Культура

Арт-уикенд в Москве: Анатолий Зверев. Праздник, который всегда

Кажется, совсем недавно состоялось торжественное открытие частного Музея AZ, посвященного легендарному шестидесятнику Анатолию Звереву, и вот он уже отмечает трехлетие — масштабным выставочным проектом «Зверев-gala».

На выставке представлены лучшие работы Анатолия Зверева из собрания музея, которое насчитывает более 1500 произведений.

«Зверев-gala» — седьмой выставочный проект музея, каждый из которых за эти три года строился вокруг того или иного аспекта или темы творчества Анатолия Зверева: штудий животных, иллюстраций к сказкам Андерсена, образов Дон Кихота или же натюрмортов и абстракций. Музей не имеет постоянной экспозиции — в скромном по размерам трехэтажном здании на 2-й Тверской-Ямской ее просто негде разместить. Изначально здесь придумали концепцию «изосериала» — и надо сказать, по всем законам жанра и хорошей драматургии, каждая новая выставка, будучи законченным и цельным высказыванием, неизменно порождала детское любопытство: а что дальше? Что они еще придумают? В каждой серии появлялись новые персонажи — как современники Анатолия Зверева, так и актуальные художники, а пространство каждый раз преобразовывалось почти до неузнаваемости. Видеоинсталляции, которые музей создает для своих выставок, — традиционно сильная и заслуживающая отдельного внимания их часть.

Арт-уикенд в Москве: Анатолий Зверев. Праздник, который всегда

Арт-уикенд в Москве: Анатолий Зверев. Праздник, который всегда

День рождения — это праздник. Анатолий Зверев — это праздник, который всегда. Этой логике подчинена концепция проекта «Зверев-gala», вторая часть в названии которого на французском как раз и означает «торжество». Фейерверк эмоций, взрыв цвета, детское удивление и жажда жизни — все это частицы зверевской ДНК. В праздник можно позволить себе немного расслабиться и уйти от концепций — тем более что и сам Зверев не укладывается в жесткие рамки классификаций. Его причисление к шестидесятникам, второй волне русского авангарда довольно условно — он всегда был сам по себе, в стороне от течений и групп. Выставка представляет более 250 работ в разных жанрах: здесь и портреты, и пейзажи, и абстракции, и совершенно неожиданные циклы супрематических композиций и графики. Кроме того, музей впервые показывает иллюстрации Зверева к гоголевским «Запискам сумасшедшего», созданные в 1955 году, — которые режиссер-мультипликатор Михаил Алдашин оживил, превратив в анимационный фильм. «Эх, планы-аэропланы! Вполне из меня мог бы получиться Гоголь, а получился гоголь-моголь», — в этой небрежно брошенной фразе, использованной в оформлении этого раздела выставки, весь Зверев. Он кочевал по квартирам приятелей, попутно оставляя им рисунки в благодарность за ночлег; не всегда имея достаточно денег на краски, рисовал чем придется — свеклой, глиной, спитым кофе и чаем; не получив систематического художественного образования, был, по сути, самоучкой, назначившим себе в учителя великого Леонардо.

Арт-уикенд в Москве: Анатолий Зверев. Праздник, который всегда

Арт-уикенд в Москве: Анатолий Зверев. Праздник, который всегда

Арт-уикенд в Москве: Анатолий Зверев. Праздник, который всегда

По воспоминаниям друзей, он любил эпатировать, сочинял совершенно невероятные байки, рассказывая их с абсолютной серьезностью — только озорной огонек в глазах позволял заподозрить в истории небылицу. Людей он чувствовал на самом тонком, метафизическом уровне — одного быстрого взгляда на его портреты достаточно, чтобы это понять. Портреты в исполнении Зверева — не психологические, а без преувеличения визионерские: передают то, что нельзя описать словами, — ауру человека, если хотите, схватывая при этом — всего несколькими штрихами — характерные особенности мимики, жестов, настроения в эту конкретную минуту. Зверев — поэт, который видит «по ту сторону» вещей. Неслучайно его большой любовью стала Оксана Асеева, вдова поэта Серебряного века Николая Асеева. Когда они встретились, ему было 37, ей 70, что не мешало ему видеть в ней непреходящую красоту юной девушки с нежными вьющимися локонами белокурых волос — именно такой она предстает на многочисленных портретах — и прожить вместе семнадцать лет до самой ее смерти.

Арт-уикенд в Москве: Анатолий Зверев. Праздник, который всегда. Анатолий Зверев:
Женский портрет. 1968; Супрематическая композиция. 1958

Анатолий Зверев

Женский портрет. 1968

Супрематическая композиция. 1958

Арт-уикенд в Москве: Анатолий Зверев. Праздник, который всегда. Анатолий Зверев:
Автопортрет с сигаретой. 1956; Портрет Оксаны Асеевой. 1969

Анатолий Зверев

Автопортрет с сигаретой. 1956

Портрет Оксаны Асеевой. 1969

Арт-уикенд в Москве: Анатолий Зверев. Праздник, который всегда. Анатолий Зверев:
Супрематическая фигура. 1950-е; Супрематическая композиция. 1959

Анатолий Зверев

Супрематическая фигура. 1950-е

Супрематическая композиция. 1959

Перемещаясь по выставке, то и дело ловишь себя на мысли, что с каждой новой работой знакомишься с «другим» Зверевым, отличным от того, на которого смотрела еще минуту назад. Лиричный и ироничный, беззаботный ребенок и мудрый библейский старец, он предельно искренен и обнажен перед миром во всех своих проявлениях. Без этого невозможен большой художник, и это главное, что нужно знать об Анатолии Звереве.

Детали
Выставка открыта до 20 января 2019 года
Музей Анатолия Зверева / Музей AZ, 2-я Тверская-Ямская ул., 20-22, стр. 2

 

 

03 мая 2018
Инна Логунова для раздела Культура