Рассказываем о главных выставках октября в Москве, которые нельзя пропустить.
Перформансы Йоко Оно, первые русские авангардисты, а также встреча Востока и Запада в послевоенном европейском абстракционизме — об этих и других выставках в традиционном арт-обзоре месяца.
«Импрессионизм и испанское искусство»
Музей русского импрессионизма
10 октября-26 ноября
Возникнув во второй половине XIX века во Франции, импрессионизм распространился по всей Европе, но, пожалуй, наиболее сильное влияние он оказал на испанских художников — возможно, импрессионистическая радость жизни, стремление получать удовольствие от ее изменчивости, любование повседневностью оказались особенно близки испанскому национальному характеру. Масштабная выставка в Музее русского импрессионизма представит порядка шестидесяти живописных работ, а также скульптуру и графику из более десятка лучших музеев Испании и частных коллекций. В экспозицию войдут как лидеры испанского искусства рубежа XIX-XX веков, среди которых Игнасио Сулоага и Хоакин Соролья, так и менее известные художники, чье творчество развивалось в непосредственном контакте с французскими импрессионистами — многие испанцы в 1880-х участвовали в первых выставках нового мятежного искусства во Франции. Среди отобранных для проекта художников значится и один из лидеров романтического ориентализма Мариано Фортуни, отец знаменитого дизайнера Мариано Фортуни.
«Йоко Оно. Небо всегда ясное»
15 октября-24 ноября
Московский музей современного искусства
Художник, музыкант, политическая активистка — начиная с 1960-х Йоко Оно внесла важнейший вклад в развитие концептуального искусства, перформанса, хэппенинга и видеоарта. Рефлексия о том, что такое искусство и как оно проявляет себя в обществе и на личностном уровне, сочетается в ее творчестве с осмыслением экзистенциальных вопросов в традициях восточной философии и дзен-буддизма. В этом отношении Йоко Оно — это в буквальном смысле органичное соединение Востока и Запада. Ее персональная выставка в MMOMA пройдет в рамках фестиваля-школы «Территория», в центре внимания окажется многолетняя серия «Инструкции», начатая в 1960-е годы. «Инструкции» могут быть в буквальном смысле текстовыми указаниями и побуждениями к некоему действию, а могут принимать форму объектов, которые вступают в невербальную коммуникацию со зрителем, провоцируя ту или иную реакцию и взаимодействие с ними. Так, вам, например, будет предложено указать место на карте, куда в обозримом будущем должен прийти этот мир, или сыграть шахматную партию на доске, где нет черных клеток. Также на выставке покажут видеоарт Йоко Оно и реэнэктменты ее классических перформансов.
Фото: ©Tate, Image Matt Greenwood, Minoru Niizuma ©Yoko Ono
«Союз молодежи. Русский авангард 1909-1914»
Еврейский музей и центр толерантности
24 октября-19 января
Один из самых ожидаемых выставочных проектов этого года, уже показанный в Русском музее, открывается в Москве в Еврейском музее и центре толерантности. Основанный в Петербурге «Союз молодежи» стал первым в России официально зарегистрированным объединением художников-авангардистов, в котором участвовали Казимир Малевич, Ольга Розанова, Елена Гуро, Михаил Матюшин, Владимир Татлин, Павел Филонов и многие другие художники. В числе шедевров выставки — «Усовершенствованный портрет И.В. Клюна» работы Казимира Малевича, «Пир королей» Павла Филонова, «Лучистый пейзаж» Михаила Ларионова. Всего будет показано более 80 работ, охватывающих все художественные стили того времени, от символизма до кубофутуризма, и, что особенно важно, задавшие вектор развития последующих авангардистских течений.
«Василий Поленов»
Новая Третьяковка
17 октября-16 февраля
Третьяковская галерея продолжает цикл ретроспектив важнейших русских художников. На этот раз — Василий Поленов, отмечающий в этом году 175-летний юбилей. Известный широкой публике как автор хрестоматийных лирических пейзажей «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд», Поленов на своем творческом пути увлекался самыми разными направлениями: проявил себя в театре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Он оформлял постановки Абрамцевского кружка, Русской частной оперы С.И. Мамонтова и Большого театра, впервые применив в русской сценографии «принцип единой картины» — одной большой фоновой декорации взамен сложносочиненных кулис. Как архитектор Василий Поленов соединял традиции древнерусского и западноевропейского романского зодчества с модерном. Центральное место в выставке отдано под серию работ, созданных художником во время путешествия на Ближний Восток в 1881-1882 годах— его паломничества по евангельским местам, которые он считал должным посетить. Здесь же будет представлена ставшая предметом споров и обсуждений картина «Христос и грешница», в которой Поленов, показывая земной путь Христа, пытается доискаться до «исторической правды». Вошли в экспозицию и жанровые, и портретные произведения — одним словом, почти все, что нужно увидеть у одного из любимейших русских художников.
«Шухов. Формула архитектуры»
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева
22 октября-19 января
Крупнейший за последние двадцать пять лет показ творчества Владимира Шухова (семь залов и 300 экспонатов!) продемонстрирует его инженерный и архитектурный гений во всем разнообразии. В центре внимания кураторов — два главных новаторских изобретения Шухова: стальные сетчатые перекрытия и сооружения гиперболоидного типа, которые во многом определили новую европейскую архитектурную эстетику рубежа XIX-ХХ веков. В его работах архитектура и инженерия взаимозависимы, одна невозможна без другой: оригинальность внешней формы проистекает из наиболее оптимального инженерного решения, а форма, в свою очередь, открывает глазу распределение нагрузок в конструкции. Эволюция гиперболоида предстанет в многочисленных вариациях, среди которых как ажурные водонапорные башни, так и опоры линии электропередач НИГРЭС на Оке. Также выставка расскажет о нефтяных разработках Шухова, заложившего основы нефтяной промышленности в России. Отдельно стоит упомянуть 3D-фильм, составленный из фотографий, сделанных самим Шуховым, в которых он фиксировал повседневную жизнь России своего времени.
«Восточный джаз / East West Jazz»
1 октября-15 ноября
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Главное здание
На рубеже XIX-XX веков знакомство европейских художников, воспитанных на греко-римском наследии, с искусством Востока — с иными принципами построения композиции, яркой цветовой палитрой и в целом совершенно другим взглядом на мир и человека — перевернуло их сознание, пытливо искавшее новых художественных форм. Истоки европейского абстракционизма во многом лежат в увлечении восточным искусством, что и призвана продемонстрировать выставка в Главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина. В одной экспозиции объединятся более трех десятков среднеазиатских халатов и тканей из собрания коллекционера и филантропа Александра Клячина и более двадцати живописных работ послевоенной абстрактной живописи, принадлежащих швейцарскому коллекционеру и меценату Жану Клоду Гандюру. Но Пушкинский музей не был бы Пушкинским музеем, если бы не включил в проект безусловные международные хиты из крупнейших музеев: в экспозиции будут представлены работы таких звезд, как Александр Колдер, Лучо Фонтана, Джоан Митчелл и Даниель Бюрен из собраний Центра Помпиду, парижского Музея современного искусства и других авторитетных коллекций.