В главное здание ГМИИ им. Пушкина из собрания музея д’Орсэ, что в Париже, привезли «Олимпию» — знаменитый шедевр импрессиониста Эдуарда Мане, наделавший в свое время много шума.
Выставка продлится до 17 июля,
а мы пока решили немного разобрать личность Эдуарда Мане и понять, почему его наследие важно потомкам.
Преинтересную вещь рассказал посол Франции в Москве Жан-Морис Рипер во время встречи с нами на открытии выставки. Оказывается, некогда купец Иван Морозов, который был одним из тех, кто собрал коллекцию галереи Западноевропейского искусства XIX-XX, экспонируемую ныне в Пушкинском музее, отказался покупать работы Мане, которые предлагали ему французы. Дескать, мелковато, не тот масштаб, не нужен нам этот странный художник. «Каждый может ошибаться», — задумчиво добавил посол, пересказав эту историю… И зрители отправились рассматривать картину.
«Олимпия» Эдуарда Мане — едва ли не самый знаменитый шедевр одного из основателей импрессионизма, написанный им в 1863 году, и с тех пор лишь однажды покидавший стены Музея д’Орсэ в Париже, предстает перед нами в окружении трех работ из собрания ГМИИ: картины «Королева (Жена короля)» Поля Гогена (1895 г.), полотна «Дама за туалетом, или Форнарина» Джулио Романо (нач. 1520-х гг.) и статуи Афродита Книдская скульптора Праксителя (копия римского времени с оригинала ок. 350 г. до н.э.). Затаив дыхание, мы рассматриваем ее, пытаясь разгадать эмоции во взгляде обнаженной дамы легкого поведения, и даже представить себе не можем, какой скандал разразился в 1865 году на Парижском салоне из-за этой вот бесстыдницы.
Критики в своих отзывах буквально разгромили картину, название которой лишь усугубляло ее «неприличие», ибо так звали одну из героинь романа (1848 г.) и одноименной драмы (1852 г.) Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Олимпия — антагонистка главной героини, блестящая, холодная, расчетливая. В Париже XIX века это имя какое-то время было нарицательным для всех дам ее профессии. Существует легенда, что перед картиной даже пришлось выставить вооруженную охрану, поскольку возмущенные посетители пытались ударить полотно тростями, бросать в него камни и даже плевать на картину в буквальном смысле этого слова.
Главная проблема, как вы понимаете, заключалась вовсе не в названии, а в том, что барышня, изображенная на ней, была не просто обнаженной, а именно голой. А это значит, свою одежду она сняла намеренно, бросив, тем самым, вызов обществу. У Мане Олимпия — проститутка, обслуживающая высший свет. Она возлежит на шелковистой поверхности виртуозно написанных белых тканей и смотрит на зрителя бесстыдно, в упор. И не просто смотрит, а словно спрашивает: «Вам что-то надо?». Тогда, в 1865 году, критики пришли в ужас и немедленно объявили картину порнографической, настоятельно порекомендовав родителям уберечь юных чад от такого зрелища, а организаторы Салона перевесили ее в самый дальний угол и едва ли не под потолок, чтобы все-таки не нанести ей повреждения.
Кстати, позировала художнику никакая не проститутка — его моделью была представительница парижской богемы, натурщица Викторина Меран, которую за ее миниатюрность в арт-кругах прозвали Креветкой. Ее Мане живописал чаще всего. Но давайте уже посмотрим, что он был за человек, Эдуард Мане, сумевший «поставить на уши» весь Париж.
Факт первый: Мане родился в относительно состоятельной буржуазной семье чиновника Министерства юстиции и крестницы шведского короля, и был старшим из троих братьев. От карьеры юриста, как того желал папаша, отказался, зато мечтал учиться живописи, доводя родителя до безумия вот этими своими устремлениями. Через некоторое время тот сдался и отправил наследника в Академию живописи, но и тут случились проблемы…
Эдуард, будучи свободолюбивым бунтарем по натуре, категорически отказывался рисовать события из Библии, мифов и истории, все эти пасторали казались ему неестественными и лживыми. Он мечтал изображать самых обычных людей в обычной жизни: посещающих оперу, развлекающихся на пикниках или флиртующих в барах.
Факт второй: Когда-то на Гранрю де Батиньоль, 11 (впоследствии авеню де Клиши) находилось знаменитое Café Guerbois, где несколько лет подряд собирались импрессионисты. По четвергам и воскресеньям Эдуард Мане устраивал здесь оживленные дискуссии. Посетители его любили — Мане был веселым, добродушным, щедрым человеком, остроумным и блестящим рассказчиком. В дискуссиях принимали участие Эмиль Золя, Эдгар Дега, Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислей, иногда Поль Сезанн и Камиль Писсарро. К сожалению, «Гербуа» больше не существует, зато в Национальной галерее искусства Вашингтона хранится рисунок Эдуара Мане «В кафе «Гербуа».
Факт третий: В 1870 году в том самом «Гербуа» случилась дуэль: дискуссия между Мане и критиком Эдмоном Дюранти закончилась тем, что второй был ранен. И это при том, что парни долгое время дружили и частенько вместе выпивали. Дело было так: Дюранти написал едкую критическую заметку на очередное творение Мане. Художник, казалось бы, за многие годы привыкший к критике, от друга терпеть ее не стал. Сначала, встретив Дюранти в «Гербуа», двинул ему по лицу, а потом, совершенно не удовлетворившись, еще и сатисфакции потребовал. В виде дуэли. Дрались на шпагах, хотя оба фехтовать не умели. Видимо, не давало покоя мушкетерское наследие. Мане оказался проворнее и ранил бывшего друга в грудь. К счастью, не сильно. После этого мужчины обменялись рукопожатиями и, перевязав рану Дюранти, пошли выпивать в кафе. Все-таки мужчины — очень странные люди.
Факт четвертый: Эдуард Мане, хоть и был прочно женат на голландке Сюзанне Леенхоф, за женщинами «волочился» безо всякого стыда и ложной скромности, предпочитая помоложе и с непременно аппетитными формами. Его тяга к чувственным наслаждениям привела к тому, что в 1870 году у художника была диагностирована последняя стадия сифилиса, из-за которой его ноги постоянно болели и даже немели. Обнаружив болезнь, он лечился как мог, но было уже поздно — в 1883-м развилась гангрена, ногу ампутировали в отчаянной попытке спасти ему жизнь, но через 11 дней Мане все-таки умер.
Suzanne Leenhoff
Факт пятый: За год до смерти Эдуард Мане удостоился ордена Почетного легиона, высшей гражданской награды Франции. А после смерти его провозгласили основателем импрессионизма, хоть он и не выносил этот термин. Ведь именно он, после того, как знаменитый французский Салон отказался выставлять работы импрессионистов, в 1874 году организовал собственную выставку, бросив академикам вызов, после чего заявил: «Я войду в Салон через главный вход!» И это, как видим, действительно, произошло.
Детали от Posta-Magazine
Ул. Волхонка, 12
Выставка продлится до 17 июля 2016 года