Представляем традиционный гид Posta-Magazine по главным мировым арт-выставкам месяца.
Париж Брассая, скульптуры Миро, завуалированные картины Дэмиена Хёрста и текстильные линии жизни Шейлы Хикс — март изобилует громкими именами классиков и современников.
«Тинторетто. Рождение гения»
Люксембургский музей, Париж, Франция
7 марта — 1 июля
Люксембургский музей отметит 500-летний юбилей Тинторетто масштабной выставкой, посвященной становлению одного из самых выдающихся художников венецианской школы эпохи позднего Возрождения. В фокусе куратора — первые пятнадцать лет художественной карьеры Якопо Робусти, более известного под своим прозвищем, что в переводе с итальянского означает «маленький красильщик» (его отец был красильщиком шелка). «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана» — эти слова были написаны в мастерской Тинторетто в качестве девиза, который часто используют для описания его живописи. Он мастерски владел рисунком, светотенью и композицией, создавая предельно эмоциональные, драматичные живописные сцены. Уже в ранних работах Тинторетто появляется характерный для него прием — написанные легкими мазками полупрозрачные фигуры на заднем плане, что придавало живописи особую выразительность. Произведения, которые составят экспозицию, покажут творчество художника во всем разнообразии: религиозная и светская живопись, портреты, неизменно отмеченные глубоким психологизмом, так же как написанные на скорую руку небольшие картины, рисунки и эскизы.
|
«Дэмиен Хёрст. Завуалированные картины»
Gagosian Gallery, Беверли-Хиллз, Лос-Анджелес, США
1 марта — 14 апреля
«Вуаль — барьер, завеса между двумя вещами, нечто, что вы можете рассматривать и одновременно проникать взглядом насквозь. Она предметна и в то же время невидима, раскрывает и одновременно размывает истину, которую мы ищем», — эти слова Дэмиена Хёрста служат своеобразным эпиграфом к предстоящей выставке в Галерее Гагосяна в Лос-Анджелесе. Вслед за масштабным скульптурным проектом «Сокровища затонувшего корабля „Невероятный“», показанным в прошлом году в Венеции, британский художник вновь обращается к живописи. Новая серия картин, соединяющая в себе отсылки к импрессионизму и абстрактному экспрессионизму и частично вдохновленная пуантилизмом Жоржа Сёра, продолжает исследование цвета и выразительных возможностей живописи действия, начатое Хёрстом в 1990-х серией Visual Candy («Визуальный леденец»). Как и все проекты Хёрста, одного из самых дорогих мировых художников, эта выставка неизменно привлечет внимание как критиков и коллекционеров, так и широкой публики: Хёрст — это бренд, как бы к этому ни относиться и что бы это ни значило.
|
|
«Брассай»
Фонд Mapfre, Барселона, Испания
До 13 мая
Один из самых значительных фотографов XX века, Брассай начинал как график, живописец и скульптор, обратившись к фотографии после знакомства с творчеством своего соотечественника Андре Кертеша. Наряду с ним, Анри Картье-Брессоном и другими он вывел фотографию на новый уровень, расширив ее художественный потенциал. Главным, неисчерпаемым сюжетом фотографии Брассая был Париж. Город предстает на его снимках во всех нюансах своей бьющей ключом жизни. Влюбленные пары в кафе, одинокие фигуры под дождем, фонарщики и жандармы, дети в парке, уличные кошки и подкармливающие их чопорные пожилые дамы — его Париж предельно реален и тактилен и в то же время поэтизирован, что особенно проявляется в ночных фотографиях, где фотограф мастерски использует скудное городское освещение. Кроме того, Брассай создал портретную галерею своих современников: Пикассо, Дали, Матисса, Альберто Джакометти, Анри Мишо, Жана Жене. Особенно много он снимал Пабло Пикассо, став своего рода фотобиографом художника.
|
«Брюс Науман: Исчезающие действия»
Музей Schaulager, Базель, Швейцария
17 марта — 26 августа
Современный американский художник-концептуалист Брюс Науман, чья карьера начиналась в конце 1960-х, работает почти во всех возможных медиа от скульптуры и графики до перформанса, видеоарта и инсталляции. Среди самых известных его ранних произведений — неоновые надписи, в которых он играет словами, жонглируя оттенками смысла. Таким образом он выявляет связь между языком и образом, как, например, в палиндроме Raw War («Жестокая война») или анаграмме None Sing Neon Sign («Ничто петь неоновый знак»). А сообщение другой неоновой работы: (The True Artist Helps the World by Revealing Mystic Truths («Настоящий художник помогает миру, раскрывая мистические истины») — это уже в некотором смысле манифест. Также Науман создавал пространства, провоцирующие чувство безвыходности и потерянности у зрителей: узкие коридоры и маленькие, скудно освещенные комнаты. В базельском музее «Шаулагер» откроется самая крупная на сегодня ретроспектива Наумана, в экспозицию которой войдут работы за пятьдесят с лишним лет, в том числе две последних инсталляции, ранее не выставлявшихся в Европе. Из Швейцарии выставка переместится в нью-йоркский MoMA, где откроется для публики 16 октября.
|
«Жоан Миро. Скульптуры 1928–1982»
Арт-центр Botín, Сантандер, Испания
20 марта — 2 сентября
Выставка в недавно открывшемся арт-центре в испанском Сантандере на Атлантическом побережье представит не только скульптуру Жоана Миро, но и расскажет о творческом процессе одного из самых известных уроженцев Каталонии. Наряду с более чем сотней скульптур в экспозицию войдут рисунки, эскизы, видео и другие архивные документы. Особенно любопытны материалы и объекты, которые Миро собирал во время своих прогулок, и бытовые предметы, что силой воображения Миро трансформировались в поэтичные художественные образы. Сам художник говорил, что выбор этих предметов часто был неосознанным, как будто некая «магнетическая сила» притягивала его к ним: «А потом я обращаю внимание на другой объект и вдруг замечаю связь между ними, что вызывает поэтическое столкновение… Поэзия — изначальный импульс, который мной движет. Без нее ничего бы не получилось». Отдельно стоит сказать о самом центре: он был построен по проекту притцкеровского лауреата Ренцо Пиано, одного из основателей стиля хай-тек наряду с Ричардом Роджерсом и Норманом Фостером и автора проекта Центра Помпиду в Париже. Внутреннее пространство здания площадью порядка 9000 квадратных метров разделено на два блока: выставочный и образовательный — с многочисленными классами, мастерскими, аудиторией на 300 человек, а также террасой на крыше, откуда открываются захватывающие дух виды на город и бухту.
|
«Шейла Хикс. Линии жизни»
Центр Помпиду, Париж, Франция
До 30 апреля
Название выставки можно было бы перевести и как «Переплетения жизни»: текстильные панно и скульптуры Шейлы Хикс соединяют в себе модернистские формы с традициями незападных цивилизаций: доколумбовой Америки (доинкской культуре был посвящен ее диплом в Йельском университете), Индии, Саудовской Аравии, Южной Африки и других культур, которые она кропотливо изучает на протяжении всей жизни. Масштабная ретроспектива в Центре Помпиду в Париже прослеживает творчество одной из самых оригинальных и самобытных современных художниц с конца 1950-х годов до наших дней. Экспозиция — настоящая симфония цвета, форм и фактур, вдохновляющая энергией жизни и неиссякаемой изобретательностью. Так, ее тканые панно состоят не только из нитей — в них вплетены совершенно неожиданные элементы: раковины моллюсков, шнурки, детские майки, воротнички от мужских рубашек. Работы Шейлы Хикс находятся в коллекциях крупнейших музеев по всему миру: нью-йоркском Метрополитен-музее, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Стеделике в Амстердаме и других.
|
«После „Занг Тумб Тумб“. Искусство — жизнь — политика: Италия 1918–1943»
Фонд Prada, Милан, Италия
До 25 июня
«Занг Тумб Тумб» — одна из основополагающих работ модернистского искусства, знаменитый поэтический сборник 1914 года теоретика футуризма Филиппо Томмазо Маринетти, в котором он соединяет в пространстве печатного листа слова и буквы с математическими и телеграфными знаками. Выставка в миланском фонде Prada исследует художественную жизнь Италии в период между двумя мировыми войнами. При помощи многочисленных документов и фотографий того времени авторы выставки реконструируют социальный, политический и интеллектуальный контексты времени, причем в буквальном виде: частично воспроизводя обстановку 24 частных и публичных выставочных залов. Более 600 живописных и графических работ, скульптур, постеров, предметов мебели сопровождают порядка 800 архивных материалов — журнальных и газетных публикаций, личных фотографий и писем, в окружении которых предстают оригинальные работы Джакомо Баллы, Джино Северини, Джорджо де Кирико, Джорджо Моранди, Карло Карра и других. Отдельные главы экспозиции посвящены влиятельным политикам, писателям и мыслителям, задававшим тон интеллектуальной жизни эпохи.