Культура

Арт-уикенд в Москве: дышащие скульптуры Вадима Космачёва

В Новой Третьяковке проходит ретроспективная выставка «Вадим Космачёв. Дыхание скульптуры» — советского, а позже австрийского и немецкого мастера, объединившего в своем творчестве наследие русского авангарда с технологическими инновациями новейшего времени.

Выставка в Третьяковской галерее — первый масштабный показ в России произведений художника, покинувшего страну в 1979 году.

Как пишет сам Вадим Космачёв в своей автобиографии, эмиграция в Австрию делит его жизнь на почти равные части: в Советском Союзе и на Западе. Родившись в 1938 году в семье военного летчика, он с ранних лет был окружен механизмами и техникой: игровыми площадками ему и его сверстникам служили разбитые самолеты, а воздушные шары, применяемые для отслеживания воздушных потоков на аэродромах, заменяли футбольные мячи. После войны он увлекся драматическим театром и авиамоделированием, и две эти страсти — к визуальному искусству и конструированию — объединились, когда он поступил в Московскую среднюю художественную школу, где учились дети артистической элиты того времени. Именно здесь он познакомился c будущими художниками московского андеграунда 1960-х: Львом Нусбергом, Александром Неждановым, Эдуардом Зелениным и другими. А пока, в 1950-е, он и его однокашники с замиранием сердца изучали произведения авангарда в запасниках Третьяковской галереи, которые тогда открылись для немногих избранных, зачитывались обэриутами, запрещенными Кафкой и Беккетом и устраивали спонтанные художественные акции в духе русских футуристов. Позже на факультете керамики Строгановского училища его педагогами были ученики Родченко, Веснина, Татлина, Мельникова и Эль Лисицкого, которые задали направление его собственных художественных поисков. Дипломная работа Космачёва — проект масштабного рельефа для одного из корпусов «Артека», — вызвавшая возмущение жюри, меж тем привлекла внимание организаторов выставки молодых московских художников и более того — получила восторженный отзыв в журнале «Декоративное искусство СССР».

Вадим Космачёв

Вадим Космачёв

Арт-уикенд в Москве: дышащие скульптуры Вадима Космачёва

В 1970-е годы Космачёв работал в тандеме с советскими архитекторами-модернистами, экспериментируя с пластическими и пространственными решениями. Одним из важнейших произведений этого периода стала абстрактная, соединяющая органические и индустриальные формы «Конструкта» (1975), установленная перед Государственной библиотекой Ашхабада в Туркменистане, авангардным зданием в духе архитектурной философии Ле Корбюзье, — подобного рода художественные «провокации» с большими оговорками разрешались вдали от столицы. В эти годы отношения с властями у Космачёва становятся все более напряженными, ряд его работ подвергаются обструкции, что в конце концов приводит к исключению его из Союза художников и лишению мастерской. Отъезду Вадима Космачёва из СССР в 1979 году предшествовали драматические перипетии в духе времени: общение с КГБ, отказ в выездной визе, последующее за этим открытое письмо Брежневу, которое усилиями друзей удалось передать в эфир немецкой радиостанции. (На выставке можно видеть работы из серии «Выездные документы» — панно с автопортретом и портретами жены и дочери в паспортной стилистике и картина, представляющая собой многократно увеличенную визу для членов семьи.)

«Конструкта» Вадима Космачёва перед Государственной библиотекой Ашхабада

«Конструкта» Вадима Космачёва перед Государственной библиотекой Ашхабада

Арт-уикенд в Москве: дышащие скульптуры Вадима Космачёва

Из серии «Выездные документы»

Из серии «Выездные документы»

В Европе, несмотря на первые годы безденежья и неустроенности, творческая судьба Вадима Космачёва сложилась на удивление удачно. Выиграв ряд открытых конкурсов на создание скульптур для публичных пространств, он получил заказы, которые привлекли внимание к его художественным экспериментам на стыке искусства и науки, биомеханики и новых технологий.

Экспозиция, расположенная на двух этажах Новой Третьяковки, поделена на две смысловые части. В ретроспективной представлены работы и модели 1970–2000-х годов — помимо моделей «Конструкты», сюда вошли оригиналы его фарфоровых и металлических «мобилей» (кинетических скульптур). «Перспективный» раздел составляют техноорганические произведения последних лет, особенность которых в том, что они сочетают в себе природные формы с современными технологиями. Для Вадима Космачёва крайне важно «живое» взаимодействие скульптуры с окружающей городской средой и с человеком. В этом разделе его философия проявлена не только в скульптурах и моделях («Сердце города», «Четыре цилиндра», «Дышащие формы», «Квадрат движения»), но и проектной живописи и графике, которые очень точно передают динамику будущих трехмерных объектов. Его формы действительно живут и дышат. Конечно, этому есть рациональное объяснение, но это как раз тот случай, когда стоит без него обойтись.

Арт-уикенд в Москве: дышащие скульптуры Вадима Космачёва

Арт-уикенд в Москве: дышащие скульптуры Вадима Космачёва

Арт-уикенд в Москве: дышащие скульптуры Вадима Космачёва

Детали
Выставка открыта до 19 августа
Новая Третьяковка, ул. Крымский Вал, 10

 

 

 

24 мая 2018
Инна Логунова для раздела Культура