Культура

Арт-уикенд: окна в XX век на выставке в ИРРИ

После года путешествия по регионам страны выставка «Окна в Россию. Шедевры семи поколений», представляющая русскую живопись XX века, открылась в Москве в Институте русского реалистического искусства. Совместный проект ИРРИ и Третьяковской галереи пересек Россию с запада на восток, побывав в Калининграде, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Красноярске, Владивостоке, Сочи и Санкт-Петербурге.

Значительную часть работ — около полусотни — составили произведения из собрания Третьяковской галереи, причем в каждом городе их состав варьировался. Среди представленных в московской экспозиции произведений — живопись Петра Кончаловского, Игоря Грабаря, Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Таира Салахова и других.

Название проекта обозначает не только некую интроспекцию, взгляд в недавнее прошлое страны, но и основной мотив всех произведений, отобранных для выставки. Окна здесь повсюду: городские, деревенские, революционные, оттепельные, перестроечные.

Лучший способ знакомства с выставкой — позволить себе спокойно фланировать от картины к картине, подходя к тем, что привлекают внимание: цветовой палитрой, настроением или сюжетом. Такой нелинейный нарратив, с флешбэками и нехронологическими перемещениями во времени, который вы выстраиваете интуитивно, позволяет взглянуть на историю не как на набор фактов в учебнике, а как на собственную жизнь. Или жизнь, похожую на вашу, но разворачивающуюся в несколько другом антураже.

Вот взгляд выхватывает среди остальных картин пронизанную воздухом и светом и, кажется, даже источающую легкий луговой аромат картину Бориса Иогансона «Девочка с цветами» (1959). Очарование молодости, свежесть лета и удивительное выражение лица девочки — ребенка на пороге юности. А рядом — совершенно иное по настроению «Окно поэта» Петра Кончаловского, написанное в 1935 году за два года до столетия со дня смерти Пушкина. Ситцевые занавески, оплывшая свеча, только что прикрытая книга — композиция картины построена таким образом, что зритель как будто оказывается в одной комнате с поэтом, вместе с ним рассматривая неброский зимний деревенский пейзаж за окном. С этим Пушкиным — хоть и присутствующим незримо — чувствуешь какую-то родственную связь.

Борис Иогансон. Девочка с цветами. 1959

Борис Иогансон. Девочка с цветами. 1959

Петр Кончаловский. Окно поэта. 1935

Петр Кончаловский. Окно поэта. 1935

А напротив — уже полные новых надежд послевоенные 1940-е, эскиз панно «Восстановление Ростсельмаша» Александра Дейнеки. Во время войны завод из Ростова-на-Дону был эвакуирован в Ташкент и вновь заработал спустя всего десять дней после освобождения города от оккупации.

Александр Дейнека. Восстановление Ростсельмаша. Конец 1940-х

Александр Дейнека. Восстановление Ростсельмаша. Конец 1940-х

Другой отпечаток того же времени — наполненная солнцем и ощущением полноты жизни картина Петра Вильямса «Весна. Портрет Анны Мартинсон и Алексея Понсова» (1947). Первая — дочь известного актера Сергея Мартинсона, сценограф и художник по костюмам, которая, в частности, создала образы героев дипломного фильма Андрея Тарковского «Каток и скрипка». Второй — ученик Вильямса, также впоследствии ставший театральным художником.

Петр Вильямс. Весна. Портрет Анны Мартинсон и Алексея Понсова. 1947

Петр Вильямс. Весна. Портрет Анны Мартинсон и Алексея Понсова. 1947

1964 год. Один из последних «оттепельных». В «Новых кварталах» Юрия Пименова — сотни окон свеженьких многоэтажек, воплощение хрущевского лозунга «Каждой семье — по квартире». Размытые фигурки людей, как будто зыбкий асфальт на еще не оконченной стройке как метафора лучшей жизни, надежд, которые могут осуществиться, а могут так и остаться прекраснодушными мечтами.

Юрий Пименов. Утро в городе. Из серии «Новые кварталы». 1964

Юрий Пименов. Утро в городе. Из серии «Новые кварталы». 1964

Есть здесь и поэтичные виды русской деревни в исполнении Александра Грицая, и напоминающий картину Возрождения автопортрет Дмитрия Жилинского с матерью, и гиперреалистичный интерьер пограничного корабля авторства Андрея Волкова, от которого совершенно невозможно отвести глаза, настолько доминирующий на картине красный цвет захватывает воображение.

Экспозицию в ИРРИ дополняет мультимедийная инсталляция, составленная из сменяющих друг друга анимированных произведений, в том числе тех, что не представлены на выставке. Но заканчивать осмотр все же лучше не ожившими, а «живыми» полотнами — ничто не заменит впечатления от пастозного мазка, тончайшей игры света и тени на холсте и ауры произведения, которое помнит руки художника.

Арт-уикенд: окна в XX век на выставке в ИРРИ

Арт-уикенд: окна в XX век на выставке в ИРРИ

Детали
Выставка открыта до 12 августа
Институт русского реалистического искусства, Дербеневская ул., 7, стр. 31

 

 

 

31 мая 2018
Инна Логунова для раздела Культура