В Музее русского импрессионизма проходит выставка «Жены», посвященная спутницам жизни и возлюбленным великих русских художников от Ильи Репина и Бориса Кустодиева до Александра Дейнеки и Юрия Пименова.
Этот проект не только рассказывает удивительные истории любви, но и, сквозь призму женских образов, прослеживает развитие русского искусства c конца XIX до середины XX века.
Одна из первых женщин, с которыми встречаешься глазами на выставке, — жена Ильи Репина Наталья Нордман-Северова, успешная писательница, драматург и фотограф, чьи работы вошли в коллекцию Музея Орсе. Не красавица, но из тех женщин, что привлекают внутренним теплом и врожденной проницательностью. В ее портрете трудно угадать феминистку и довольно эксцентричную по тем временам особу. Но именно такой она и была. В их доме было принято самообслуживание, сам факт услужения одного человека другому она считала величайшим позором. Будучи вегетарианкой и защитницей животных, зимой вместо шубы Натали носила пальто, утепленное сеном (из него же, кстати, готовились котлеты).
Илья Репин. Портрет Н.Б. Нордман-Северовой. 1909
Напротив — портрет Юлии Кустодиевой с дочерью Ириной. Выпускница Александровского училища при Смольном институте, она сама увлекалась живописью, в совершенстве знала французский язык, любила музыку. Они познакомились с Борисом Кустодиевым в 1900 году, когда тот еще был молодым, подающим большие надежды студентом Академии художеств. Тогда он написал портрет юной Юленьки — с которого во многом и началась их история любви и изображение которого можно видеть на представленной на выставке картине 1908 года.
Борис Кустодиев. Портрет жены с дочерью Ириной. 1908
В центре зала — «Васильки» Игоря Грабаря, на котором изображены сестры Валентина и Мария Мещерины. В 1904 году художник приехал в имение Дугино к другу, также живописцу, Николаю Мещерину писать этюды. Именно здесь, в Смоленской губернии, Грабарь создал свою знаменитую «Февральскую лазурь», а также задумал портрет юных племянниц Мещерина на фоне березовой рощи, но из-за зарядивших дождей так и не осуществил плана — картину он написал лишь десять лет спустя. «За тем же столом, на котором в 1904 году был накрыт утренний чай, в той же липовой алее, значительно разросшейся, я посадил тех самых мещеринских девочек, групповой портрет которых под березами не кончил тогда, — вспоминал Игорь Грабарь. — Они также за десять лет выросли, и одна из них, рыжая, уже успела превратиться в мою жену. Она сидела на скамье, а сестра ее на столе, посреди вороха васильков. Я целое лето писал этот портрет, в одно и то же время незаконченный и переоконченный». Так случится, что еще через десять с лишним лет, когда Валентина уйдет из семьи, заботу о детях возьмет на себя Мария, которая и станет второй женой Грабаря.
Игорь Грабарь. Васильки. 1914
Портреты, как люди, живут на земле,
Рождая любовь и тревогу.
Они освещают дорогу во мгле
В неведомо скрытому Богу
— это строфа из стихотворения-посвящения Роберту Фальку авторства Раисы Идельсон, третьей из четырех жен художника, его студентки во ВХУТЕМАСе. Она изображена на картине «Девушка у окна»: смелый, открытый взгляд, женственность в облике и при этом ощущение внутренней силы и решительности. Здесь же портреты первой жены, сокурсницы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Елизаветы Потехиной, ради брака с которой молодой еврейский художник принял православие, и четвертой — переводчика и искусствоведа Ангелины Щекин-Кротовой.
Роберт Фальк. Девушка у окна. 1926
Роберт Фальк. Лиза на солнце. 1907 |
Роберт Фальк. Портрет Щекин-Кротовой. 1947 |
Сестра известного советского художника Александра Самохвалова, героиня картины Николая Ионина «Женщина в красном» (1925) Екатерина Самохвалова-Ионина — олицетворение послереволюционной эпохи. Этот портрет жены художника во многом заложил основы иконического (причем в буквальном смысле: как будто парящая над землей фигура отсылает к православной иконографии) образа советской женщины, который впоследствии будет растиражирован в виде многочисленных работниц и спортсменок. Полноправной строительницей нового мира предстает на картинах и первая жена Александра Дейнеки: спортивная фигура, простые, не стесняющие движений платья, строгий взгляд.
Николай Ионин. Женщина в красном. 1925
Всего на выставке более сорока портретов — десятки жизненных историй, которые обретают особое звучание в сопровождении записанного Сергеем Чонишвили аудиогида. Добавьте к этому купола направленного звука в экспозиции с отрывками из писем художников своим возлюбленным; ароматы, иллюстрирующие содержание полотен, и реальные объекты, повторяющие образы картин, — выставка становится настоящим спектаклем, который разворачивается одновременно в музейных залах и воображении зрителя.
Николай Матвеев. Портрет жены. 1880 |
Александ Самохвалов. Портрет М.А. Клещар-Самохваловой. 1957 |
Федот Сычков. Портрет Л. В. Сычковой. 1903 |
Кузьма Петров-Водкин. Портрет жены. 1906 |
Сергей Судейкин. Моя жизнь. 1916
Александр Родченко. Портрет Варвары Степановой. Очарованный паж. 1915 |
Сергей Виноградов. Алупка |
Детали
До 15 мая
Музей русского импрессионизма, Ленинградский пр-т, 15, стр. 1