Дизайн & Декор

Дизайн & Декор: куратор архитектурного фестиваля «Золотое сечение» Никита Асадов — о редевелопменте промзон, инновационных школах и этичной архитектуре

куратор архитектурного фестиваля «Золотое сечение» Никита Асадов — о редевелопменте промзон, инновационных школах и этичной архитектуре

С 15 по 22 апреля в Центральном Доме архитектора при информационной поддержке Posta-Magazine пройдет фестиваль «Золотое сечение», организованный Союзом архитекторов России совместно с Союзом московских архитекторов при поддержке Правительства Москвы и Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы. Тема фестиваля — «Архитектура как драйвер развития креативных индустрий», задача — осветить новейшие проекты столичных зодчих, сформулировать актуальные тенденции развития архитектуры, градостроительства и дизайна, обсудить возможности формирования комфортной городской среды и устойчивого развития, а также обсудить потребности реформирования творческого образования.

Кроме того, будут выбраны лауреаты премии «Золотое сечение»: на смотр-конкурс поступило 145 работ от столичных архитекторов, и все эти работы будут собраны в уникальную экспозицию, доступную для ознакомления в Центральном Доме архитектора в течение недели.

куратор архитектурного фестиваля «Золотое сечение» Никита Асадов — о редевелопменте промзон, инновационных школах и этичной архитектуре

Накануне фестиваля куратор фестиваля Никита Асадов, главный архитектор проектов архитектурного бюро ASADOV, соучредитель агентства развития городов «Точка Роста» и руководитель направления Архитектура и пространственное развитие, член Правления Союза архитекторов России, рассказал о задачах архитектурного сообщества и способах повышения качества окружающей среды.

Posta-Magazine: Можете ли вы назвать примеры городов, где архитектурные решения смогли разрешить какие-то социокультурные проблемы? Например, как Копенгаген, где неблагополучные районы Нордхавн в бывшем индустриальном порту и Эрестад удалось превратить в успешные и привлекательные и для жителей, и для туристов.

Никита Асадов: Редевелопмент территорий — вообще естественный процесс развития городов, особенно если мы говорим о процессах трансформации, происходящих сегодня в крупных мегаполисах с постиндустриальным укладом экономики. Это и ставшие классикой примеры западной Европы, и Детройт, и такие динамичные примеры, как Шэньчжень в Китае, где сейчас в креативные кластеры превращаются фабрики, построенные всего-то 30-40 лет назад. В Москве эти процессы тоже происходят, причем не менее масштабно и динамично, чем в других мировых мегаполисах. Как пример можно привести редевелопмент огромных промышленных территорий «ржавого пояса» (благодаря запуску пассажирских перевозок на МЦК) или беспрецедентный по масштабу проект редевелопмента на территории ЗИЛ.

куратор архитектурного фестиваля «Золотое сечение» Никита Асадов — о редевелопменте промзон, инновационных школах и этичной архитектуре

— Расскажите о самых интересных актуальных проектах столичных зодчих?

— «Зиларт» в этом плане может стать достаточно интересным примером, так как помимо застройки здесь много внимания уделяется общественным пространствам. Уже реализованы участки новой набережной Москва-реки, парк Тюфелева роща. С точки зрения новой архитектуры на месте бывших промышленных территорий также стоит обратить внимание на жилой комплекс «Садовые кварталы», с точки зрения редевелопмента с сохранением промышленной застройки интересны заводы «Арма», Artplay, «Винзавод», «Флакон», Трехгорная мануфактура. Достаточно интересным, хотя и спорным, обещает стать проект реконструкции Бадаевского завода.

— Какие актуальные тенденции развития архитектуры и градостроительства вы бы выделили сегодня, и чем они обусловлены?

— Сейчас можно говорить о некотором «успокоении» и рационализме в архитектуре. По сравнению с буйством форм и красок 90-х и «звездной» авторской архитектурой нулевых, сейчас фокус внимания смещается на качество и детали.

куратор архитектурного фестиваля «Золотое сечение» Никита Асадов — о редевелопменте промзон, инновационных школах и этичной архитектуре

— Деловую программу фестиваля откроет экспертная дискуссия «Комплексный подход к развитию территорий»: можете ли вы выделить ключевые факторы формирования комфортной городской среды сегодня?

— Комфортная городская среда — это комплексный показатель, где качество благоустройства и архитектуры настолько же важный компонент, как и инженерная инфраструктура, экономика, социокультурное наполнение, наличие и доступность разнообразных сервисов, экологическое и психоэмоциональное благополучие. По идее, комплексный подход к планированию и реконструкции сложившейся городской ткани призван максимально сбалансированно и аккуратно внедрять преобразования, рассматривать любые изменения сразу в комплексе всех возможных последствий.

— Еще одна тема деловой программы — «ДК как площадки для развития креативной экономики». Советскую культуру ДК мы утратили, новой системы, с точки зрения обывателя, не создано. Какое будущее, на ваш взгляд, у культуры досуговых центров?

— Речь о том, что на сегодня культура — это не только досуг трудящихся, как это было в индустриальном обществе, но также и новые формы дополнительного образования, общения, коллаборации и занятости, что является неотъемлемой частью цикла постиндустриального производства информационного общества. В этом смысле Дома культуры могут стать полноценными инновационными центрами и стартап-инкубаторами, благо их сеть существует и достаточно успешно функционирует по всей стране. Вопрос только в наполнении и разнообразии форм занятости, которые ДК могут предложить жителям сегодня.

— Насколько российское образование «заточено» под новые тенденции и запросы общества? Есть ли необходимость в реформировании творческого образования?

— В России есть где получить качественное образование в сфере креативных индустрий, и это далеко не только Москва и Санкт-Петербург. Другой вопрос в том, что сегодня трансформации происходят с такой скоростью, что любые знания устаревают менее чем за десять лет, так что образование также должно искать новые формы, двигаться от фундаментального, которое ты получаешь один раз в жизни, в сторону базового профессионального образования и дополнительных курсов повышения навыков и квалификации на протяжении всей профессиональной карьеры.

куратор архитектурного фестиваля «Золотое сечение» Никита Асадов — о редевелопменте промзон, инновационных школах и этичной архитектуре

— Архитектура и образование с точки зрения создания комфортной среды для учащихся, в том числе в школах: насколько это направление у нас развивается, ориентируемся ли мы, например, на финскую модель с мобильными пространствами, умным освещением и т. д.?

— С одной стороны, у нас есть реализованные примеры школ, инновационных и по устройству образовательных процессов, и по архитектурно-пространственному решению здания. С другой стороны, чрезмерная жесткость и косность устаревших нормативов делает практически невозможным тиражирование успешных практик в этой сфере. Отмена существующих норм и стандартов безусловно не может стать решением этой проблемы, так как наряду с несколькими десятками замечательных школ, выполненных по лучшим мировым стандартам, мы получим и сотни зданий ужасного качества, да и просто небезопасных строений. Но вместе с тем регулярный пересмотр и модернизация нормативов, создание простых и рациональных правил, не противоречащих друг другу, учет рекомендаций специалистов в планировании образовательных пространств должны стать такой же нормальной практикой, как и своевременное внедрение любых других прогрессивных технологических и проектных решений.

куратор архитектурного фестиваля «Золотое сечение» Никита Асадов — о редевелопменте промзон, инновационных школах и этичной архитектуре
куратор архитектурного фестиваля «Золотое сечение» Никита Асадов — о редевелопменте промзон, инновационных школах и этичной архитектуре

— Профессиональная этика архитектора: должен ли архитектор по этическим соображениям отказываться от проектов, интересных с профессиональной точки зрения? Несет ли Заха Хадид ответственность за гибель непальских трудящихся-мигрантов на строительстве стадиона в Катаре? Этично ли строить шедевры на деньги арабских шейхов?

— Если всерьез рассуждать на эту тему, важно определиться с границами этической ответственности и теми приоритетами, которые нам нужно учитывать при работе с городом. Любая модернизация городской среды — благо, если мы смотрим с точки зрения экономических процессов жизни города, но вместе с тем и угроза, если наш приоритет — исключительно сохранение историко-культурного наследия и сложившейся среды. Точно так же любое благоустройство природной территории в городе — благо для жителей и угроза для растений и животных. Задача архитектора — взаимоувязывать интересы и способствовать сохранению их баланса, что, безусловно, очень непросто в городах, которые сами по себе являются точками пересечения множества часто взаимоисключающих интересов. Поэтому, рассуждая о деньгах арабских шейхов, важно не забывать и о том, что стоимость среднестатистического дома или квартиры — это цена операции для смертельно больного ребенка.

— Архитектор — профессия мечты?

— Мне кажется, преимущества нашей профессии чрезмерно популяризированы, при том что образ архитектора как супергероя, придумывающего уникальные здания, спасающего города и получающего при этом большие гонорары, как правило, имеет мало общего с реальностью. А вот о «темной стороне» принято говорить гораздо меньше. Поэтому, размышляя о выборе этой профессии, я бы рекомендовал в первую очередь оценить свои силы и всерьез задуматься, от чего вы готовы отказаться, если решили добиться многого на этом интересном, но весьма непростом пути.

09 апреля 2021
Posta-Magazine для раздела Дизайн & Декор