Стиль жизни

PostaKidsClub: основатель школы London Gates Юлия Десятникова — о бережной среде, раннем развитии и идеальных тьюторах

PostaKidsClub: основатель школы London Gates Юлия Десятникова — о бережной среде, раннем развитии и идеальных тьюторах

Юлия Десятникова — практикующий психолог, бизнес-консультант и основательница нескольких образовательных проектов по всему миру, в том числе центра дополнительного образования London Gates, где обучение ведется на английском языке и где в этом году появилась еще и начальная школа. London Gates отпраздновал десятилетний юбилей — и мы решили узнать у Юлии, как за это время изменились дети и учителя, в чем бывают неправы родители, нужно ли молиться на дорогие boarding schools и что стоит в целом изменить в системе образования, чтобы дети учились увлеченно и с удовольствием.

PostaKidsClub: основатель школы London Gates Юлия Десятникова — о бережной среде, раннем развитии и идеальных тьюторах

Юлия Киселева: Учителя постоянно жалуются: дети стали «не те». Ленивые, неспокойные, дерзкие. Вы в образовании более 35 лет. На ваш взгляд, дети действительно стали менее мотивированными?

Юлия Десятникова: Нет, дети сущностно не изменились никак. И вопрос хорошо бы переформулировать: как изменились взрослые, которые пытаются чему бы то ни было научить этих детей? И это вопрос сакраментальный. Потому что и они очень мало изменились в основной своей массе. У меня вопросы всегда не к детям, а к взрослым. Детям неинтересно? А что вы сделали, чтобы с вами было интересно? У меня много вопросов к образованию как к таковому. У меня очень много вопросов к учителю как к явлению.

Наверное, именно поэтому в London Gates, например, я не работаю с профессиональными учителями. Не потому что я монстр и людей не уважаю, просто трудно встретить в учительском комьюнити человека, который мне бы, например, был всерьез интересен. А если он мне не очень интересен, то как я могу рассчитывать, что он будет интересен ребенку? Да, у меня все вопросы к миру взрослых…

PostaKidsClub: основатель школы London Gates Юлия Десятникова — о бережной среде, раннем развитии и идеальных тьюторах

Я — настоящий контрол-фрик. И для London Gates и других своих проектов я до сих пор лично отбираю всех учителей, всех ассистентов. Потому что я верю только в человеческий фактор, и все остальное — система, принципы — это тоже порождение человеческого фактора.

PostaKidsClub: основатель школы London Gates Юлия Десятникова — о бережной среде, раннем развитии и идеальных тьюторах

В этом году мы открыли начальную школу London Gates — теперь мы не просто центр дополнительного образования, а настоящая школа. Мы набрали первых 16 студентов — набирали с диким конкурсом, и знаете, поразительные какие-то люди пришли: им все интересно! Им до всего есть дело! Так что нет, я не смогу поддержать этот модный диалог о том, что поколение у нас нынче не то. Все у нас в порядке с новым поколением — прекрасное поколение, очень умелое, очень быстрое, очень креативное в основной своей массе. Проблема в нас, в том, что мы не очень умеем соответствовать запросам этого поколения.

PostaKidsClub: основатель школы London Gates Юлия Десятникова — о бережной среде, раннем развитии и идеальных тьюторах

— Тогда попробуем сформулировать три главные ошибки взрослых?

— Только я не хотела бы оперировать понятием «ошибки». Скажем так: есть моменты, за которые обидно. Первое: родитель часто живет свою жизнь (у него работа, друзья, интересы, увлечения, обязательства), а воспитание ребенка — это отдельная активность. У меня иногда возникает такой зрительный образ: взрослый живет в своем ярком мире, но иногда он останавливается, говорит «минуточку», поворачивается на 45 градусов — и приступает к процедуре воспитания ребенка. Серьезный человек занят серьезным делом — воспитанием ребенка. И за этим чудовищно обидно наблюдать, потому что этот родитель не понимает, что чем плотнее он делится с ребенком своей жизнью и вмонтирует свою жизнь в жизнь ребенка и наоборот, тем более он ребенку интересен. Интерес — это главное. Вы должны быть интересны вашим детям — как угодно, чем угодно, хоть тем, что вы печете необыкновенный торт, хоть тем, что занимаетесь наукой или исследуете фрески монастыря. Потому что если ваши отношения с ребенком построены на интересе, то вы можете почти все. А если вы тяжело работаете, воспитывая ребенка, и рассказываете ему, что он и кому он, бедолага, должен, то это тупиковый путь.

— То есть одна из проблем — это родительская позиция…

— Именно. Второй существенный момент: родители, к сожалению, часто довольно формально относятся к задачам, связанным с детьми. Вот приходит интеллигентная семья на очередное интервью, рассказывает про кружки, на которые ходит ребенок, но, например, про его учителя по шахматам родители ничего сказать не могут. Кто-то посоветовал — и достаточно.

Родитель часто чудовищно поверхностен — и он просто ставит галочки. В школу отдал, в кружок записал, репетитора нанял — и поставил себе галочки, что он молодец. Какое-то время назад такой «модной галочкой» было отправлять детей в boarding school: берешь ребеночка, при живых папе с мамой, и засылаешь в интернат с красивым именем boarding school. И эти папы страшно собой гордились — ведь он 25 тысяч фунтов заплатил, он молодец, он хороший папа. А потом вдруг бах — ребенок и A-Level не сдал, и в ночном клубе чего-то перебрал. И папа готов заплатить любые деньги, чтобы что-то исправить, но что можно исправить, если ребенка в 10 лет отправили в интернат? Не нужен интернат, не нужны сто кружков. Пусть их будет три — но вы будете в них уверены, будете уверены в людях, которые находятся рядом с вашими детьми, и эти люди будут детям интересны.

PostaKidsClub: основатель школы London Gates Юлия Десятникова — о бережной среде, раннем развитии и идеальных тьюторах

Еще один момент: мы чаще всего готовы поддержать осуждение, которое идет из мира взрослых в мир детей. Вы пришли в школу, вам сказали, что ребенок что-то не то сделал или чему-то не соответствует — и вы с большой готовностью нападаете на ребенка: не оправдал. Беда в том, что мы очень легко от детей отступаемся в пользу принятых стереотипов мира взрослых. Меня это всегда очень пугает и очень расстраивает. И в своих родительских клубах я всегда говорю: у нас с вами одна единственная задача — не ребенка вместе с системой, какая бы она ни была, прессовать, а сделать все, чтобы ваш ребенок от любой системы был защищен. А чтобы приходилось его меньше защищать, ищите правильную среду и смотрите на руководителя — он определяет очень многое.

— Вы говорите — и сразу чувствуется, насколько вы любите и понимаете детей…

— Я бы сказала так: во-первых, мне безумно интересны люди как явление; во-вторых, мне всю жизнь было совершенно очевидно, что это ужасно интересное занятие — растить следующую генерацию. И, как говорит мой близкий друг — пианист, который много лет живет в Париже, «вообще не надоело». Ему — жить в Париже, а мне — растить детей, особенно с такой командой, как в London Gates — рядом с людьми с горящими глазами.

Кстати, средний возраст сотрудников London Gates — 26 лет!

PostaKidsClub: основатель школы London Gates Юлия Десятникова — о бережной среде, раннем развитии и идеальных тьюторах

Мне кажется, что это крайне увлекательно — знать, что от тебя зависит интерес человека к жизни, что ты можешь его воспитать. А люблю я… львов! (Смеется.) Это к вопросу о чистой любви, с помощью которой я заряжаю свои внутренние батарейки.

— На сайте London Gates мне понравилось словосочетание «бережная образовательная среда». Что вы вкладываете в это понятие?

— Чтобы человек что бы то ни было в этой жизни делал максимально эффективно (это я вам говорю не как руководитель образовательного бизнеса, а как доктор психологии с огромным стажем и огромным опытом), ему необходимо чувство защищенности. Страх и тревога сжирают огромное количество сил и энергии (хотим мы с вами этого или нет). Это отбирает у нас ресурс. А создавая среду, в которой человек чувствует себя защищенным, мы этот ресурс экономим, и это имеет поразительный психологический и образовательный эффект. Что такое «бережная образовательная среда», четко формулируют наши дети, когда говорят, что, приходя к нам, они чувствуют, что всем интересны, что до них всем есть дело, что они понимают, что имеют право на свою позицию и точку зрения — и при этом есть понятные и четкие правила игры.

PostaKidsClub: основатель школы London Gates Юлия Десятникова — о бережной среде, раннем развитии и идеальных тьюторах

— И определенные рамки…

— Да, мы договариваемся о том, как мы друг с другом взаимодействуем, как друг к другу относимся, о том, что такое дистанция, что такое физический контакт, что такое смешно или не очень. Я пошутил — и мне смешно. А тому, над кем ты подшутил, тоже смешно? Мы начинаем с детьми об этом разговаривать, когда они в прямом смысле пешком под стол ходят. Мы формируем эту среду очень сознательно и очень целенаправленно. London Gates и другие мои проекты — это в первую очередь история про формирование человеческой личности. Мы заняты и социальным интеллектом, и эмоциональным интеллектом — потому что невозможно этот пирог разрезать на такие дольки, чтобы они не были связаны. А плюсом к этому идет решение серьезнейших академических задач. Часто дети из сильных, но «небережных» школ бегут, им там плохо, потому что нам с вами досталась в наследство удивительно небережная образовательная среда, в которой есть ощущение права власти над тем, кто в школу пришел учиться. А ведь власть — это не права, это обязанности тех, кто эту власть имеет, это обязанность создавать бережную среду.

PostaKidsClub: основатель школы London Gates Юлия Десятникова — о бережной среде, раннем развитии и идеальных тьюторах

— А в такой бережной среде могут быть оценки?

— Конечно. Оценка — это же тоже фактор коммуникации. Ничего не имею против оценок, но они должны быть адекватны возрасту, должны иметь адекватную форму и быть абсолютно прозрачными и понятными. И они должны зиждиться на фантастической мотивации, а не быть сами по себе. Человеку должно хотеться оказаться в самой сильной группе по математике, он должен этого почему-то хотеть. Неважно почему (ему нравится преподаватель, там интереснейшие задачи и крутые ребята или там каждую пятницу дают шоколадное мороженое), важно, чтобы он был мотивирован.

Я не против оценок — но я против зашоренности, отсутствия интереса и стереотипности мышления, которые очень часто сопровождают стандартные образовательные процессы.

PostaKidsClub: основатель школы London Gates Юлия Десятникова — о бережной среде, раннем развитии и идеальных тьюторах

— А как быть с оценками, когда речь идет о совсем еще малышах?

— У нас, например, есть система внутренней оценки дошкольников, но они об этом не догадываются. У нас есть период, когда у с ними идет определенная игра: приходят специальные люди и играют в специальные игры, а потом пишут длинные досье, из которых мы узнаем, кто что усвоил. Но спросите этих детей — им в страшном сне не приснится, что их кто-то проверял, потому что к ним просто пришли люди и увлеченно с ними играли. А если мы говорим о человеке 13–14 лет, который готовится сдавать какие-то внешние экзамены, например, на британский аттестат в London Gates, то это моя забота — научить этого человека противостоять экзаменационному стрессу.

PostaKidsClub: основатель школы London Gates Юлия Десятникова — о бережной среде, раннем развитии и идеальных тьюторах

В London Gates есть антитревожные консультации: мы учим детей писать экзамены. Я, например, знаю людей, которые просто не в состоянии написать экзамен: они не могут справиться с собственной тревогой, хотя они все знают. И этой проблемой кто-то должен заниматься. Человека нужно научить правильно и качественно функционировать в атмосфере экзамена. И объяснить ему, как это связано с системой оценки.

— Я много читала о продвинутом скандинавском подходе к детскому образованию и к организации пространства в том числе. Например, чтобы успокоить детей, порой достаточно приглушить свет… О таких моментах в вашей школе тоже думают?

— Конечно, а как иначе? Тем более что у нас разработкой многих проектов занимаются психологи. Кстати, на днях мы обсуждали, что в начальной школе нам нужен какой-то сигнал между уроками — звонок. Но просто звонок — это скучно. Сейчас у нас начальная школа оформлена, как африканская саванна (это я воспользовалась своим служебным положением!), и почему бы вместо звонка не использовать звуки живой саванны? Идея! А я помню, как в парке львов «Тайган» я просыпалась от львиной переклички: раннее утро, в свободной саванне рычат львы, хор из 50 львов! Вообще свет, цвет, звук, музыка, тактильные ощущения — это все очень важно. В образовании нет мелочей, вообще нет, все имеет значение.

PostaKidsClub: основатель школы London Gates Юлия Десятникова — о бережной среде, раннем развитии и идеальных тьюторах

— В школе London Gates есть тьюторы — чем они занимаются?

— Тьюторы — это те люди, которые отвечают за контакт с семьей и с ребенком. Приведу пример. В конце прошлого года в Лондоне я зашла в один класс и увидела плачущего ребенка лет восьми. Обняла, вышла с ней в коридор, спросила, что случилось. «У нас сегодня ночью умерла кошка». Выяснилось, что кошка прожила в семье 15 лет, а ребенку — восемь, то есть ребенок себя без нее просто не знает. И для меня тот факт, что мы этого не узнали, был шоком. Я из этого сделала просто суперкейс для всей системы в целом. Недопустимо, чтобы тьютор не был в курсе таких событий.

PostaKidsClub: основатель школы London Gates Юлия Десятникова — о бережной среде, раннем развитии и идеальных тьюторах

— А как вы подбираете учителей?

— Как я уже говорила, мы не работаем с профессиональными учителями, мы, как я шучу, идем по легкому пути: берем талантливых людей из других профессий — и учим их техническим педагогическим вещам. А за каждым предметом у нас стоит эксперт — профессор математики из Англии, арт-специалист из Парижской академии художеств, профессор Imperial College, который занимается наукой, и другие мощнейшие личности. Недавно я присутствовала при обсуждении планов на грядущий год — слушала, как они придумывают метапредметные и тематические дни… Это огромная работа огромного количества очень одаренных, талантливых людей.

PostaKidsClub: основатель школы London Gates Юлия Десятникова — о бережной среде, раннем развитии и идеальных тьюторах

— Сегодня всех нас окружает огромное количество информационного шума — и ориентироваться в информации непросто не только детям, но и взрослым…

— Да, мы живем в таком объеме информационного шума, что абсолютно бессмысленно пытаться ребенка с утра до вечера учить каким-то фактам. Да это и невозможно — они меняются, пока мы с вами тут разговариваем. Поэтому перед нами стоит другая задачка: научить ребенка огромному количеству навыков — академических, социальных и психологических. Например, изучение иностранного языка — это навык, и если у человека этот навык сформирован на одном языке, то и с другими у него проблем не будет. А еще лучше, если ребенок сразу растет билингвом!

У нас есть проект, о котором я долго мечтала: Barnaby. Для детей с 9 месяцев до 2 лет. Искусственное формирование естественного билингвизма. Это просто ураган! Этот ребенок в три года представляет собой такого птенца с открытым ртом «Хочу все знать». Скорость, с которой он перерабатывает информацию, просто фантастическая. Мы только, как на поле брани, успеваем подносить патроны.

PostaKidsClub: основатель школы London Gates Юлия Десятникова — о бережной среде, раннем развитии и идеальных тьюторах

— Но, возможно, у раннего развития тоже есть свои минусы? Чрезмерная нагрузка на детей?

— Главное, давайте без клише. Вообще-то раннее развитие — это отличная вещь. Главное, договориться о том, что мы под этими словами подразумеваем. В норме раннее развитие — это такая система взаимодействия с ребенком, которая обеспечивает вот этот «эффект открытого клюва», этого безумного интереса к миру и ранней наработки универсальных навыков. Разве это плохо? Это прекрасно! Другое дело, когда это ранее развитие превращается в тяжелую работу. «Ты же пришел сюда учиться. Ты что, не знаешь, что в детском саду на занятиях надо трудиться?» Да, такое бывает — и это не раннее развитие.

PostaKidsClub: основатель школы London Gates Юлия Десятникова — о бережной среде, раннем развитии и идеальных тьюторах

В Московском зоопарке был и есть Клуб юных любителей зоопарка —КЮЛЗ, помню, в 60-е годы там были люди, которые говорили: «Ты посмотри…» — и начинали рассказывать какие-то фантастические вещи, ни от кого не требуя «трудиться». «Посмотри на рассвет. Посмотри на росу. Посмотри и послушай этот звук. Посмотри, мы можем с этим что-то сделать, пойдем!» И ребенок вставал, шел и чувствовал себя счастливым и безумно заинтересованным.

PostaKidsClub: основатель школы London Gates Юлия Десятникова — о бережной среде, раннем развитии и идеальных тьюторах

— Еще одно клише: ребенок должен как можно раньше определиться, гуманитарий он или технарь, и выбрать правильную школу…

— Такие требования к ребенку — это тоже фантастический уровень безграмотности. Очень долго не надо определяться. Да, в России, например, чтобы поступить на факультет журналистики, обязательно нужно сдать ЕГЭ по такому-то и такому-то предмету, то есть Россия требует от тебя определиться профессионально несколько раньше, чем остальной мир. А во всем остальном мире от тебя вообще никто не требует определяться. Тебе определиться надо будет на уровне магистратуры, даже не бакалавриата. Если ты решил заниматься, например, журналистикой, то тебе на бакалавриат хорошо бы пойти, например, на социологию, антропологию или математику, а потом уже идти в журналистику, потому что мир любит разнообразие, мир любит diversity.

Нет такой истории: гуманитарий и технарь. Ее не существует по определению. Существуют плохие учителя и неправильная система образования. Потому что любому человеку, например, нужна математика — как и музыка.

PostaKidsClub: основатель школы London Gates Юлия Десятникова — о бережной среде, раннем развитии и идеальных тьюторах

— Когда можно задавать ребенку вопрос: «Кем ты хочешь стать?»

— Я трачу немеренное количество сил, чтобы во всех странах объяснять родителям, чтобы они вообще перестали задавать этот вопрос. Задача взрослого, родителя, учителя — показать человеку, насколько разнообразен и интересен этот мир, какое количество возможностей в нем открыто человеку, и дать ему возможность освоить максимальное количество универсальных навыков для получения самых разнообразных знаний.

PostaKidsClub: основатель школы London Gates Юлия Десятникова — о бережной среде, раннем развитии и идеальных тьюторах

— А нужно ли делать с ребенком уроки?

— А почему нет? Я убеждена: ребенку нужен успех любой ценой. Если вы такой молодец, что к моменту школы своего ребенка уже научили, посидев с ним энное количество времени, делать все самостоятельно, то вы, безусловно, молодец. А если нет? А если для него переход к школьному образованию — это резкая социальная нагрузка? Тогда надо помогать и быть рядом. Надо уважать темпы развития ребенка. Нет никакой доблести в том, чтобы не подойти к ребенку, который решает задачу и не справляется. Есть доблесть в том, чтобы сделать так, чтобы ребенок полюбил решать задачи, почувствовал вкус и поймал этот кайф успеха. Если вам надо для этого с ним сидеть — сидите. В ту минуту, когда вы почувствуете, что сформировали у него необходимые навыки и умения, начинайте потихонечку отходить. Не резко. И если ваш ребенок в 9 классе говорит «Посиди со мной, я не могу собраться», не надо рассказывать ему, что он уже взрослый и все должен сам, нужно сесть и сидеть. И чувствовать себя счастливым — потому что позвали вас, а не кого-нибудь другого.

PostaKidsClub: основатель школы London Gates Юлия Десятникова — о бережной среде, раннем развитии и идеальных тьюторах

— Представьте, что у вас карт-бланш: есть финансирование, и можно как угодно реформировать систему образования в России. Что бы вы изменили в первую очередь?

— Я бы изменила состав людей, которые занимаются образованием. И это касается не только России. Я бы «повыдергивала» прекрасных умных людей из самых разных сфер и пригласила в школы — но не на полную ставку, чтобы они могли продолжать развиваться и в своей сфере. Да, я бы изменила кадровую политику. Потому что все остальное — это дело техники.