Представляем традиционный гид Posta-Magazine по главным мировым арт-выставкам месяца.
Представляем традиционный гид Posta-Magazine по главным мировым арт-выставкам месяца.Пятисотлетний юбилей Тинторетто, новаторская архитектура Ренцо Пьяно, «адаптивы» Франца Веста и оптические эксперименты Робера Делоне — новый сезон начинается с потенциальных выставочных хитов.
«Бальтюс»
Фонд Бейлера, Базель, Швейцария
До 1 января 2019
Один из крупнейших художников XX столетия, Бальтюс (1908–2001) не просто не любил говорить о себе и своем творчестве — на всем протяжении 80-летней карьеры он сопротивлялся любым попыткам создания его биографии. Так, в 1968 году он отправил в галерею Тейт, где шла подготовка к его ретроспективе, телеграмму со словами: «Никаких биографических деталей. Начните так: Бальтюс — художник, о котором ничего не известно. А теперь давайте посмотрим на его картины». Выросший в богемной парижской семье польского происхождения, друзьями дома которой были среди прочих Андре Жид, Пьер Боннар, Андре Дерен и Морис Дени, Бальтюс уже в 13-летнем возрасте выпустил первую книгу рисунков, предисловие к которой написал Райнер Мария Рильке. Молодой художник был близок сюрреалистическому кругу, но в 1940-е он оставляет сюрреализм, вырабатывая свой собственный язык, который порой сравнивают с магическим реализмом в литературе. Бальтюс наиболее известен эротизированными образами девочек-подростков на пороге пробуждающейся женственности — на выставке будет представлена одна из самых знаменитых его работ «Мечтающая Тереза» 1938 года. Также в экспозицию войдут натюрморты, пейзажи, жанровые сцены — все они балансируют на грани сна и реальности, тревожности и безмятежности, обыденного и потустороннего.
|
«Тинторетто 1519–1594» и «Венеция в эпоху Тинторетто»
Дворец дожей и Дворец Мочениго, Венеция, Италия
7 сентября — 6 января
По случаю 500-летнего юбилея Якопо Тинторетто во Дворце дожей развернется масштабная выставка одного из самых выдающихся художников XVI века в европейской живописи. В экспозицию войдут ключевые работы из коллекций крупнейших мировых музеев, в том числе «Иосиф и жена Потифара», «Похищение Елены» (Музей Прадо), «Портрет Джованни Мочениго» (Государственный музей Берлина) и два автопортрета (Художественный музей Филадельфии и Лувр). Добавьте к этому знаменитый «Рай» размером с теннисный корт — последний шедевр 70-летнего художника, написанный для Палаццо Дукале (между 1564 и 1592 годами Тинторетто создал несколько циклов для дворца дожей). Сын красильщика, Тинторетто бросил вызов традиции, воплощенной его старшим современником Тицианом, не только с точки зрения техники и стилистических решений, но и иконографии, что стало поворотным моментом в венецианской живописи XVI века. По легенде, Тициан, которому был отдан в обучение юный Якопо, почувствовав в талантливом подростке соперника, расстался с ним через десять дней. Впрочем, возможно, он просто увидел в нем самодостаточного художника, которому лучше самому найти свой путь.
Этот проект дополнит выставка «Венеция в эпоху Тинторетто» во дворце Мочениго, которая в мельчайших деталях воспроизводит материальную среду и исторический быт времен Тинторетто. В экспозицию вошли гравюры, рисунки, книги, предметы моды — все то, что окружало художника и служило источником вдохновения.
|
«Ренцо Пьяно. Искусство создавать здания»
Королевская академия искусств, Лондон, Великобритания
15 сентября — 13 января 2019
Архитектор Ренцо Пьяно прославился в 33 года, спроектировав здание Центра Помпиду в Париже, которое в прошлом году отметило сорокалетний юбилей. Нынешний символ города наряду с Лувром и Эйфелевой башней, в конце 1970-х Бобур с его вынесенными наружу трубами и другими, обычно скрытыми от глаз элементами инженерии, у многих вызывал недоумение, а то и вовсе откровенное неприятие. Впрочем, все это позади. А на счету Ренцо Пьяно — ряд звездных проектов: здания The New York Times на Манхэттене, Фонда Pathé в Париже, культурного центра Botin на севере Испании, реконструкция исторического центра в мальтийской столице и ряд других. В Москве по проекту Ренцо Пьяно сейчас идет реконструкция выкупленной фондом V-A-C бывшей электростанции на Болотной набережной, которая станет крупным центром современного искусства. Выставка в Королевской академии искусств в Лондоне прослеживает развитие архитектурной мысли Пьяно на протяжении карьеры от первых строений, в которых сильно влияние генуэзской традиции, до ставших его визитной карточкой зданий в стиле хай-тек. В экспозицию войдут чертежи, модели, фотографии, макеты, а также документальный фильм. В центре выставки расположится масштабная скульптурная инсталляция — воображаемый остров, на котором будут собраны модели почти сотни проектов архитектора.
|
«Франц Вест»
Центр Помпиду, Париж, Франция
12 сентября — 10 декабря
В Центре Помпиду открывается крупная — порядка двух сотен работ — ретроспектива одного из самых значительных художников последних пятидесяти лет австрийца Франца Веста, создавшего новую эстетическую и пластическую модель скульптуры. Его карьера начиналась в 1960-е, в эпоху расцвета венского акционизма, который значительно повлиял на его трактовку искусства: Вест отрицал пассивные, потребительские отношения между произведением и зрителем. В 1970-е известность ему принесла серия скульптур, которые он называл Adaptives (Passstücke). Небольшие по размеру, «эргономичных» форм, они считались завершенными только после того, как зритель выполнял с ним ряд несложных манипуляций: брал в руки, менял местами или переносил. Причем, по мысли Веста, эти действия были не только художественным, но и психотерапевтическим актом, призванным «избавить от неврозов». Позже на смену этим скульптурам пришли масштабные алюминиевые аналоги «адаптивов», в которых Вест исследовал возможности взаимодействия объекта с окружающей средой и, собственно, ее создания. На выставке также можно будет увидеть серию объектов из папье-маше и работы 1980-х, выполненные в коллаборации с другими художниками, в том числе с Хеймо Зобернигом и Гербертом Брандлем. Среди поздних работ Веста — разноцветные стулья, кушетки, диваны, в которых он развивает свою идею взаимодействия искусства со зрителем.
|
«Дан Во. Перехватывая дыхание»
Национальная галерея, Копенгаген, Дания
До 2 декабря
Датский художник вьетнамского происхождения Дан Во исследует темы, связанные с культурной и национальной идентичностью, где мировая история переплетается с его собственной. Развивая традицию дюшановских реди-мейдов, он оперирует найденными артефактами, фотографиями, документами, которые объединяет в новом контексте. Так, объектом искусства у него становится письмо Генри Киссинджера, в котором тот признается в своей любви к балету, или люстра, ставшая свидетельницей не одного исторического события. В скульптурах, которые Во начал делать в 2015 году, он использовал фрагменты древнеримских мраморных статуй и плохо сохранившиеся деревянные элементы средневековых скульптур Мадонны с младенцем. Одна из самых известных его работ, озаглавленная «Мы люди» (We the People), которая также представлена на выставке, — это разобранная на части полная реплика американской Статуи Свободы, которая, с одной стороны, предстает символом подорванного морального авторитета и манипулирования самим понятием свободы, а с другой — экспериментом с формой: «Я выбрал Статую Свободы, потому что это один из тех объектов, который принадлежит всем. Я хотел сделать общеизвестную икону чуть менее известной», — говорит художник. Выставка в Копенгагене организована совместно с нью-йоркским Музеем Гуггенхайма, где недавно завершился одноименный проект художника.
|
«Judson Dance Theatre: работа продолжается»
Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
16 сентября — 3 февраля
В начале 1960-х в Нью-Йорке образовалась группа хореографов, визуальных художников, композиторов и режиссеров: созданные ими постановки стали новой страницей в истории танца, само понятие которого они если не придумали заново, то радикально пересмотрели. Участники группы, которая впоследствии обретет известность как Judson Dance Theatre (по названию протестантской церкви Judson Memorial Church, где они собирались), стремились избавить танец от театральной условности. В хореографическом рисунке они использовали жесты и движения, свойственные человеку в обычной жизни, а также элементы социальных танцев, а в драматургии — нестандартные приемы композиции, основанные в том числе на играх и бытовых ситуациях. Одним из основных принципов была спонтанность. История танцевальной компании на выставке в нью-йоркском Музее современного искусства предстанет в многочисленных фотографиях, видео- и музыкальных записях и скульптурных объектах. Каждому из ее главных участников — Ивонне Райнер, Деборе Хэй, Дэвиду Гордону, Люсинде Чайлдс, Стиву Пэкстону и Трише Браун — на протяжении пяти месяцев будут посвящены отдельные «серии» продолжительностью в несколько недель. Кроме того, на выставке можно будет увидеть видеоинсталляцию современного художника Чарльза Атласа, в которой кадры постановок и репетиций Judson Dance Theatre перемежаются с записями работ последующих поколений хореографов и танцовщиков.
|
«Робер Делоне»
Кунстхаус, Цюрих, Швейцария
До 18 ноября
В начале XX века молодой Робер Делоне, пройдя через увлечение постимпрессионизмом, а затем кубизмом, стал одним из основателей нового стиля живописи, названного Гийомом Аполлинером орфизмом. Картины, которые Делоне начал писать в 1912 году, когда кубизм был в самом расцвете, представляли собой геометрические абстракции, в которых Делоне исследовал оптические характеристики цвета. Колорит, по его мнению, обладает собственной выразительной силой и может функционировать как форма. «Я был еретиком для кубистов. У меня были серьезные споры с товарищами, которые исключили цвет из своей палитры, лишая его элементарной мобильности. Меня обвиняли в откате к импрессионизму, декоративности и т. д… Я понял, что достиг цели». Однако в итоге теория цвета Робера Делоне — основанная на научных физических исследованиях — повлияла на многих художников того времени, в том числе экспрессионистов «Синего всадника»: Франца Марка, Августа Маке, Пауля Клее. Выставку в цюрихском Кунстхале, где представлено порядка 80 произведений Робера Делоне, дополняет архивная киносъемка и фотографии Парижа начала XX века — неизменного источника образов его живописных поисков.