Поэтому мы решили сделать акцент на некоммерческие проекты — такие как, например, выставка «Глазами коллекционера», впервые экспонирующая работы из частных собраний, пространство современного искусства Yarat, павильон Laboratoria Art&Science Space. В наши задачи входил поиск некой синергии, которой удалось достичь благодаря объединению всех крупнейших игроков рынка, и налаживание диалога между российским и зарубежным сообществами.

— Какую позицию Россия занимает сегодня на международной арт-сцене?

— К сожалению, новое российское искусство пока мало известно за рубежом. Потому мы с Маргаритой видим одной из миссий проекта Cosmoscow привлечение внимания Запада к молодым российским талантам. В частности, для этого был организован благотворительный аукцион Off White, на котором были представлены 12 отечественных авторов в возрасте от 25 до 38 лет, и многие из них были приобретены международными коллекционерами. Для нас это, безусловно, большая победа.

— Насколько российское искусство сегодня политизировано?

— На мой взгляд, искусство не должно заниматься политикой. Задача искусства — объединять людей, а не разобщать их. Конечно, художник имеет полное право выражать свои идеи и мысли, но, как мне кажется, он должен быть выше быта и выше политики. Искусство должно выстраивать диалог, тем более сейчас, во времена достаточно непростые. Культура — лучший повод для общения и выстраивания новых коммуникаций.

— Вы справедливо упомянули, что времена сейчас непростые. Как вы считаете, способствует ли эта среда рождению новых радикально настроенных арт-группировок — вроде тех же Pussy Riot?

— (тяжело вздыхает — прим.) Это очень интересная тема, на самом деле... Как раз сегодня у нас состоялся круглый стол с директором музея MAS в Антверпене, в рамках которого один из спикеров упомянул про Pussy Riot. Темой дискуссии стало то, что между искусством и не-искусством есть четкая грань, и важно понимать, что не всегда реакция и активизм — признаки истинного искусства.

— И все же, на ваш взгляд, можно назвать то, что делали девушки, искусством?

— Я думаю, все-таки, нет. Искусство должно вызывать реакцию, но не шокировать до такой степени, чтобы пробуждать отторжение. Оно может менять ваш взгляд на мир или на себя, но, даже в самых радикальных формах проявления, должно взывать к диалогу и синергии, нести созидательный, а не деструктивный заряд.

— Сандра, многие люди, далекие от современного искусства, находят его надуманным и чрезмерно концептуальным. Как вы считаете, в чем ценность современного искусства и как заставить себя его понять и полюбить?

— Прежде всего, современное искусство является отражением нашей сегодняшней жизни. А потому, не принимая и не поддерживая его, мы как бы отторгаем и наше сегодняшнее существование.

...В этот момент Сандра отвлекается на новых гостей, и мы оставляем ее исполнять обязанности хозяйки вечера, чтобы сделать еще один «круг почета» по «Манежу», отметить в блокноте наиболее полюбившихся авторов и оценить разброс цен: от вполне демократичных (стартовая цена — 2000 евро) до астрономических, исчисляющихся... миллионами.

Гости выставки:

Наталья Водянова, Маргарита Пушкина, Сандра Недвецкая

Эвелина Хромченко

Ксения Собчак

Наталья Водянова

Софья Гудкова и Полина Дерипаска

Мария Байбакова

Татьяна и Валентин Юмашевы

Александр Раппопорт

Маргарита Пушкина, Сандра Недвецкая

Яна Валенсия

Ида Лоло

Вадим Ясногородский, Анита Гиговская с сыном

Ольга Изаксон

Ксения Чилингарова

Влад Лисовец

Анастасия и Сергей Рябцовы

Василий Церетели

Ольга Томпсон

Ирина Курбатова

Вероника Боровик-Хильчевская и Этери Левиева

Изольда Ишханишвили

Владимир Глынин

Алиса Хазанова

Вика Газинская и Екатерина Затекина

Алиса Хазанова

 

 

 

Арина Яковлева для раздела «Стиль жизни», отправлено: 22 сентября 2014

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Post@-Magazine
Балет: эксклюзивное интервью и фотосессия с премьером Михайловского театра Иваном Васильевым © Инна Логунова
Авто с Яном Коомансом: Porsche Panamera 4S и путь через Швейцарские Альпы © Ян Кооманс
Men in Power: глава российского подразделения международного инвестиционного фонда GEMCORP Capital Альберт Сагирян © Ника Кошар
Эксклюзив Posta-Magazine: интервью с основателем Silken Favours Вики Мёрдок © Арина Холод
Кино на уикенд: почему надо обязательно посмотреть сериал «Молодой Папа» © Ника Кошар
Beauty Weekend: 7 мест в Москве с быстрым и качественным маникюром © Posta-Magazine

       
©2011—2016 «Post@-Magazine»
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.