Культура

КиноБизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: интервью с продюсером Юлией Сумачевой

Рената Пиотровски и Юлия Сумачева

Генеральный продюсер проекта: Аниса Ашику
Фото: Иван Пономаренко
Благодарим гастрономический салон «Лео» за помощь в организации съемки

Одна из самых ярких премьер этой весны — биографическая спортивная драма «Роднина». Рената Пиотровски поговорила с генеральным продюсером «ВайТ Медиа» Юлией Сумачевой о том, как создавался фильм, почему такое кино интересно зрителю и как научиться предвидеть вкусы публики на несколько лет вперед.

Рената Пиотровски: Юлия, главная зимняя премьера у вас — байопик «Роднина». Что это за проект, в чем его важность и актуальность?

Юлия Сумачева: Ирина Роднина — легенда фигурного катания. Ее автобиография «Слеза чемпионки» — не просто хронология спортивных побед, а удивительно интересная история жизни: взлеты и падения, любовь, самопожертвование, болезнь, уход из спорта, возвращение… И все это — в непрерывном стремлении к своей цели. Эта история стала для нас вдохновением. И наш фильм — не только о золотых олимпийских медалях, он о силе духа, о неукротимом упорстве на пути к заветной мечте. Мы хотели воодушевить зрителей, показать, как важна вера в себя. Это кино о том, что истинный успех — результат целеустремленности вопреки всему. Ведь большой спорт — это титанический труд, непоколебимая воля, полная самоотдача и подлинный героизм. Наш фильм о том, что в нашей стране жили и живут великие люди!

Юлия Сумачева

А за что вы любите автобиографические истории?

Подобные истории всегда будут вдохновлять. Вот маленькая и часто болеющая девочка приходит на каток. У нее жар, но она просит папу остаться на катке и повторить аксель, а вот эта некогда маленькая фигуристка — великая спортсменка, которая стоит на пьедестале Олимпийских игр в Лейк-Плэсиде. Как обычный человек находит в себе силы превзойти самого себя, стать звездой, кумиром страны и всего мира? Это — загадка, и мы попытались ее разгадать. Такие истории — прямое доказательство, что нет ничего невозможного.

Вы сама — фанатка фигурного катания, следите?

С детства люблю фигурное катание и с замиранием сердца следила за выступлениями российских и иностранных фигуристов. Всех наших чемпионов и призеров я знаю поименно. Мое детство прошло во Владикавказе, зимой мы любили с сестрой и отцом проводить время на катке.

Рената Пиотровски

Фильм снят по автобиографии самой Родниной — она сама как-то принимала участие в создании проекта?

Когда мы впервые пришли к Ирине Константиновне с идеей снять про нее фильм, она спросила: «Зачем?». Вот такой удивительной скромности человек… Все знают о величайшей фигуристке Ирине Родниной, о ее спортивной карьере и победах, но когда читаешь повествование от первого лица, то понимаешь, какой это невероятно сложный жизненный путь. Именно о нем захотелось снять кино. Мы убедили ее в том, что такую литературную основу обязательно нужно экранизировать. Работа над сценарием началась еще в 2013 году, но на тот момент ни одна из версий нас не устроила — слишком много было событий в жизни героини, о которых хотелось рассказать зрителю.

Ирина Константиновна принимала непосредственное участие в работе над фильмом: еще на этапе работы над сценарием мы получили от нее много комментариев. Она вспомнила много деталей из жизни, сделала правки, которые, естественно, мы внесли. Это были интересные дополнения, которые мы не могли ни откуда больше узнать, только от нее. Ирина Константиновна глобально просила только об одном — не уходить в драму с любовными треугольниками и слезами у больничных коек. В остальном она доверилась нашему видению и нашей команде. Мы старались очень бережно относиться к тому материалу, который у нас был.

Рената Пиотровски и Юлия Сумачева

А как вам удается совмещать настолько разные проекты как фильм «Роднина» и рейтинговые музыкальные шоу?

Сейчас у нас в работе более 20 проектов. Это сериалы, художественные фильмы, шоу. Все проекты находятся на разных стадиях: какие-то на этапе написания сценария, какие-то в процессе съемок, где-то идет монтаж. Мой график четко распланирован почти до конца следующего года, я работаю столько, сколько необходимо. Как получается совмещать несколько проектов одновременно? Наверное, это — искренняя любовь к своему делу.

Кино и телевидение — это совсем разные миры, и киношники порой смотрят на ТВ свысока… А для вас как для продюсера в чем основная разница?

Основное отличие — это бюджет и производственный цикл. В кино они существенно выше, чем на ТВ, однако это не означает, что телевизионные проекты менее качественные. Сейчас мы видим много хорошего контента как на телевидении, на онлайн-платформах, так и в кино. Если говорить о телевизионных проектах, например о шоу, то, конечно, это абсолютно разный производственный цикл. Кинопроизводство — длительный процесс, в отличие от создания шоу. Для выпуска сериала, например, нужно около трех лет. Программы мы производим значительно быстрее и в короткие сроки выходим в эфир. Бывало так, что мы запускали проект за три недели и через три недели он был уже в эфире. Это, конечно, сложно, но и такое было в моей практике.

Рената Пиотровски

Какой у вас любимый проект, кстати?

Один? Их гораздо больше! Наверное, из всех проектов, которые изменили мой статус продюсера и оставили след в отечественной кино и телеиндустрии, стоит назвать сериалы «Пепел», «Родина», «Мост», «Художник», «Библиотекарь», художественный фильм «Праведник» и очень надеюсь, что «Роднина». Из шоу назову «Один в один» — в момент выхода в эфир это был огромнейший взрыв, потом «Маска» и «Ну-ка, все вместе!». Проекты выходят не первый сезон, но о них до сих пор говорят и любят.

Юлия Сумачева

Аппетиты растут у публики, их постоянно надо удивлять чем-то новым. Чем еще вы как продюсер готовы в будущем удивить публику?

Вы абсолютно правы. Удивлять становится сложнее и сложнее. Сейчас в процессе съемок проект «Гладиаторы» — захватывающее шоу, где обычные люди бросают вызов профессиональным атлетам. Это будут испытания на силу, ловкость и выносливость, атмосфера поединков, азарт и адреналин. Все тайны раскрывать не буду — скоро проект выйдет на телеканале НТВ! Совсем недавно мы начали снимать продолжение ретродетектива «Художник» — сериала, который стал самой яркой телепремьерой 2022 года и завоевал любовь миллионов зрителей. Сейчас у нас в работе большая картина «Быстрее врага». Очень хочется ее реализовать. Мы работаем над ней много лет, надеюсь звезды сойдутся, и мы сможем доделать проект в этом году.

Фильм «Праведник» стал триумфатором премии «НИКА» 2024, а сериал «Художник»  лауреатом «Золотого орла»… Как вы выбираете проекты, как решаете, что выстрелит?

Профессия продюсера требует особого чутья. Это способность предвидеть вкусы и настроение аудитории на несколько лет вперед. Обучить этому невозможно. Продюсер — это тот, кто способен предсказать тренды и выбрать из множества проектов (большинство которых так и останутся на стадии идеи) те, которые окажутся востребованными спустя 2–3 года — именно столько длится цикл создания проекта. Успех продюсирования измеряется не количеством проектов. Можно сделать тысячу проектов, но они все забудутся. Наша работа измеряется рейтингами, долями, просмотрами. Желание сделать что-то популярное, о чем все будут говорить, что будут обсуждать, важно для продюсера. Если брать кинопроекты, ты всегда ищешь историю, пытаешься ее реализовать так, чтобы зритель ее запомнил.

Юлия Сумачева
Юлия Сумачева

Если говорить про мониторинг зрительских предпочтений в кино: что хочет аудитория смотреть сейчас?

Очень сложно ответить на вопрос «Чего хочет зритель?». Чтобы давать жизнь новым классным проектам, нужно много смотреть, читать, видеть, что делают коллеги, оценивать и анализировать настроение аудитории. И из всей этой информации предположить, что будет интересно спустя какое-то время. Нет единого совета или решения, нужно слушать свою интуицию и думать о том, что ты должен сделать что-то хорошее.

А в России и в мире эти тенденции отличаются?

В каждой стране свои особенности телесмотрения, в том числе и в России. Наша аудитория очень любит большие музыкальные проекты и закрученные детективные сюжеты. Детектив — в целом самый популярный жанр в мире на протяжении многих лет, так что тут мы с остальным миром совпадаем.

Изменилось ли отношение к женщинам-продюсерам в профессии? Или женщине по-прежнему приходится доказывать, что она не хуже мужчин на этом месте?

Я никогда ни с кем не соревнуюсь, особенно с мужчинами. И никакого негатива или снисхождения со стороны коллег также не испытываю. Профессиональное сообщество оценивает тебя не по гендерному принципу, а по тем проектам, которые ты делаешь. Я качественно делаю свою работу и считаю, что это единственный правильный подход.

Юлия Сумачева

В вас чувствуется какой-то правильный московский бизнес-вайб, вы и активная, и амбициозная, и суперстильная! В Москве по-другому нельзя?

Спасибо за комплимент! Мне действительно важно, чтобы меня окружали красивые вещи. Я уделяю много внимания своей внешности и тому, как я выгляжу. Я люблю, чтобы все было красиво. Не всегда, конечно, это удается, но я несмотря ни на что стараюсь хорошо выглядеть, создавать качественные проекты и постоянно привносить что-то новое и интересное. Думаю, это связано с тем, что наш город невероятно энергичный, красивый и стильный, и мне хочется ему соответствовать.

А часто бывает, что вы сама себя как продюсер останавливаете в каких-то своих творческих идеях? «Да, красиво, но — по деньгам не потянем…» Или ради хорошей идеи вы найдете любые деньги?

Продюсер — это тот человек, который способен свою идею облечь в определенную сумму и воплотить ее в рамках бюджета. Конечно, есть высокобюджетные проекты, стоимость производства растет год от года и в какой-то момент становится просто неподъемной. Мне очень часто не хочется останавливаться, хочется идти дальше и находить средства. Я уверена, что если идея действительно хорошая, то она обязательно будет реализована рано или поздно.

Рената Пиотровски

В чем для вас — качество жизни?

Качество жизни заключается в способности распоряжаться своим временем и заниматься тем, чем хочется, в любой момент или день. Время — это инструмент, который довольно трудно контролировать.

А качество кино?..

В кино очень много составляющих: это сочетание сюжета, актерской игры и качества съемки. Я всегда смотрю на картину в целом и на основе этого делаю выводы о том, понравился он мне или нет, какое впечатление он произвел, анализирую его идею. Как продюсеру мне приходится смотреть много фильмов и сериалов, это неотъемлемая часть моей работы, ведь для продюсера важна насмотренность. Что-то нравится, что-то нет, но и мою работу кто-то оценивает. Поэтому, говоря о качестве кино, следует учитывать не только бюджет, но и работу всех департаментов.

Юлия Сумачева
Юлия Сумачева