Культура

Девять с половиной фильмов 70-го Каннского кинофестиваля

С 17 по 28 мая пройдет юбилейный, 70-й Каннский кинофестиваль — главный киносмотр в мире. О том, какие фильмы стоит ждать с особенным нетерпением, — в обзоре Posta-Magazine.

У российских киноманов есть повод для гордости: в основном конкурсе участвует новый фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь», а во вторую по значимости программу «Особый взгляд» отобрана «Теснота» Кантемира Балагова.

Девять с половиной фильмов 70-го Каннского кинофестиваля. Режиссер Педро Альмодовар

В этом году председателем жюри впервые в каннской истории назначен испанец — культовый режиссер Педро Альмодовар. В начале 1990-х он уже входил в коллегию судей, возглавляемую тогда Жераром Депардье, а его картины пять раз участвовали в основном конкурсе фестиваля. «Дурное воспитание» и вовсе открывало смотр в 2004 году, однако ни один из фильмов Альмодовара не завоевал главного приза — «Золотой пальмовой ветви». Но, разумеется, совсем без внимания его работы не остались: «Все о моей матери» получил награду за лучшую режиссуру, а «Возвращение» — за лучший сценарий и лучшую актрису (трофей тогда разделили сразу шесть исполнительниц ключевых ролей).

Таким образом, Альмодовара можно считать знаковой для Каннского фестиваля персоной. Решения он будет принимать совместно со звездной командой, состоящей из режиссеров Марен Аде, Пака Чхан Ука и Паоло Соррентино, актеров Уилла Смита, Джессики Честейн и Фань Бинбин, композитора Габриэля Яреда, актрисы, режиссера и сценариста Аньес Жауи.

Вердикты каннского жюри — главная интрига фестиваля, традиционно не обходящегося без идеологических противоречий: решения о присуждении тех или иных наград не раз вызывали если не возмущение, то как минимум недоумение критиков и киноманов. После ухода в 2014 году с поста президента фестиваля легендарного Жиля Жакоба критике подвергались судейства и братьев Коэн, и Джорджа Миллера и его коллег. Вероятно, при Жакобе Канн выстраивал свою позицию гораздо более четко: поддерживать самых талантливых режиссеров и формировать кинематограф будущего. Очевидно, что бывший президент тщательно подходил к выбору жюри, приглашая в него достаточное количество людей с близкими ему взглядами на кинематограф. Не исключено, что он даже отдельно обсуждал с председателями жюри политику Каннского фестиваля.

Неслучайно с 26 апреля по 28 мая Французская синематека в Париже проводит посвященную юбилею ретроспективу под названием «Каннский фестиваль: скандалы и споры», где покажут ленты в диапазоне от «Сладкой жизни» Феллини до «Автокатастрофы» Кроненберга и «Бурого кролика» Винсента Галло. Скандалы и споры действительно всегда шли рука об руку с Канном, в фокус которого неизменно попадает новаторское, экспериментальное кино. Наверняка не обойдется без них и смотр 2017 года: откровений стоит ждать не только от каннских «генералов», но и от их пока менее известных коллег.

Кстати, предфестивальный скандал, не связанный, правда, напрямую с кино, уже произошел. Критике подвергся официальный каннский постер, на котором изображена Клаудия Кардинале. Недовольство некоторых журналистов и пользователей соцсетей было связано с ретушью фото: талия и ноги актрисы уменьшились в размерах по сравнению с оригинальным кадром. Впрочем, сама кинодива ничего страшного в этом не видит, несмотря на свои феминистские взгляды.

О программе

«Нелюбовь», режиссер Андрей Звягинцев

Андрея Звягинцева, получившего международное признание после победы его дебютного «Возвращения» на Венецианском кинофестивале, очень быстро «переманили» в Канн. Здесь Константин Лавроненко был назван лучшим актером за «Изгнание», здесь «Елену» наградили специальным призом в рамках программы «Особый взгляд», наконец, здесь «Левиафану» присудили премию за лучший сценарий. Шедший в начале своей карьеры по стопам Тарковского, Звягинцев внезапно стал одним из немногих российских режиссеров, снимающих честное социально-политическое кино, при этом универсальное с точки зрения экзистенциальных вопросов, которые оно затрагивает. За это его и ценят в мире: «Нелюбовь» уже купили для проката все европейские страны.

Над своей новой картиной Андрей Звягинцев работал с уже хорошо знакомой по предыдущим проектам командой: сценаристом Олегом Негиным, оператором Михаилом Кричманом, продюсерами Александром Роднянским и Сергеем Мелькумовым, а также с новичком в этой компании, меценатом Глебом Фетисовым. Картина снята без финансовой помощи государства, за которой даже не обращались: фильм финансировали шесть компаний из восьми стран. В главных ролях заняты актриса театра «Сатирикон» Марьяна Спивак и Алексей Розин (он снимался в «Елене» и «Левиафане»). О сюжете, вдохновленном, по словам Звягинцева, «Сценами из супружеской жизни» Ингмара Бергмана, известно следующее: семейная пара, в которой оба нашли новую любовь, переживает тяжелый развод, что становится причиной пропажи 12-летнего сына.

Девять с половиной фильмов 70-го Каннского кинофестиваля. «Нелюбовь», режиссер Андрей Звягинцев

«Кроткая», режиссер Сергей Лозница

Еще один фильм Каннского фестиваля, за который будут болеть в России, хотя формально российским он не является. Сергей Лозница родился в Белоруссии, но называют его обычно режиссером украинским. Учился во ВГИКе, эмигрировал в Германию, а фильмы снимал чаще всего про Россию и СССР.

Лозница в первую очередь документалист: совсем недавно в наш прокат вышел его «Аустерлиц», посвященный современным экскурсиям в нацистские лагеря смерти. Неигровые ленты режиссера, будь то «Аустерлиц», «Майдан» или, например, «Событие», рассказывающий о путче 1991 года, объединены общими используемыми приемами: Лозница будто бы полностью отстраняется от происходящего, не давая никаких комментариев и позволяя стихии толпы заполнить все пространство фильма.

В основной конкурс Каннского фестиваля попадали обе игровые картины режиссера, «Счастье мое» и «В тумане». Последняя была отмечена престижным призом Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ.

«Кроткая» — снятый по одноименной повести Достоевского фильм, в производстве которого принимали участие Франция, Россия, Латвия, Литва, Нидерланды и Германия. Впрочем, к классической истории о несчастливом браке ростовщика средних лет и совсем юной девушки, бедной сиротки, картина, судя по всему, имеет отношение весьма отдаленное. Действие перенесено в современность и разворачивается в тюрьме и ее окрестностях. Главную роль исполнила Василина Маковцева из культового екатеринбургского «Коляда-театра», каждый год собирающего аншлаги на московских гастролях. Оператором вновь выступил Олег Муту из Румынии, также известный по работе с обладателем «Золотой пальмовой ветви», румынским режиссером Кристианом Мунджиу.

Девять с половиной фильмов 70-го Каннского кинофестиваля. «Кроткая», режиссер Сергей Лозница

«Роковое искушение» (The Beguiled), режиссер София Коппола

Дочь Фрэнсиса Форда Копполы, София Коппола, тоже становится «фирменным» каннским режиссером: «Роковое искушение» — ее шестая полнометражная работа и третье участие в конкурсной программе. Правда, «Элитное общество» соревновалось в «Особом взгляде», а лучшей ее картину («Где-то») пока признавали только на смотре в Венеции.

Коппола — автор одного из самых тонких современных фильмов о любви «Трудности перевода» с Биллом Мюрреем и Скарлетт Йоханссон, сценарий к которому в 2003 году был удостоен «Оскара». Она обладает удивительным талантом насыщать ленты воздухом и нежностью, который сочетается в ней с даром сатирика. Впрочем, судя по ее дебютным «Девственницам-самоубийцам», саспенс и разлитая в пространстве тревога ей тоже неплохо удаются. Все эти способности наверняка нашли свое отражение в «Роковом искушении» — ремейке одноименной (в оригинале — The Beguiled) картины Дона Сигела с Клинтом Иствудом в главной роли, основанной на романе Томаса Куллинана.

Лента рассказывает о том, как в годы Гражданской войны в США раненый солдат армии северян попадает в закрытый пансион для девушек в штате Миссисипи. Вскоре атмосфера начинает накаляться: на любовь главного героя — врага — будут претендовать и невинная учительница, и распутная ученица, и директор пансиона, и даже 13-летняя девочка. По крайней мере, так было в оригинальном фильме. Солдата у Копполы играет Колин Фаррелл, перед которым стояла весьма непростая актерская задача: переплюнуть сногсшибательного в этой роли Иствуда почти нереально. Женские роли исполнили Николь Кидман, Кирстен Данст, Эль Фаннинг и Ангури Райс из прошлогодних «Славных парней».

Девять с половиной фильмов 70-го Каннского кинофестиваля. «Роковое искушение» (The Beguiled), режиссер София Коппола

«История семьи Майровиц» (The Meyerowitz Stories), режиссер Ной Баумбах

Независимый американский режиссер Ной Баумбах впервые попал в основной каннский конкурс, и это радует:
иногда после серьезной драмы или радикального киноэксперимента хочется увидеть ироничную комедию в стиле американского «Сандэнса». Но ирония Баумбаха нередко бывает злой и нелицеприятной: на героев его «Гринберга» или «Кальмара и кита» порой неловко смотреть — такие несуразности они творят, такие глупости говорят. Вместе с тем именно Баумбах в соавторстве со своей музой Гретой Гервиг создал любимую многими ленту «Милая Фрэнсис» — черно-белую историю а-ля французская новая волна, посвященную инфантильной девушке, которая никак не приведет свою жизнь в порядок. Цинизма в картине нет совсем — только море обаяния.

В «Истории семьи Майровиц» речь идет о не слишком дружном семействе, которое, чтобы отпраздновать творческие успехи его главы, собирается в Нью-Йорке. В ролях любимый Баумбахом Бен Стиллер, Адам Сэндлер, Эмма Томпсон и Дастин Хоффман.

Девять с половиной фильмов 70-го Каннского кинофестиваля. «История семьи Майровиц» (The Meyerowitz Stories), режиссер Ной Баумбах

«Убийство священного оленя» (The Killing of a Sacred Deer), режиссер Йоргос Лантимос

Еще один конкурсный фильм, в котором экранными партнерами стали Колин Фаррелл и Николь Кидман. У последней на фестивале представлены целых четыре работы: из неназванных — внеконкурсные «Как разговаривать с девушками на вечеринках» Джона Кэмерона Митчелла и второй сезон сериала Джейн Кэмпион «Вершина озера».

«Клык» грека Йоргоса Лантимоса в 2009 году завоевал главную премию каннской программы «Особый взгляд», а «Лобстер», так и не выпущенный в российский прокат, в 2015-м получил приз жюри основного конкурса. В идиллической с точки зрения туриста Греции в последние годы сформировалась своя новая греческая волна, она же странная волна. Это действительно очень странное, ни на что не похожее, шокирующее кино, которое пристально разглядывает человека и далеко не всегда видит в нем хорошее. Йоргос Лантимос с его абсурдными, оригинальными сюжетами и натуралистичными деталями — главный режиссер этого направления и, возможно, всего современного греческого кино вообще.

Девять с половиной фильмов 70-го Каннского кинофестиваля. «Убийство священного оленя» (The Killing of a Sacred Deer), режиссер Йоргос Лантимос

«Убийство священного оленя» — вторая англоязычная картина режиссера и второе сотрудничество с Колином Фарреллом. Но идти на поводу у Голливуда и отказываться от собственной индивидуальности Лантимос явно не собирается. О сюжете мы имеем скудные сведения: Фаррелл играет благополучного хирурга, которого пытается сделать членом своей семьи некий подросток. Закончится это, вероятно, какой-то жертвой. Также есть информация о том, что «Убийство священного оленя» — психологический триллер с элементами фантастики, вдохновленный трагедией Еврипида. Зная Лантимоса, можно с уверенностью сказать одно: челюсть у зрителей отвиснет не раз.

«Молодой Годар» (Le Redoutable), режиссер Мишель Хазанавичус

«Молодой Годар» посвящен роману между режиссером Жан-Люком Годаром и актрисой, внучкой писателя Франсуа Мориака Анной Вяземски, произошедший на съемках картины «Китаянка» в 1967 году. Оба героя фильма, прожившие в браке 12 лет, живы.
Вяземски не снимается с 1988 года, но после этого много работала как сценарист и режиссером на телевидении. Годар, как известно, творчески активен и даже несколько лет назад разделил каннский приз с молодым и модным канадцем Ксавье Доланом.

При написании сценария Мишель Хазанавичус опирался на автобиографию Анны Вяземски, а главные роли в фильме исполняют почти неузнаваемый любимец публики Луи Гаррель и бесстрашная Стейси Мартин из «Нимфоманки» Ларса фон Триера. На экране также предстанет постоянная актриса и по совместительству жена Хазанавичуса Беренис Бежо: она сыграет режиссера и сценариста Мишель Розье. При этом «Молодой Годар», похоже, будет комедией, а на территории комедии, пусть местами печальной, Хазанавичус гораздо более убедителен, чем на территории драмы. По крайней мере, его посвященный чеченской войне «Поиск», тоже показанный в Канне, вызвал у критиков лишь недоумение. Забавный же, щемящий и изобретательный черно-белый немой мюзикл «Артист» сначала принес Жану Дюжардену каннскую «Пальму» за лучшую мужскую роль, а потом удостоился пяти «Оскаров», в том числе за лучший фильм года.

Кстати, «Молодой Годар» — не единственная в конкурсе французская лента, рассказывающая историю любви реальных людей. «Роден» мэтра Жака Дуайона с каннским лауреатом Венсаном Линдоном повествует об отношениях скульптора Огюста Родена и его ученицы и музы Камиллы Клодель.

Девять с половиной фильмов 70-го Каннского кинофестиваля. «Молодой Годар» (Le Redoutable), режиссер Мишель Хазанавичус

«Мир, полный чудес» (Wonderstruck), режиссер Тодд Хейнс

Новая картина американца Тодда Хейнса, утонченного стилиста и знатока истории XX века, автора завораживающих и психологически точных ретромелодрам «Кэрол» и «Вдали от рая». «Мир, полный чудес», в котором среди прочих заняты Джулианна Мур и Мишель Уильямс, снимал постоянный оператор Хейнса Эдвард Лахман, а в основу сюжета легла детская книга Брайана Селзника. Другой его роман экранизировал Мартин Скорсезе, назвав адаптацию «Хранителем времени».

В романе Селзника две истории рассказаны разными способами: одна — с помощью картинок (автор выступил и как иллюстратор), другая — словами. В конце эти параллельные линии сходятся. Выбор художественного метода отчасти определил сюжет: одна из героинь, девочка Рози, глухая. Она живет в Нью-Джерси 1927 года, но сбегает в Нью-Йорк, где на сцене блистает ее кумир — актриса Лилиан Мейхью. Второй центральный персонаж слышит, но лишь одним ухом: Бен обитает в Миннесоте 1977 года, его мать умерла, а отца он никогда не знал, но очень хочет выяснить о нем хоть что-нибудь. Любопытно увидеть, как Хейнс справился с задачей передать особенности книги, да и сам выбор в качестве ориентира детской истории кажется для него весьма необычным.

Девять с половиной фильмов 70-го Каннского кинофестиваля. «Мир, полный чудес» (Wonderstruck), режиссер Тодд Хейнс

«Хеппи-энд» (Happy End), режиссер Михаэль Ханеке

Австриец Михаэль Ханеке — без сомнения, один из важнейших режиссеров настоящего времени и к тому же двукратный обладатель «Золотой пальмовой ветви» за картины «Белая лента» и «Любовь». Мизантроп, исследователь насилия и жестокости, он иногда буквально пытает своих зрителей. А зрители терпят: настоящее искусство того стоит. Даже самая теплая его лента «Любовь» вынимает из нас всю душу: она посвящена физическому и ментальному угасанию пожилой женщины в исполнении Эммануэль Рива, о которой заботится ее муж (Жан-Луи Трентиньян). В «Хеппи-энде» Ханеке вновь снял и Трентиньяна, и одну из своих постоянных актрис Изабель Юппер. Компанию им составили Матье Кассовиц и Тоби Джонс. Несмотря на название, ждать оптимизма от фильма не приходится: здесь на фоне миграционного кризиса разворачивается личная драма героев — обитателей французского портового города Кале.

Девять с половиной фильмов 70-го Каннского кинофестиваля. «Хеппи-энд» (Happy End), режиссер Михаэль Ханеке

«Двуличный любовник» / «Двойной любовник» (L’amant double), режиссер Франсуа Озон

Франсуа Озон, режиссер, с которым у многих в первую очередь ассоциируется французское кино последних 20 лет, отобран в основной конкурс фестиваля только в четвертый раз. При этом ни «Бассейн», ни «Время прощания», ни «Молода и прекрасна» в Канне ничего не выигрывали. Возможно, Озону повезет на этот раз, тем более что он этого достоин: всегда неожиданный, небанальный и при этом безоговорочно узнаваемый. Озон, как и председатель жюри Педро Альмодовар, считается, во-первых, несравненным знатоком женской души, а во-вторых — великолепным стилистом, который блестяще оперирует штампами массовой культуры. Не исключено, что эта художественная близость двух режиссеров приведет, наконец, к премиям. В «Двуличном любовнике» Озон вновь задействовал Марину Вакт из «Молода и прекрасна» и Жереми Ренье из «Криминальных любовников» и «Отчаянной домохозяйки», которые предстанут в образах психоаналитика и его клиентки, связанных близкими и опасными отношениями.

Девять с половиной фильмов 70-го Каннского кинофестиваля. «Двуличный любовник» / «Двойной любовник» (L’amant double), режиссер Франсуа Озон

Откроют фестиваль «Призраки Исмаэля» Арно Деплешена. В основном конкурсе также покажут новые ленты Фатиха Акина, Пон Чжун Хо, Робина Кампильо, Хон Сан Су, Наоми Кавасэ, Корнеля Мундруцо, Линн Рэмси, Бенни и Джоша Сафди, Рубена Эстлунда.

Девять с половиной фильмов 70-го Каннского кинофестиваля. «Призраки Исмаэля» Арно Деплешена

Множество интересных картин представлено и в программе «Особый взгляд»: среди них есть еще одна российская лента — «Теснота» Кантемира Балагова, ученика Александра Сокурова.

Девять с половиной фильмов 70-го Каннского кинофестиваля. «Теснота» Кантемира Балагова

Как всегда, громкими именами привлекает и параллельная секция «Двухнедельник режиссеров». На это раз в нее отобраны прошлогодний участник основного конкурса Брюно Дюмон с мюзиклом про Жанну д’Арк, литовский мастер медленного кино Шарунас Бартас, а также Абель Феррара, Клер Дени, Амос Гитай, Филипп Гаррель, перспективные независимые американцы Шон Бейкер и Хлое Чжао и многие другие.

Вне конкурса продемонстрируют свежую картину классика Романа Поланского «Основано на реальных событиях» с Евой Грин, Эмманюэль Сенье и Венсаном Пересом, триллер о жизни молодой писательницы в кризисе и ее загадочной поклонницы.

Конечно, одним из главных событий фестиваля станет показ первых серий нового сезона «Твин Пикса» Дэвида Линча. Всего режиссер приготовил для зрителей 18 эпизодов. К актерскому составу этого культового сериала 1990-х присоединились Наоми Уоттс, Майкл Сера, Моника Беллуччи, Аманда Сайфред, Скай Феррейра, Лора Дерн, Тим Рот, Дженнифер Джейсон Ли, Джеймс Белуши, Беренис Марло, молодая жена Линча Эмили Стоуфл и многие другие. В общем, проще сказать, кого там не будет.

Девять с половиной фильмов 70-го Каннского кинофестиваля. «Твин Пикс» Дэвида Линча

Также в программе заявлен загадочный проект Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Плоть и песок» (Carne y Arena), в котором мексиканец и его постоянный оператор, оскароносный Эммануэль Любецки, экспериментируют с виртуальной реальностью.

Девять с половиной фильмов 70-го Каннского кинофестиваля. Барни Стинсон: «Это будет легендарно!»

Одним словом, как говорил герой сериала «Как я встретил вашу маму» Барни Стинсон: «Это будет легендарно!»

 

 

 

10 мая 2017
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура