Культура

Кино недели: «Дикая жизнь» Пола Дано

Актер Пол Дано мощно дебютировал как кинорежиссер, экранизировав роман Ричарда Форда о распаде семьи.

Кэри Маллиган и Джейк Джилленхол сыграли в «Дикой жизни» одни из своих лучших ролей.

1960-е, штат Монтана. Одноэтажная Америка, тоска и одновременно тихая поэзия провинциальной жизни. Джанетт Бринсон (Кэри Маллиган) и ее муж Джерри (Джейк Джилленхол) недавно переехали сюда вместе со своим четырнадцатилетним сыном Джо (Эд Оксенбульд). Джерри мечтал стать профессиональным игроком в гольф, но его карьера не сложилась, поэтому в гольф-клубе он всего лишь обслуживающий персонал. Довольно быстро его увольняют с новой работы — за то, что играл с клиентами за деньги. Джанетт когда-то трудилась школьной учительницей, но теперь занимается только домашним хозяйством. После увольнения мужа она предлагает взять содержание семьи на себя и окунается в водную стихию — учит взрослых плавать. Джерри предпочитает стихию огненную — наплевав на возмущение семьи, он уходит добровольцем в пожарный отряд: в Монтане горят леса. Мать в отместку заводит дружбу с немолодым, но богатым бизнесменом (Билл Кэмп). Семья на глазах у сына-подростка, подрабатывающего фотографом, начинает постепенно разваливаться.

Кино недели: «Дикая жизнь» Пола Дано

Кино недели: «Дикая жизнь» Пола Дано

«Дикую жизнь» многие посчитали лучшим фильмом последнего фестиваля независимого кино «Сандэнс». Слух о ярком режиссерском дебюте актера Пола Дано разлетелся по киномиру, и уже на каннский показ «Дикой жизни» в рамках параллельной программы «Неделя критики» практически невозможно было попасть — полтора часа в очереди прямо на проезжей части, и ты все равно оставался ни с чем. Возможно, кто-то, наслушавшись восторженных отзывов, в итоге разочаруется: ничего революционного в картине нет. Но «Дикая жизнь» действительно хороша — это фильм одновременно и умный, и зрительский, и классический, и нестаромодный, и горький, и светлый.

Сценарий, основанный на книге Пулитцеровского лауреата Ричарда Форда (в России известны его романы «Канада», «Спортивный журналист» и «День независимости»), Пол Дано написал вместе со своей девушкой Зои Казан. Внучка великого режиссера Элиа Казана шесть лет назад уже пробовала себя в качестве сценаристки: в нетривиальной лав-стори с элементами фантастики «Руби Спаркс», по-новому интерпретирующей миф о Пигмалионе и Галатее, Казан и Дано сами исполнили главные роли. В «Дикой жизни» Казан рефлексирует об отношениях мужчины и женщины уже вместе с бойфрендом (с которым на сей раз предпочла остаться за кадром). Любопытно, что так пессимистично смотрит на семью именно влюбленная пара. Впрочем, как еще могут оценивать мир интеллектуалы, которыми Пол Дано и Зои Казан, очевидно, являются? Будь Дано «попроще», он не снимался бы у Пола Томаса Андерсона («Нефть»), Паоло Соррентино («Молодость») или Стива Маккуина («12 лет рабства). Не играл бы трогательного Пьера Безухова в британском мини-сериале «Война и мир».

Восхищает и пара исполнителей главных ролей (впрочем, юный Эд Оксенбульд не сильно им уступает). Если Джейк Джилленхол знаком почти всем любителям кино, то Кэри Маллиган — одна из лучших актрис своего поколения — чуть менее известна. Маллиган чаще всего достаются роли в ретрокартинах, будь то «Гордость и предубеждение» Джо Райта, где она играла еще совсем молоденькой, «Воспитание чувств» Лоне Шерфиг или «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэнов. В «Дикой жизни», где экранного времени у нее больше, чем у Джилленхола, Кэри Маллиган показывает всю свою актерскую палитру: ее героиня то очаровывает, то раздражает, то вызывает сочувствие, то — осуждение, а порой и то, и другое одновременно.

Кино недели: «Дикая жизнь» Пола Дано

Кино недели: «Дикая жизнь» Пола Дано

«Дикая жизнь» — это, не в последнюю очередь, история взросления, причем нестандартная. Герой Эда Оксенбульда не проходит через невероятные испытания — он даже ни в кого не влюбляется. Он «домашний мальчик», полностью погруженный в жизнь своей семьи, в начале фильма вполне идиллическую. Ему совершенно не хочется бунтовать, в отличие, например, от героини модного романа Эммы Клайн «Девочки», сбегающей от опостылевшей матери, скуки и одиночества в секту-коммуну. Нет, свобода конца 1960-х еще только впереди, хотя поступки главной героини «Дикой жизни» уже ее и предвещают. Внутри Джо совершается тихая революция в тот момент, когда он осознает, что его родители и вообще все взрослые неидеальны. Нередко они не могут разобраться со своими чувствами, совершенно не понимают, как им поступить, руководствуются импульсами. Джо иногда кажется даже более взрослым, чем Джанетт и Джерри. Это открытие, которое рано или поздно совершает любой тинейджер, еще горше оттого, что результатом хаоса в головах родителей становится их разваливающийся брак. Конечно, не стоит списывать со счетов и социальную предопределенность — невозможность преодолеть проклятие бедности и стремление к той самой свободе, которое в итоге разрушает все связи.

Кино недели: «Дикая жизнь» Пола Дано

Пол Дано называет «Дикую жизнь» фильмом личным: «Меня интересует тема утраченной надежды, распада семьи и умения выживать, несмотря ни на что. Даже когда в нашей жизни происходит самое ужасное, мы находим в себе силы жить дальше. Семья остается семьей», — говорит Дано. Жить дальше позволяет в том числе искусство. Джо, работающий в фотоателье, делает семейный портрет, а Пол Дано снимает кино.

Кино недели: «Дикая жизнь» Пола Дано

18 октября 2018
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура